Лечение водами и знахарство в юго-восточном Забайкалье

Опубликовал: murashka, 6-04-2018, 18:08, Путешествие в историю, 446, 0
Лечение водами и знахарство в юго-восточном Забайкалье

Недостаточность в крае докторов и отдаленность послужили громадному развитию здесь знахарства. Кажется, нет в Сибири еще других таких мест, где было бы столько же знахарей и знахарок. Знахарями, как и колдунами, являются здесь, кроме русских, одинаково и ламаиты. Случайные исцеления знахарей заставляют жителей глухих мест безусловно верить им и в то же время смотреть с недоверием и предубеждением на врача. Так называемое «ламское лечение» в большом ходу; несмотря даже на то, что некоторые из тибетских лекарств заключают в себе сильнодействующие средства и подчас делают поворот в совершенно противоположную сторону лечения.

Знахарь, как и колдун, всегда в почете у населения. В особенности вера в знахарство поддерживается женщинами. Состав лекарств, употребляемых местными знахарями, по сложности некоторых, возможно определить только специалисту. Более же простые заключают в себе различные растущие здесь травы и злаки. Чем разнообразнее и больше лекарств у знахаря, тем он считается опытнее.

К более простым народным средствам можно отнести употребляемые здесь: богородскую траву — в сухом виде и во всевозможных отварах, мяту, листья подорожника, цветы шиповника, траву под названием «чигина», брусничную траву, березовый сок, березовую кору, почку, толченый уголь (употребляемый в печеном хлебе), чистый деготь, листья капусты, огуречный рассол, свекольный сок, мох с солонцов, крапиву, водку с солью и перцем, медвежий жир, желчь и проч. Ревматизм лечат крапивой, горячими ваннами. Простуду — водкой, жиром. Падучую и родимец лечат, закрывая больного во время припадка чем - либо белым, например холстом. Больных оспою обмазывают чистым дегтем. «Ломоту» лечат растиранием и массажем. Этим последним занимаются обыкновенно бурятки и монголки; они же славятся как опытные и искусные «костоправы» при переломах, вывихах.

Каждое лекарство, даваемое знахарями, сопровождается различными заклинаниями, нашептываниями. О многих целебных травах у знахарей существуют всевозможные легенды и поверия. Из мистических средств, употребляемых при лечении, можно указать на способ излечения лихорадки, или, как называют ее здесь, «лихоманки». Здесь требуется исполнить следующие пять указаний: 1) Ложась спать, очерти себя углем, двенадцать раз сплюнь в сторону четырех углов, приговаривая: отвяжись, лиха-тетка, аминь. 2) Сутки не есть, не пить, чтобы голодом «выжить ее из нутра». 3) Три раза пролезть без одежды в потную хомутину, только что снятую с лошади. 4) На утренней, или вечерней заре умыться речной водой, слитой через сито, наполненное мятой, и 5) Выйти на конец улицы деревни и первому, кто попадет на встречу, приговаривать про себя: «возьми своего - меня забудь» - пока человек этот не скроется из виду.

Ламское лечение применяется местными русскими преимущественно в тяжелых заболеваниях. За некоторыми лекарствами ездят в Ургу и платят там за них большие деньги. Слава «ургинских» лекарств заставляет население чаще всего обращаться именно к монгольским ламам и только в экстренных случаях к бурятским. Одно время особенно славился ургинский лекарь лама «Чойден». Лечиться к нему ездили многие и городские жители, и не только Забайкалья, но и из более отдаленных мест, как например из Иркутска, Томска, Красноярска и др.

«Чойденские» лекарства, так называемые «задачки», считались почти как «чудесные» средства. Хотя секрет свой приготовления лекарств, по слухам, он не открывал до своей смерти, тем не менее, и теперь многие монгольские ламы злоупотребляют его прежней славой, называя свои лекарства «чойденскими» и, конечно, делается это не без пользы для себя. Лечение природными минеральными источниками также широко практикуется населением.

Как и в остальном лечении, так и здесь лечение водой того, или другого источника производится в большинстве случаев но указанию местных знахарей, или лам. Помимо массы различных минеральных источников в крае и соседней Монголии, население считает несколько и обыкновенных горных источников (ключиков), обладающих целебными свойствами, которыми также лечится. Каждый чистый горный источник, «аршан» по-бурятски, считается населением каким - либо особенно «целительным». Есть, например, признанные населением полезными для желудка, для глаз, для волос, для чистоты кожи, и т. п.

Нельзя, конечно, отрицать того, что большинство горных источников Забайкалья отличаются замечательно чистой и вкусной водой, в особенности последним, что конечно и подкупает население к пользованию ими, как лечебным средством, в особенности, если воду этих источников сравнить с той водой, которую приходится обычно употреблять населению из загрязненных колодцев своих поселений, или из речушек.

В числе многих минеральных источников Забайкалья, особенной и вполне заслуженной славой пользуется Ямаровский углекисло-железистый. Хотя источник этот сравнительно давно уже известен населению не только Забайкалья и вообще всей Сибири, но более правильная эксплуатация его поставлена недавно. Несмотря на то, что посещающих ежегодно бывало до нескольких тысяч человек, он до конца 1880-х годов содержался далеко не в должном виде. Только с 1888 года, благодаря местному кяхтинскому доктору К.П. Козиху, благоустройство источника находит заботливого и дельного труженика, который прилагает все старание, чтобы обратить Ямаровские минеральные воды в местный курорт и поставить его на должную высоту. Найдя себе поддержку с материальной стороны в лице нескольких лиц из кяхтинцев, он несколько лет работает на источнике и наконец, благодаря его неустанным стараниям, правительство обращает внимание и дает некоторую возможность увидеть наконец источник более, или менее благоустроенным.

В настоящее время Ямаровский минеральный источник является вторым, в данном районе Забайкалья, местным курортом с большою будущностью. Первым же стоит пока Дарасунский, вблизи Читы.

Несмотря на присутствие, во время сезона, постоянного врача на Ямаровских водах, простое деревенское население, посещая воды, почти не обращается к нему за советами и указаниями в лечении водой. Почему и сейчас не редкость услышать, что тот или другой выпивает до 40 стаканов в день минеральной воды, смотря по желанию и возможности. Притом, лечатся водой не только при катарах желудка, но чуть ли не от всех болезней. Конечно, результаты такого лечения впоследствии сказываются весьма плохо, но и это не останавливает других лечиться по той же «личной» системе. Вода источника в дождливое время нередко делается очень слабой, соединяясь с почвенной водой, что вовсе не принимается в расчет населением. Редкие больные из деревенских долго заживаются на водах, летнее рабочее время не позволяет им долго лечиться, почему они и стараются в короткое свое посещение выпить возможно больше воды. Ваннами население почти не лечится.

Кроме Ямаровских «кислых вод», как они известны у населения в том же районе (по Чикою), есть еще несколько содистых и железистых источников, но они научно мало исследованы; населением эти источники посещаются реже, чем Ямаровский, хотя буряты, вообще часто подверженные желудочным катарам, посещают довольно часто и эти воды.

Лучшим временем для лечения водами население считает раннюю весну (приблизительно около 10 мая) до половины июня и позднюю осень (с половины сентября до половины октября), говоря, что в это время вода «сильнее», что отчасти и справедливо, так как весна и осень редко бывают дождливыя, и источники, в большинстве ничем не защищенные от дождя, в это время года не разбавляются атмосферическими осадками и полнее сохраняют свой минеральный вкус.

Несмотря на сравнительное благоустройство Ямаровских минеральных вод - правильной эксплуатации источника почти не замечается. Вывозится воды для употребления за пределы самого источника очень незначительное количество. Даже аптеки ближайших городов не имеют этой безусловно прекрасной воды. Всему виной, конечно, не предприимчивость и неподвижность сибиряков. Почти в каждом городе вы найдете как в аптеках, так и в ресторанах Нарзан и заграничные Аполинарис и Гизюблер, стоящие по вкусу, в особенности последние, далеко ниже Ямаровской; этой же местной воды нигде, кроме некоторых любителей, не найдете.

По-видимому, и минеральные источники, как и вообще многие сибирские богатства, лежащие втуне, ждут предпринимателей более энергичных, чем сибиряк. Положим, как некоторое оправдание сибиряку мы не можем не упомянуть того, что всякие начинания в крае находят и по сейчас массу тормозящих дело причин, не зависящих от самого населения и держащихся в области благодаря его отдаленности и не благоустройству.

Помимо местных источников население усиленно посещает таковые же, находящиеся в пределах ближайшей Монголии. Туда ездят обыкновенно на горячие серные источники, из которых особенно славится так называемый Иринский (находящийся вблизи реки Про, притока Орхона). Температура воды этого источника колеблется от +28 до + 32 градусов Цельсия. Больные, в большинстве ревматики и сифилитики (последних более всего монголов и китайцев), принимают ванны, которых делают от 10 до 20, смотря по силе болезни. Конечно, врача здесь также никакого нет, и население пользуется советами монгольских лам. Тем не менее, излечений наблюдается масса, что и заставляет население усиленно посещать эти воды, несмотря на их полное не благоустройство и отдаленность.

Помещений для ванн не имеется. Ванны, из которых часть простые долбленные корыта, страшно загрязнены и их очень немного. Стоят они на открытом воздухе, и сами больные должны принимать средства, чтобы сделать какую- либо крышу, или навес. Построек и юрт также нет. Каждый посещающий устраивает себе балаган из коры или ставит временное зимовье. Лечение иногда производится и в холодное время года. Притом нужно добавить, что лечение некоторых заканчивается так называемым «закаливанием», для чего, выйдя из горячей ванны, больного окачивают холодной водой. Несмотря на всю рискованность такого лечения, случаи закаливания вовсе не так редки и проходят в большинстве без последствий. Нужно пояснить только, что лечение закаливанием преимущественно замечается среди семейских. Буряты же и монголы, как вообще боящиеся холодной воды, почти никогда так не поступают.

Кроме горячих ванн население лечит ревматизм солеными. В особенности часто делают грязевые ванны из местных соленых озер, а также и из так называемых «гуджира» (надпочвенные осадки солончаковых местностей). В некоторых болезнях, в особенности женских, замечалось лечение ваннами из жмыхов конопли, кедровых орехов и белого мха, собираемого на гольцах.

Источник: Г.М. Осокинъ, «На границъ Монголiи», Очерки и матерiалы к этнографiи Юго-Западнаго Забайкалья. С.-Петербургъ, 1906
скачать dle 12.1



Похожие публикации
У данной публикации еще нет комментариев. Хотите начать обсуждение?

Имя:*
E-Mail:
Введите код: *
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив


Архив сайта
Октябрь 2020 (18)
Сентябрь 2020 (25)
Август 2020 (30)
Июль 2020 (39)
Июнь 2020 (32)
Май 2020 (45)
Календарь
«    Октябрь 2020    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 
Реклама
Карта Wikimapia
Счетчики
Яндекс.Метрика
При использовании материалов ссылка на источник обязательна. Спасибо за понимание.

7210aeac9ee07fa16e96a9807b47ab4c9bdeec4c.txt