шаблоны для dle, uaBIG.com - инструменты для вашего сайта
Форма входа
Логин:
Пароль:
Забыли пароль?
PUTI-shestvuy » Путешествие в историю » Болезни и ритуал похорон у бурят юго-западного Забайкалья

Болезни и ритуал похорон у бурят юго-западного Забайкалья

Автор: murashka
11-04-2018, 08:13
Болезни и ритуал похорон у бурят юго-западного Забайкалья

В сравнении с русским населением местные буряты легче переносят непостоянство климата и потому менее подвержены различным заболеваниям. Закаленность натуры и отсутствие (сравнительно, конечно) излишеств дают им возможность лучше противостоять даже и эпидемиям, которые посещают край.

Из болезней, которые чаще наблюдаются среди бурят, это катар желудка, болезни глаз и ревматизм. Из них катар желудка объясняют излишеством употребления кирпичного чая, который варят обыкновенно очень крепким и пьют в течение дня очень много; болезнь глаз вызывается постоянным дымом от костра в юрте. Из эпидемических болезней особенно сильна бывает оспа и преимущественно среди малолетних, которым почти никогда не прививают ее. Также много детских жизней уносят годами свирепствующие здесь скарлатина, дифтерит и поносы.
Чахотка встречается довольно редко. Сифилис же с годами заметно увеличивается в особенности в местностях вблизи монгольской границы. Рассадниками сифилиса, не меньше монгол, являются и китайцы, среди которых (преимущественно жителей северных провинций) сифилис - сильно распространился.

Болезнь свою буряты объясняют довольно своеобразно. По мнению их, всякое непроизвольное отклонение в жизни человека, будь то несчастье, горе, неудача или болезнь, все это действия «нечистой силы злых духов - и последствие борьбы худого с добрым». Поэтому всякое лечение у бурят неразрывно с религиозными обрядами, приношениями и пр. Каждая болезнь в лечении бурята сопровождается заговорами, заклинаниями и, как добавление ко всему этому, являются уже разные лекарства.

По убеждению некоторых бурят, излечивают болезнь исключительно их мистические средства; лекарства же добавляют в организм то, что отняла у него борьба злого духа. Конечно, мнение это далеко не всех бурят, а более суеверных дальних и глухих местностей. Ближайшие же буряты заметно совершенно иного мнения, т. е. верят при лечении исключительно в силу лекарств и вообще реже прибегают к мистическому.

Тибетская медицина признает существование всего 404 болезней, происхождение которых приписывается единственно простуде. При лечении лекарствами, бурятские ламы руководствуются исключительно указаниями тибетской медицины, которую они и изучают.

Многие русские доктора занимались проверкой лекарственных средств тибетской медицины, и большинство не признавало их полезности, хотя в единичных случаях различных наблюдателей не докторов, в некоторых болезнях такие лекарства приносили несомненную пользу и выздоровление.
Из местного русского населения найдется не один десяток людей, которые подтвердят, что выздоравливали они только от лекарств тибетской медицины, так как обращались к ламе уже после долгого и безуспешного лечения русскими докторами. Как и факты, известны случаи, когда привозили почти умирающих к ламам, которые удачно справлялись с лечением. И в настоящее время в некоторых болезнях русские в особенности крестьяне, обращаются только к ламам.

Большинство лекарств тибетской медицины сильнодействующие, почему лечение ведется с соблюдением большой диеты и осторожностью. Приемы лекарств также в значительных дозах. Как известно, лечение средствами тибетской медицины широко практикуется не только в сибирских, но и в некоторых российских городах. Все это, конечно, говорит за то, что подробное изучение тибетской медицины в отношении исключительно лекарственных средств может дать много интересного и, быть может полезного.

Хирургического лечения, конечно, у бурят нет, как и вообще в тибетской медицине оно почти совершенна отсутствует. Понятие о внутренних органах человека у бурятских лекарей во многом расходится с действительностью, что, конечно, вполне объясняется тем, что в тибетской медицине отсутствует вскрытие и изучение внутренностей человека. Ампутации, вскрытие и вообще хирургическое лечение считаются грехом. Поэтому, редкий бурят, согласится на какую-либо операцию и предпочитает выжидать излечение внутренними средствами. Из массы примеров можно указать на один, когда у одного местного бурята скатившимся бревном раздробило ступню, при чем, пальцы были совершенно раздроблены, последствием чего образовалось страшное нагноение; бурят мучился от боли несколько недель, пока три пальца не отпали сгнившими, но тем не менее ламское лечение, заключавшееся в каких-то мазях, все же не дало распространиться заражению, и бурят впоследствии остался жив, хотя, конечно, не мог передвигаться без костыля. Несмотря на страшные мучения, он все же не соглашался на ампутацию ступни, говоря, что это грех.
Очень удачно местные бурятские лекаря и некоторые частные лица складывают переломы рук, ног. Менее удачно бывает лечение переломов коленной чашки и ключицы.

Массаж бурят также своеобразен и не всегда согласуется с приемами общеевропейского, расходясь в представлении кровообращения человека. Некоторые ламы-лекаря одинаково лечат и домашний скот, хотя есть и специалисты-самоучки, так называемые коновалы. Лекарства дают те же, что и людям, но только в большем количестве. Почему здесь и называют всякие несоразмерно большие лекарственные дозы «конским» приемом.

К ветеринарам, как и к врачам, буряты относятся недоверчиво и, конечно, бурят ни того, ни другого собственно для своих надобностей не пригласит. Некоторым врачам тибетской медицины разрешена, в известных пределах, практика и в сибирских городах, а потому население обращается к ним открыто.

Из болезней, исключительно местных, представляет, особый интерес так называемое «эмирячество». Наблюдается она, насколько известно, только в двух местностях Сибири: Якутской и Забайкальской областях. Выражается отчасти некоторыми признаками кликушества как-то: причитаниями, вскрикиваниями, резкими движениями, чаще же особенной боязливостью и повторением слов или действий другого. Население относится к таким больным в большинстве вполне индифферентно и больные такие чаще представляют предмет забавы и насмешек. Зная непреодолимое подчинение эмиряков всем действиям и словам, часто случается, что их заставляют проделывать или говорить непристойности, драться, садиться в воду, брать горячие головни и проч. Приходилось наблюдать, что такой больной повторял целые фразы и изречения на незнакомом ему языке, причем особенно интересно то, что в следующий раз, стоило сказать ему из таких фраз только начальные слова, а остальное он дополнял сам, как бы заученное. Чаще же встречаются только такие, которые скорее всего поддаются непроизвольным действиям, под влиянием минутного испуга стуком или окриком. Моменты такие долго не продолжаются и обыкновенно после двух-трех фраз больной приходит в себя, упрекая лицо, вызвавшее приступ «смешной болести», как называют ее местные жители.

Среди русского населения таких больных меньше, чем среди бурят. Хотя в то же время нужно сказать, что эмирячество среди русских наблюдается не только между простолюдинами, но нередко между горожанами-интеллигентами. Нам известны некоторые эмиряки, которые сделались ими сравнительно скоро от частых шуток испугами своих ближних, причем болезнь осталась навсегда. Также известен один случай в бурятском улусе на Чикое, когда вся компания, состоявшая из восьми человек мужчин и двух женщин, шутившая в продолжение вечера над одной эмирячкой-буряткой, пугая ее толчками и выкриками, и сами на время как бы заразилась такой же болезнью, сделавшись настолько нервною, что с некоторыми из них пришлось отваживаться как с истеричными. В особенности такое влияние резко отразилось на одной старой бурятке, которая спустя даже несколько дней вздрагивала при каждом резком стуке или разговоре, откидывая при этом в сторону руки с непристойными жестами, т. е. повторяя почти то же самое, что она видела у больной бурятки-эмирячки. При этом нужно прибавить, что буряты в общежитии очень редко чем проявляют нервность.

Хотя бурятами эмирячество и объясняется произволом дьявола, но болезнь эту они не лечат. Случалось наблюдать, что у матери-эмирячки дети рождались также такими же, хотя в раннем возрасте (до 5 — 6 лет) и редко когда проявлялась эта болезнь. Бывали также случаи, что одержимые эмирячеством излечивались навсегда после какого-либо особенно сильного нервного потрясения, как например, сильного горя, страха, трудной болезни и т. п.

Эмирячество, если и не прогрессирует в крае, то тем не менее и не убавляется. Наблюдается оно и среди лам, в особенности во время их религиозных заклинаний. Экстаз их обыкновенно объясняется бурятами-ламаитами духовным общением в ту минуту с богами.

Вера бурята в загробную жизнь заставляет его если не бояться перехода в нирвану, то в то же время нравственно считать обязанным очистить свою душу от мирских грехов, В буддизме нет чего-либо походящего на исповедь, но беседа с ламой при приближении смерти, его наставления, напутствия и советы к будущей жизни проделываются многими ревностными буддистами. Будущую жизнь бурят представляет во плоти, почему и совет ламы близко стоит к правилам как бы новой жизни в неведомом мире, в невидимой для остающихся на земле оболочке.

Страница 1 из 2 | Следующая страница
Комментарий: 0
|
Другие новости по теме:
Добавление комментария




Архив сайта
Май 2018 (37)
Апрель 2018 (85)
Март 2018 (139)
Февраль 2018 (59)
Январь 2018 (117)
Декабрь 2017 (106)
Реклама
Календарь
«    Май 2018    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031 
Точное время
Карта
Найти рейсы
События
Счетчики
Яндекс.Метрика
Цены на топливо
Купить жилье
<