МиГ - 15 - самый массовый реактивный боевой самолет
Опубликовал: dokaspez, 15-04-2018, 19:39, Техника и вооружение , 967, 0
МиГ-15 - самый массовый реактивный боевой самолет в истории авиации, состоявший на вооружении ВВС около 40 стран мира.
11 марта 1947 года Совет министров СССР утвердил план опытного самолетостроения на текущий год, в соответствии с которым приказом МАП № 210 ОКБ А.И. Микояна поручалось разработать фронтовой истребитель с герметичной кабиной и стреловидным крылом. А 30 декабря текущего года опытный экземпляр И-310 (С-1) совершил первый полет. 15 марта 1948 года крылатая машина под названием МиГ-15 с двигателей РД-45 уже была запущена в серийное производство на заводе № 1 им. Сталина. Первая серийная машина поднялась в воздух 30 декабря 1948 года. В период с 20 мая по 15 сентября 1949 года на авиабазе в Кубинке (Подмосковье) прошли ее войсковые испытания. В этом же году были сформированы первые строевые подразделения, получившие на вооружение МиГ-15.
Он представляя собой истребитель-среднеплан цельнометаллической конструкции со стреловидными крылом и оперением. Фюзеляж - типа полумонокок, крутого сечения. Хвостовая часть фюзеляжа отъемная, с внутренним фланцем для установки и всестороннего обслуживания двигателя.
В носовой части размещен воздухозаборник двигателя, охватывающий с двух сторон кабину пилота. Крыло однолонжеронное, с косой поперечной балкой, образующей треугольную нишу для убранного шасси. Оно состояло из двух отъемных консолей, стыковавшихся непосредственно с фюзеляжем, было снабжено элеронами с внутренней аэродинамической компенсацией и сдвижными щитками - закрылками на рельсовых каретках. Оперение самолета крестообразное, киль и стабилизатор двухлонжеронные. Руль состоял из двух частей под и над стабилизатором.
Шасси трехколесное, с носовой стойкой и с рычажной подвеской колес. Выпуск и уборка шасси и двух тормозных щитков в хвостовой части фюзеляжа осуществлялись гидросистемой. Колеса главного шасси оснащены пневматическими тормозами.
Силовая установка - турбореактивный двигатель РД-45. На МиГ-15бис был установлен более мощный двигатель - ВК-1.
Имевший более 20 модификаций, МиГ-15 стал самым массовый реактивным самолетом в истории мировой авиации.
В СССР, по одним данным, было построено 11073 самолета, по другим - 1313, А всего в мире, с учетом боевых машин, выпускавшихся по лицензии в других странах, - более 17000.
МиГ-15 был создай для воздушного боя и полностью соответствовал своему целевому назначению. Одной из наиболее сильных сторон истребителя являлся его более высокий поражающий потенциал, что давало ему ощутимый выигрыш на основном этапе воздушного боя - в атаке.
Лучшие боевые качества этой крылатой машины были продемонстрированы во время Корейской войны 1950-1953 годов. МиГ-15 стояли на вооружении 64-го истребительного авиакорпуса, летчики которого за три года боевых действий в небе над Кореей выполнили более 63 тысяч боевых вылетов, провели 1872 воздушных боя, в которых, по некоторым данным, сбили 1106 американских самолетов: из них около 650 Р-86 «Сейбр». При этом потери МиГов составили лишь 335 самолетов. Самым результативный летчиком стал Герой Советского Союза, командир истребительного авиаполка полковник Е.Г. Пепеляев, который, по официальным данным, лично сбил 19 самолетов противника, а с неучтенными победами - 23. Каждый участник воздушного боя стремился использовать лучшие качества своего самолета, поэтому порой схватка ограничивалась одной атакой, после которой МиГи оказывались наверху, а «Сейбры» - внизу. По основным летно-тактическим данным, МиГ-15 и Г-86 «Сейбр» были приблизительно равны, однако каждая боевая машина имела свои сильные и слабые стороны.
МиГ превосходил Г-86 в скороподъемности и удельной тяговооруженности. В свою очередь, «Сейбр» обладая большей дальностью полета, был более маневренным, быстрее набирал скорость при пикировании, в то же время проигрывая в вооружении. Шесть крупнокалиберных «Кольт Браунинг», несмотря на большую скорострельность (1200 выстрелов в минуту), уступали трем пушкам МиГа. После окончания войны в Корее МиГ-15 продолжая участвовать в вооруженных конфликтах в ряде стран мира. Советские МиГ-15 в 1950-х годах многократно вылетали на перехват самолетов-разведчиков США и европейских стран, активно летавших над территорией СССР, и сбивали некоторых нарушителей воздушного пространства. Например, 13 июня 1952 года в районе Вентспилса (Латвийская ССР) был сбит шведский разведчик ФС-3, 18 апреля 1955 года возле острова Беринга - американский РВ-47. В Советском Союзе МиГ-15 был снят с вооружения в начале 1970-х годов.
Тактико-технические характеристики:
Тип: фронтовой истребитель
Двигатель: РД-45Ф мощностью 22,3 кН
Размеры, м:
длина: 10,1
высота: 3,7
размах крыла: 10,08
Вес, кг:
пустого: 3247
взлетный: 4917
Технические характеристики:
- максимальная скорость, км/ч: 1042
- практический потолок, м: 15100
- дальность, км: 1335 / 1920 с ПТБ
Вооружение:
- 1 х 37 мм пушка Н-37 с 40 патр. (6,66 в/с)
- 2 х 23 мм пушки НС-23 с 80 патр. на ствол (10x2 в/с)
- бомбы: 2 х 50 кг или 2 х 100 кг