Топ-100

Т-54/55 - самый массовый танк Варшавского Договора

Опубликовал: dokaspez, 15-04-2018, 10:23, Техника и вооружение , 1 766, 0

Танк Т-54, созданный на основе опыта, накопленного советскими танкостроителями в годы Второй мировой войны, стал самой массовой боевой машиной стран Варшавского договора в 1950-1960-е годы. И в наши дни эти танки остаются в строю в некоторых странах мира.

В октябре 1944 года в КБ завода № 183 приступили к проектированию нового танка, который внешне отличался от Т-44 в основном башней несколько больших размеров и вооружением, состоявшим из 100-мм пушки.

В 1946 году Т-54 был принят на вооружение советской армии. Эти машины получили обозначение Т-54-1 (видимо, Т-54 1 -й серии) и Т-54 обр. 1946 г. Танк Т-54-1 имел классическую компоновку с задним расположением моторно-трансмиссионного отделения. Корпус был сварен из броневых катаных листов и имел острую носовую часть и вертикальные борта. Монолитный верхний лобовой лист корпуса был толщиной 120 мм и располагался под углом 60° к вертикали. Башня - литая, крупногабаритная, с вварной крышей и обратным скосом («заманом») снизу по всему периметру.

В башне устанавливалась 100 – мм пушка Д-10Т, спаренная с 7,62-мм пулеметом СГ-43. Два пулемета СГ-43 размещались в броневых ящиках на надгусеничных полках, неприцельный огонь из них вел механик-водитель. Над люком заряжающего, на турели, устанавливался 12,7 – мм зенитный пулемет ДШК.

Боекомплект танка включал 34 унитарных 100-мм выстрела, 200 патронов калибра 12,7 –мм и 4500 калибра 7,62 мм.

Танк оснащался двигателем В-54 мощностью 520 л.с. В ходовой части с каждого борта имелось пять сдвоенных обрезиненных опорных катков.

На танке Т-54-2 была установлена новая башня с узкой 400-мм амбразурой для пушки, без обратного скоса спереди и с боков, с командирской башенкой. Турель зенитного пулемета заменили новой, улучшенной конструкции. В 1951 году Т-54 получил литую башню полусферической формы без обратных скосов и кормовой ниши с улучшенный уплотнением погона. Серийное производство Т-54-3 (или Т-54 обр. 1951 г.) началось в 1952-м и продолжалось до конца 1954 года. В 1954 году на вооружение был принят танк Т-54А с пушкой Д-10ТГ, оснащенной стабилизатором в вертикальной плоскости СТП-1 «Горизонт», а спустя два года - Т-54Б с двухплоскостным стабилизатором СТП-2 «Циклон». Он позволил довести вероятность попадания в цель при стрельбе с ходу до 60 %. Серийное производство танков Т-54 разных модификаций осуществлялось с 1947 по апрель 1959 года.

Компоновка, конструкция и внешний вид танка Т-55 практически полностью идентичны таковым танка Т-54Б. Главное отличие - наличие системы противоатомной защиты. Обеспечение полной герметизации корпуса и башни танка позволило установить на нем оборудование для преодоления по дну водных преград глубиной до 5 м. Благодаря более рациональному использованию внутреннего объема боекомплект пушки увеличили до 43 выстрелов, а пулеметов - до 3500 патронов. С крыши башни сняли пулемет ДШКМ, стрельба из которого оказалась малоэффективной против скоростных реактивных самолетов. Серийное производство танка Т-55 продолжалось с 1958 по 1962 год. Машину неоднократно модернизировали.

Наиболее массовой модификацией стал средний танк Т-55А, производившийся с 1963 по 1979 год. Он был оснащен противорадиационной защитой внутри корпуса и башни (подбой) и частично снаружи (надбой). С 1965 года танк стали оснащать гусеницами с резинометаллическим шарниром (РМШ). С 1970 года на танке устанавливали зенитный пулемет ДШКМ, а с 1975-го - лазерный дальномер КДТ-1.

В начале 1980-х годов была разработана программа модернизации танков Т-55 с целью доведения их характеристик до уровня основных танков Т-64А и Т-72. В результате создали и в апреле 1983 года приняли на вооружение танки Т-55М и Т-55АМ, оснащенные многослойными экранами из комбинированной брони на корпусе и башне и бортовыми резинотканевыми экранами. На танке был установлен комплекс управляемого вооружения 9К116 «Бастион» и система управления оружием «Волна».

Танки Т-55МВ оснащались комплексом навесной динамической защиты «Контакт-1». Динамическая защита повысила защиту от моноблочных кумулятивных снарядов эквивалентно установке дополнительной стальной брони толщиной 400 мм. Однако традиционная компактность советских танков ведет к некоторым минусам. На Т-54, например, пришлось существенно сократить боекомплект. Несмотря на увеличение диаметра башенного погона в свету до 1825 мм, из-за больших размеров казенной части орудия боевое отделение получилось тесным. Размещение новых агрегатов при модернизации только усугубляло ситуацию.

Башня танка - литая полусферическая с вварной крышей. Толщина ее лобовой брони составляла 200 мм. Бортовая броня имела переменную толщину от 136 до 160 мм, кормовая - 65-48 мм. Характерной отличительной деталью башни Т-54 был колпак над вытяжным вентилятором на крыше. На танке Т-55 в связи с установкой системы ПАЗ этот колпак отсутствовал.

Корпус танка, сваренный из броневых катаных листов, имел острую носовую часть и вертикальные борта. Монолитный верхний лобовой лист, толщиной 100 мм, располагался под углом 60° к вертикали. Толщина брони бортов составляла 80 мм, крыши - 30 мм, днища - 20 мм. Аналогичный уровень бронезащиты был и у Т-55. На башне и лобовой части корпуса Т-55М и Т-55АМ были установлены многослойные экраны из комбинированной брони, на бортах - резиновые экраны, дополнительно бронировано днище корпуса. На Т-55МВ и Т-55АМВ использовались навесная динамическая защита «Контакт-1», бортовые экраны, дополнительное бронирование днища.

Основное вооружение танка - 100-мм нарезная пушка Д-10Т, выпускавшаяся в различных модификациях. У Т-54 боекомплект пушки состоял из 34 выстрелов, у Т-55 - из 43. В боекомплект входили унитарные выстрелы с кумулятивными и осколочно-фугасными снарядами. В 1966 году появился бронебойно - подкалиберный снаряд. Как правило, боекомплект на 2/3 состоял из осколочно-фугасных и на 1/3 из бронебойных снарядов. Танки Т-55М и Т-55АМ с комплексом управляемого вооружения 1К116-1 «Бастион» могли стрелять танковой управляемой ракетой на дальность до 4 км. В боекомплект входили 5 таких ракет.

В качестве дополнительного вооружения на Т-54 использовались три пулемета. Один 7,62-мм пулемет СГМТ или ПКТ был спарен с пушкой, второй жестко закреплен в отделении управления, из него вел огонь механик-водитель. В Т-55 второй пулемет ликвидировали, что позволило увеличить боекомплект на шесть 100-мм снарядов. На люке заряжающего был установлен 12,7-мм зенитный пулемет ДШКМ.

У танка Т-55 он отсутствовал. Однако в 1972 году, когда большую угрозу стали представлять вертолеты огневой поддержки, пулемет вернули.

Т-54 был оснащен дизельным двигателем В-54 мощностью 520 л. с. (382 кВт). Для его пуска использовался электростартер, была и аварийная система воздушного запуска. Двигатель танка Т-55, В-55, имел мощность 580 л.с. (426 кВт). На модернизированных вариантах этой модели использовались двигатели В-55У мощностью 620 л. с. (456 кВт) и В-46-5М мощностью 690 л. с. (507 кВт).
Габаритные размеры:
Длина с пушкой вперед, м: 9
Длина корпуса, м: 6,37 Ширина, м: 3,27 Высота, м: 2,4
Двигатель
Тип двигателя: дизель В-55 12-цилиндровый ?-образный жидкостного охлаждения мощностью 580 л. с. (426 кВт)
Емкость топливных баков, л: 960
Подвижность:
Запас хода по шоссе, км: 650
Запас хода с внешними баками, км: 715
Скорость по шоссе, км/ч: 50
Преодолеваемый ров, м: 2,7
Вооружение:
Основное: 100-мм нарезная пушка Д-10Т с боекомплектом 43 выстрела Дополнительное: один спаренный 7,62-мм пулемет СГМТ или ПКТ, один 12,7-мм пулемет ДШКМ на люке заряжающего (после 1972 года).

Т-54/55 были основой советских танковых войск, хотя практически не участвовали в боевых действиях, а боевые машины этого типа, поставлявшиеся на экспорт, были задействованы в танковых сражениях по всему земному шару.
Почти все союзники Советского Союза и другие страны имели Т-54, Т-55 или их китайские эквиваленты. Модернизированные танки, проданные армиями стран бывшего Варшавского договора после 1991 года африканским и другим странам, хоть и проигрывают современным бронированным машинами, однако часто оказываются самым мощным оружием в различных локальных конфликтах.

Свое боевое крещение танки Т-54 получили во время так называемых венгерских событий. Их кульминацией стала операция «Вихрь», начавшаяся 4 ноября 1956 года. Для участия в ней на помощь Особому корпусу Советской армии прибыли соединения 38-й общевойсковой и 8-й механизированной армий из Прикарпатского военного округа, в том числе 31-я танковая, 11-я и 13-я гвардейские и 27-я механизированные дивизии. Из состава находившейся в Румынии Отдельной механизированной армии прибыла 33-я гвардейская механизированная дивизия. Направлявшиеся в Венгрию части получали новые танки Т-54 и Т-54А.

Советское командование тщательно проработало операцию «Вихрь» по захвату Будапешта, используя при этом опыт Великой Отечественной войны. Штурм начался с артиллерийского обстрела. Затем танковые колонны устремились вперед для захвата мостов и основных опорных пунктов сопротивления. Пехота при поддержке танков занялась «зачисткой» городских кварталов.

В ночь с 20 на 21 августа 1968 года началась крупнейшая в Европе после Второй мировой войны военная операция - «Дунай» - ввод войск пяти государств Варшавского договора в Чехословакию. Главная роль отводилась танковым соединениям - 9-й танковой и 11-й гвардейской танковой дивизиям Группы советских войск в Германии, 13-й гвардейской танковой дивизии Южной группы войск, 15-й гвардейской танковой дивизии Белорусского военного округа, 31-й танковой дивизии Прикарпатского военного округа и танковым полкам мотострелковых дивизий. Со стороны ГДР войска перешли чехословацкую границу на 200-км фронте внезапно, одновременно силами 8 дивизий по 20 маршрутам. Через пять часов после начала операции советские танковые части вошли в Прагу, где все ключевые объекты были уже взяты под контроль десантниками. Чехословацкая армия не оказала сопротивления, поэтому крупных потерь удалось избежать.

Этими эпизодами фактически исчерпывается применение советской армией средних танков Т-54 и Т-55. Значительно масштабнее они задействовались вооруженными силами других государств.

Основным театром боевых действий, на котором танки Т-54 и Т-55 использовались наиболее активно, стал Ближний Восток. Массово эти машины применяли египетские и сирийские войска в Арабо-израильских войнах 1967 и 1973 годов.
В ходе последней танки этого типа составляли абсолютное большинство (до 70 %) в армиях арабских государств. В 1982 году Т-54/55 вновь столкнулись с израильскими танками в Ливане. Еще одним ближневосточным конфликтом, в котором широко использовали танки Т-54 и Т-55, была Ирано-иракская война. Боевые действия начались в 1980 году. Первым напал Ирак, посчитав Иран ослабленным после произошедшей в 1979 году антишахской революции. Боевые действия носили широкомасштабный и ожесточенный характер и велись с переменным успехом. С 1971 года танки Т-54/55 принимали участие в войне во Вьетнаме. Их основными противниками были легкие танки М41 и средние М48АЗ американского производства. Танки Т-54/55 воевали в Анголе, Судане и Чаде. Последним же театром их боевого применения стала Европа. Гражданская война в Югославии не обошлась без участия боевых машин этого типа.

Танки Т-54 и Т-55 широко использовались и другими странами Азии. С середины 1960-х годов танки Т-54 и Т-55 советского производства и Т-59 китайского состояли на вооружении армий Индии и Пакистана соответственно и принимали участие в третьей индо-пакистанской войне.

Танки Т-54/55 сильно отличались друг от друга в деталях конструкции и размещении снаряжения в зависимости от времени выпуска. В результате постоянной модернизации таких отличий становилось еще больше, однако в основе лежит базовая конструкция, созданная в конце 1940-х годов.

Т-54 - типичный представитель советской школы танкостроения. Для нее характерно стремление к минимальному забронированному объему при наиболее мощном вооружении и бронировании. Большое внимание уделяется и достижению высоких динамических характеристик, что обеспечивается двигателем достаточной мощности и низким удельным давлением на грунт.

В 1958-1979 годах в Советском Союзе было выпущено 20 тысяч единиц различных модификаций танка Т-55. Помимо СССР, танки Т-55 производили некоторые другие страны. В Польше изготовили 1500 танков, в Румынии – 400, в Чехословакии – 1700.

Благодаря многочисленным модернизациям Т-54/55 остается в строю и в XXI веке. Ему пришлось повоевать практически на всех континентах в самых экстремальных условиях, и везде этот танк благодаря своей мощи, надежности и простоте вызывая любовь экипажей и уважение врага.

Потомки послевоенного Т-44 достаточно просты и очень надежны, поэтому можно рассчитывать, что они останутся на вооружении в третьем, а то и в четвертом десятилетиях XXI века.скачать dle 12.1



  • Не нравится
  • 0
  • Нравится

Похожие публикации
У данной публикации еще нет комментариев. Хотите начать обсуждение?

Имя:*
E-Mail:
Введите код: *
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив


Архив сайта
Апрель 2024 (36)
Март 2024 (43)
Февраль 2024 (36)
Январь 2024 (38)
Декабрь 2023 (29)
Ноябрь 2023 (20)
Календарь
«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930 
Реклама
Карта Яндекс
Счетчики
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru
При использовании материалов ссылка на источник обязательна. Спасибо за понимание.