Семья и школа в дореволюционном юго-западном Забайкалье
Опубликовал: murashka, 6-04-2018, 19:21, Путешествие в историю, 701, 0
Если в общем жизнь сибирского крестьянина, как семьянина, мало чем отличается от таковой же других местностей, то в некоторых частностях особые условия коренных сибиряков все же наложили, некоторый отпечаток. Помимо того, что браки сибиряков с крещенными инородцами должны были внести, собой некоторые особенности своей расы по своим духовным воззрениям, но и сам строй жизни сибиряка повлиял на его умственный склад.
Загрубелость нравов реже всего замечается здесь именно в семьях с разными по расе родителями. Хотя своеволие мужа — главы семьи и не может считаться здесь постоянным фактом, тем не менее, к сожалению, все же замечается довольно часто. Нередка потому и забитость женщин, хотя все чаще и чаще наблюдается, что последние начинают открыто протестовать против поведения своих мужей.
Насколько жизнь бурятской женщины-жены больше терпит от произвола своего мужа, можно видеть из того, что часто бурятки открыто завидуют положению русской, которые, в свою очередь, также едва ли могут похвалиться хорошим отношением своих мужей. Сибирячка - женщина, в большинстве трудолюбивее мужчин, а в сельских работах по своей выносливости и умелости не уступает последнему.
Ввиду сильно развитого пьянства в Забайкалье среди мужского населения и большая часть всех семейных неурядиц происходит на этой почве. В особенности пригородные деревни и села выдаются своими разнузданностями в семейной жизни сибиряка-крестьянина и казака. Лучшая семейная жизнь наблюдается среди семейских. Сравнительно легкие заработки пригородных крестьян отхожими промыслами заставляют последних обращать небольшое внимание на свое деревенское хозяйство.
В таких деревнях, нередко годами, хозяйством, посевами и пр. заведуют самостоятельно одни женщины с работниками-подростками. Взаимные отношения в семье сибиряка ничем особенным не отличаются. Муж - раз он не пьяница — является хорошим семьянином. Дети уже с пяти-шести лет являются помощниками в сельских работах. В 15 же лет исполняют все работы с взрослыми, без исключения.
Уход на промысла (золотые прииски), в ямщину, в услужение в город, а также в солдатчину отнимает, конечно, у семьи лучших работников и возвращает их нередко совершенно испорченными. Сибиряки крестьяне нередко высказывают, что не деревня портит народ, а город, в чем приходится им, к сожалению, убеждаться, встречая возвращающихся в деревню мужей, братьев, спившихся в конец, или развращенных и больных.
Школ в деревнях не достаточно, почему, конечно, большая часть населения не грамотно; хотя нужно сказать, что сибирский крестьянин всегда с охотой учит своих детей и старается воспользоваться случаем научить, в крайности, хотя бы читать. При постройке школ редкая деревня не согласится из последнего помочь устройству ее, возя безвозмездно лес, камень, а в некоторых случаях и работая по устройству школы бесплатно.
Там, где есть министерские школы, население охотнее отдает своих детей в них, чем в церковно-приходские. Многие из школ Забайкалья, поддерживаемые городским купечеством, весьма хорошо обставлены, устроены и обеспечены, что, конечно, дает возможность местному крестьянскому населению иметь более доверия именно к этим школам, к тому же не ложащимся бременем на них в содержании и пр. Также сравнительно хорошо обставлены и школы в казачьих станицах.
Во многих русских школах принимаются и дети бурят, которые по способностям иногда стоят выше русских детей. Занятия в школах обыкновенно оканчиваются к началу мая, хотя некоторые крестьяне, не желая лишаться рабочих рук в начале сельских работ, берут детей из школы ранней весной. Мальчикам охотнее дают школьное образование, чем девочкам. У бурят же последних учат в редких случаях.
Попечителями школ как церковно-приходских, так и министерских, в большинстве население выбирает кого-либо из городских жителей, известных жертвователей. Почти все такие школы бывают хорошо снабжены всеми необходимыми учебными пособиями, а также попечители эти содержат, ремонтируют школы и платят добавочное содержание учителям.
Крестьянское же население на свои средства содержит караул школы, доставляет дрова для отопления и производит некоторые мелочные расходы по ее содержанию.
Церковно-приходские школы в большинстве не так хорошо обставлены и требуют от населения некоторых излишних расходов. Бюджет сибирской деревни не велик, а потому общественные расходы также собираются с трудом, и население очень неохотно соглашается на какие-либо новые налоги.
Церквей в крае немного; малочисленно также и духовенство, почему здесь нередко священник имеет в своем ведении два, три прихода, потому же и служба в деревнях редкая. Содержание церквей также, за отсутствием специальных средств, ложится на население.
Источник: Г.М. Осокинъ, «На границъ Монголiи», Очерки и матерiалы к этнографiи Юго-Западнаго Забайкалья. С.-Петербургъ, 1906