Классификация тувинских шаманов

Опубликовал: zampolit, 10-04-2018, 14:32, Путешествие в историю, 303, 0
Классификация тувинских шаманов

На основании представлений шаманов о своем происхождении, проявляющихся наиболее ярко в их фольклоре, можно выделить три категории шаманов: 1) ведущих свое происхождение от шаманов-предков; 2) ведущих свое происхождение от неба; 3) ведущих свое происхождение от ведьм (албыс).

Шаманы, ведущие свое происхождение от шаманов - предков. Обычно шаманы этой категории знали своего предка в нескольких поколениях. Так, Ф. Я. Кон писал, что почетные потомственные шаманы имеют среди своих предков по 8—10 шаманов, славившихся могуществом, от которых они наследовали определенное количество духов, им подчиненных. Местный житель В. Ш. Кок-оол рассказывал о своей матери — знаменитой шаманке Ондар Долчан (умерла в 1934 г.): «Она гордилась тем, что камлала в течение пятидесяти лет и что у нее были шаманы-предки в трех поколениях».

Аналогичное явление характерно также для шаманства ряда других народов Сибири. Так, по сведениям бурятского ученого Т.М. Михайлова, известные бурятские шаманы знали своих предков-шаманов в 14— 15 поколениях.

Обычно перед началом камлания шаманы этой категории обязательно обращались с традиционными призываниями к своим предкам. Приведу характерное начало призываний «великого» потомственного тувинского шамана Ооржака Шокара из Барун-Хемчикского района Западной Тувы. Восхваляя свою силу, он упоминает и своего могучего предка:
Я — шаман, я — царь всех шаманов,
Я — наследник шамана Каралбай,
Я живу в середине царского моря,
Я слыву царем всех шаманов.

Приведу еще один пример шаманских призываний из материалов, собранных в Туве в конце XIX в. Н.Ф. Катановым. «О мой дед Сыккы-шаман, шаманивший кругом в верховьях Аянгаты! Подойди ближе и побеседуй! Дай мне бодрости! Дай мне мужества, о мой дед! О мой дед, шаманивший кругом в верховьях Мунгачака! Шаманивший вверх по Чыланныгу и вниз по Тюнгюлчеку, по левому берегу Ак-Суга».

Шаманы, ведущие свое происхождение от неба (от небожителей). К этой категории принадлежали главным образом шаманы, использовавшие во время камланий различные фокусы, которые должны были убедить окружающих в их особой силе.

Характерные обращения таких шаманов к небу записал Н.Ф. Катанов. «О мой родитель небо, владыко! Еще раз, о владыко! О мать моя земля, помилуй меня!». «Питай нас, царь милостливый! Я — поколение небесных обитателей! Стой возле меня, о царь милостливый, смотрящий прямо в лицо! О великий Танну, царь милостливый! О белый Алаш (река), царь милостливый!».

Некоторые сведения об этих шаманах привела также В.П. Дьяконова, которая считала, что они находились на вершине иерархии шаманов.

Один из информаторов (Монгуш Бора-хоо, 1892—1970) рассказал, что в Дзун-Хемчикском районе в начале XX в. жил знаменитый шаман Донгак Кайгал, который утверждал, что вышел из племени Хоорлар, живущего на небесах. Его приглашали лечить тяжелобольных в самые разные места Тувы. Существует предание, что однажды он был приглашен на берег р. Алаш, где вступил в спор со знаменитым шаманом той местности. Будто бы шаман из Алаша признался, что шаман Кайгал очень силен, так как он из рода небесных хоорларов. «Когда я совершаю нападение сверху на него, он превращается в пылинки и падает сквозь землю. Когда я нападаю на него снизу, он превращается в синий дым и поднимается в небеса. Никак не могу поймать шамана Кайгала. Мне пришлось добраться до его аала и убить выстрелом его маралуху с мараленком. Итак, я вернулся домой, а когда шаман Донгак Кайгал после спора возвращался в свой аал, то его жена умерла при родах младенца». После смерти Кайгала возникла легенда, что его бубен будто бы посещал родной край с прощальным звоном.

Шаманы, ведущие свое происхождение от ведьмы «албыс», называются «ук чок хамнар», т. е. «шаманы без рода». Шаманы этой категории в своих призываниях во время камланий обращаются к албыс, которых они считают своими предками:
Ведьмы — вы, мои родители,
Приглашаю вас приблизиться,
Будем здороваться дружно,
Будем пить воду из источника Аржаан.

Албыс, по представлениям верующих тувинцев, чаще всего имеет вид страшной женщины, но может принимать и облик мужчины; живет, по сведениям одних информаторов, там, где крутые яры и ущелья, по сведениям других — предпочитает находиться в песчаных местах. Иногда превращается в красивую девушку, чтобы соблазнить мужчин и вселиться в них. Ф. Кон писал, что, по сведениям его информаторов, албыс живет вне человека, а овладев им, и внутри. Мужчине она представляется красавицей, женщине — красавцем. Кону рассказывали, будто бы одному тувинцу пришлось ночевать в песчаной местности по р. Элегест. Во время этой ночевки к нему явилась красавица-девушка, как впоследствии, оказалось — албыс, соблазнила его, и он имел с ней связь, после которой он как бы забыл все на свете и домой не возвращался. Его с трудом нашли и изгнали албыс дымом.

Некоторые шаманы ссылались на то, что именно албыс сделала их шаманами. Один из информаторов рассказал мне легенду о том, что весной, когда тает снег и появляются травы, одинокий человек, попав в глухую местность, неожиданно чувствует усталость и ложится отдыхать. В это время к нему, крепко спящему, подходит ведьма (албыс). Сначала она слушает сердце спящего, затем ловит его душу и уносит ее в свое жилище. Человек, ставший жертвой ведьмы, сразу заболевает: часто падает в обморок, становится рассеянным, иногда сходит с ума.

Однако большие шаманы, совершая камлания, отвоевывают душу больного и таким образом спасают ему жизнь. Борьба завершается тем, что спасенного они превращают в шамана.

«Большим» шаманом, ведущим происхождение от албыс, был, например, Донгак Угээнчик, уроженец местности Торгалыг Овюрского района (умер в 1921 г.). Его называли Хюндюс-Хамнаар (Дневной шаман), потому что он камлал только днем — очень редкий случай в практике тувинских шаманов, которые в основном камлают ночью.

Куулар Чанзан-оол (род. в 1901 г.) рассказал интересную легенду о шамане, ведущем свое происхождение от албыс: «Жил шаман Куулар Тогдугаш в Суг-Бажы возле устья Аянгаты Барун-Хемчикского района. Он говорил о себе: «Я — шаман из рода ведьм. Я ходил по гальке, где было старое русло. Мне навстречу вдруг явились две красавицы. Незаметно я оказался между них. Они мигом накрылись песком. Потом я почувствовал, что лежу в объятиях красавиц, крепко спящих. И так мы втроем спали на песчаной земле. Проснувшись, те две красавицы-девицы привели меня к высокому яру Суг-Бажы. Там стоял большой аал, в котором жила целая группа албыс. Они сварили чай очень желтого цвета. Каждая албыс сама доила свою грудь, которую можно было перекинуть через плечо. Сварили чай с грудным молоком албыс и все его пили. Затем две красавицы привели меня туда, где высокий песчаный берег Элезин-Чарык. Я видел, что каждая из албыс сама доила свою грудь, молоко которой сама же наливала в горячий чай, который мы снова пили. Потом две красавицы меня привели на крутой берег Улуг-Юзюк. Остановившись, они подоили грудь, которую можно перекинуть через плечо. Тут тоже варили чай и мы втроем выпили его. Потом я простился с двумя красавицами и возвратился домой.

Порою те две албыс приходили в наш аал. Они видны были только моим глазам. Простые смертные не могли видеть их появления. Я вооружился шаманскими атрибутами и начал камлать. Меня никто не учил слагать шаманские песни, потому что я вышел из племени албыс. Кто сошел с ума, у кого болит сердце, у кого сильная болтовня, я сумел их излечить, потому что я родом из племени албыс».

Есть некоторые основания полагать, что, исходя из особенностей становления тувинских шаманов, среди них могут быть выделены и другие категории. Вопрос о категориях тувинских шаманов требует дальнейшего изучения.

Источник: М.Б. Кенин-Лопсан «К вопросу о категориях тувинских шаманов». «Советская этнография», № 4 1977 г. Издательство «Наука».
скачать dle 12.1



Похожие публикации
У данной публикации еще нет комментариев. Хотите начать обсуждение?

Имя:*
E-Mail:
Введите код: *
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив


Архив сайта
Август 2019 (37)
Июль 2019 (72)
Июнь 2019 (34)
Май 2019 (50)
Апрель 2019 (127)
Март 2019 (62)
Календарь
«    Август 2019    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 
Реклама
Карта Wikimapia
Счетчики
Яндекс.Метрика
При использовании материалов ссылка на источник обязательна. Спасибо за понимание.