Топ-100

StuG - «Штуг» самая массовая наземная боевая машина вермахта

Опубликовал: dokaspez, 19-04-2018, 18:13, Техника и вооружение , 1 228, 0

Штурмовые орудия (Sturmgeschutz, сокращенно StuG - «Штуг») в ходе Второй мировой войны стали в вермахте одним из главных средств поддержки пехоты и танков в бою. Экипажи штурмовых орудий были своего рода элитой артиллерии.
Оценивая возможности поддержки пехоты полевой артиллерией, германские специалисты пришли к выводу, что лучшим средством будет орудие калибром 75 мм (7,5 см по германской системе обозначений калибров) на бронированном самоходном шасси. В отличие от танка оно не предназначалось для стремительных прорывов и преследования, а должно было поддерживать продвижение пехоты, уничтожая огнем прямой наводкой наиболее опасные для нее цели.

Заказ на разработку выдали в июне 1936 года фирме «Даймлер-Бенц». Использовали шасси среднего танка Рz.Крfw III. Фирма «Крупп» создала орудие 7.5 сm StuК 37 с длиной ствола 24 калибра. Установка орудия в неподвижной рубке позволила уменьшить силуэт, массу и стоимость штурмового орудия.

В 1940 году машина была принята на вооружение под наименованием Geranzerter Selbstfahrlafette fur Sturmgeschutz 7.5 cm Kanone (Sd.Kfz.142), но стала более известна как «Штуг» III. Первая серийная модификация «Штуг» III Ausf.A строилась на шасси танка Pz.Kpfw III Ausf.F. Опыт боев во Франции и Голландии подтвердил эффективность штурмовых орудий.

Вскоре появилось «Штуг» III Ausf.B, более удобная в управлении. Она строилась на шасси Pz.Kpfw III Ausf.G и H. Главным производителем стала фирма «Алкетт».

Штурмовое орудие «Штуг» III сохранило схему компоновки базового танка: заднее расположение моторного отделения, спереди - трансмиссионное и отделение управления, в средней части - боевое отделение с низкой полностью закрытой рубкой, в которой слева от орудия располагались наводчик и командир, справа - заряжающий. Углы наведения орудия по горизонтали - по 12° вправо и влево, по вертикали - от -10° до +20°. Скорострельность достигала 12 выстр./мин. Могли использоваться унитарные выстрелы с осколочно-фугасными, бронебойными, кумулятивными снарядами.

Корпус и рубка сваривались из цементированной броневой стали. Рубка крепилась на корпус болтами и стальными уголками. «Штуг» III имела карбюраторный V-образный 12-цилиндровый двигатель НL120ТRМ «Майбах» жидкостного охлаждения, развивавший мощность 300 л. с. при 3000 об./мин. Как и танки, штурмовое орудие «ходило» на синтетическом этилированной бензине. Емкости топливного бака 310 л хватало на 160 км. Как большинство бронированных машин вермахта, «Штуг» III оснащалась УКВ радиостанцией.

Превосходство советских танков заставило вермахт пересмотреть всю систему противотанкового вооружения. В марте 1942 года появилась модификация «Штуг» III Ausf. F с 75-мм пушкой StиК 40 фирмы «Рейнметалл» с длиной ствола 43 калибра. Увеличившаяся длина отката пушки потребовала изменить установку и модифицировать боеукладку. Углы наведения пушки по горизонтали - по 10° вправо и влево, по вертикали - от -6° до +20°. Боекомплект включал выстрелы с бронебойно-трассирующими, подкалиберными, кумулятивными, осколочно-фугасными, дымовыми снарядами.

Для самообороны Ausf. F получила пулеметную установку над люком заряжающего. Имелись дымовые гранатометы. Характерно, что первыми получили штурмовые орудия с длинноствольной пушкой дивизии «Великая Германия», «Лейбштандарт СС Адольф Гитлер», «Рейх», «Мертвая голова». Часть «Штуг» III Ausf. F получила более длинную пушку StuК 40 L/48 - пушку КwК 40 такой же длины и баллистики ставили в это время на средний танк Рz.Крfw IV Ausf. G. По аналогии с танками Рz.Крfw IV Ausf. G. с июля 1942 года бронирование лобовой части штурмовых орудий начали доводить до 80 мм, крепя на болтах дополнительные 30-мм бронелисты. В сентябре 1942 года в производство пошла модификация Ausf.F/8, вобравшая в себя накопленные изменения. Поменялись углы наклона бронелистов рубки, лобовая броня усилена. Боекомплект пушки снизился до 44 выстрелов. Отверстие для перископического прицела прикрыли проволочной сеткой. Изменения корпуса соответствовали шасси Рz.Крfw IV Ausf. J и L. С мая 1943 года «Штуг» III, как и средние танки, начали оснащать бортовыми бронеэкранами.

Производство и доля штурмовых орудий росли: если в июне 1942 года было построено 343 танка, 70 штурмовых орудий и 23 САУ других типов, то в июне 1944-го - соответственно 777, 531 и 266. Всего с февраля 1940-го по апрель 1945 года было выпущено более 10500 «Штуг» III в различных модификациях. «Штуг» III стала самой массовой наземной боевой машиной вермахта. Больше всего - 7893 штуки - построили штурмовых орудий модификации «Штуг» III Ausf. G, масса которой достигла 23,9 т.

«Штуг» III поставлялись также союзникам Германии: Румынии, Финляндии, Болгарии, Венгрии, Испании, Италии. В советских наставлениях и справочниках тех лет «Штуг» III именовали «штурмовым танком», «Артштурмом» или «Штурмартом». Часть «Штуг» III, захваченных Красной армией, использовалась советскими войсками непосредственно, часть послужила в качестве шасси для собственных самоходных артиллерийских установок СУ-76И («иностранная») с 76-мм пушкой и СУ-122И со 122-мм гаубицей.

Тактико-технические характеристики «Штуг» III Ausf. B и «Штуг» III Ausf. F:

На фотографии сделанной в Музее бронетанковой техники (Кубинка) – штурмовое орудие StuG 40 Ausf. G - последняя серийная модификация StuG III. Выпускалась заводами Alkett с декабря 1942 по апрель 1945 гг. С февраля 1943 года к производству подключилась фирма MIAG. На машине проведены мероприятия по повышению защищенности, установлена командирская башенка; с апреля 1943 года по бортам навешивались 5 мм противокумулятивные экраны. На всех машинах устанавливалась 75 мм пушка с длиной ствола L/48. Боекомплект пушки увеличился до 54 выстрелов. Эта серия имела самый большой выпуск StuG – 7834 единицы. Машины воевали на всех театрах военных действий. Около 300 единиц поставлено союзникам.

У StuG III тип G находящейся в Музее техники Вадима Задорожного особенная история.

В 1942 году на территории Крымского полуострова Германия имела большой перевес в живой силе и технике. Основные немецкие корабли базировались в румынском порту города Констанца. Это была крупнейшая перевалочная база немецких сил, предназначенная для отправки оружия и солдат на Крымский фронт. Утром 23 ноября 1943 года немецкое транспортное судно "Santa Fe", находясь в охранении мощного военного эскорта, следовало из Констанцы в Севастополь. Конвой прошел большую часть пути, когда внезапно в носовой части произошел взрыв и начался пожар. Чуть позже произошел внутренний взрыв, который разорвал морское судно на части, корабль ушел на дно с течение нескольких минут.

Вместе с самим кораблем затонут и весь груз на борту, включавший в себя 1278 тонн боеприпасов и 12 штурмовых самоходных установок StuG III тип G. В результате подводных работ в трюмах транспорта удалось обнаружить два целых корпуса установки. Один из них прошел реставрацию в мастерских Музея техники и представлен в экспозиции.скачать dle 12.1



  • Не нравится
  • 0
  • Нравится

Похожие публикации
У данной публикации еще нет комментариев. Хотите начать обсуждение?

Имя:*
E-Mail:
Введите код: *
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив


Архив сайта
Апрель 2024 (36)
Март 2024 (43)
Февраль 2024 (36)
Январь 2024 (38)
Декабрь 2023 (29)
Ноябрь 2023 (20)
Календарь
«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930 
Реклама
Карта Яндекс
Счетчики
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru
При использовании материалов ссылка на источник обязательна. Спасибо за понимание.