Суеверия и поверья русского населения юго-западного Забайкалья

Опубликовал: murashka, 6-04-2018, 12:14, Путешествие в историю, 243, 0
Суеверия и поверья русского населения юго-западного Забайкалья

Суеверия на Руси, как известно, получило наибольшее свое развитие во времена господства язычества. Тесно связанное с религией и верованиями язычника, им же оно и поддерживается в тех местностях нашего отечества, где населению приходится жить рядом с иноверцами.

Неудивительно, что и Забайкалье со своим русским населением, по суеверию, занимает одно из первых мест. В особенности та часть области, которая находится на границе с Монголией и отдаленные глухие поселения тайги. Суеверие, поверья, приметы сопровождают почти каждый шаг местного крестьянина. Помимо общерусских поверий, мы видим здесь и заимствованные от инородцев; последних, в некоторых случаях, даже более.

Что же касается заимствования бурятами русских поверий, то этого почти не замечается, что объясняется, конечно, тем, что жизнь бурята и так изобилует массой своих собственных поверий.

Особенное развитие суеверие среди жителей Забайкалья относится к 1700-м годам. Из сочинения г. Серафимовича «Очерки русских нравов в старинной Сибири» (изд. 1867 г.) мы видим, что немало принесли суеверие, во всех его видах, ссылаемые в те времена из России «колдуны, знахари, ворожеи», по словам историка: «за порчу волшебными травами и словами». Не могло бороться с суеверием в то далекое время и местное русское духовенство: во-первых, но своей малочисленности и малообразованности, а во-вторых, по разбросанности населенных мест.

Из описаний того же г. Серафимовича мы знаем, что в конце 1700-х годов церковные приходы в Сибири (вообще) простирались на сотни и даже на тысячи верст, а в Восточной Сибири бывали приходы, состоявшие из 90 сел, отдаленных друг от друга на десятки и сотни верст. В то время люди, даже с некоторым научным образованиям, но, вместе с тем, не менее суеверные и мало развитые, не могли не потворствовать сами развитию суеверия среди народа. Так, например, известен факт современного тогда дела некоей «Ирины», которой угрожало заключения в тюрьму за разные проступки, но которая впоследствии была освобождена местным высшим начальством с резолюцией: «понеже она (Ирина) была к тому чародейством и присушкою». Конечно, факт этот не единственный в истории Забайкалья.

Хотя теперь отчасти и изменился во многом взгляд на суеверия и мы видим борьбу с ним как со стороны духовенства, равно и людей науки, но все же результаты этой борьбы, «разоблачений», очень незначительны и не только на далеких глухих окраинах, но и в некоторых местных городах, не говоря уже о селах и деревнях.

Чтобы дать некоторую картину различных проявлений суеверия в крае местного населения, мы приводим ниже, в выборках, собрания примет, поверий, ворожбы, колдовства и тесно связанного с суеверием - знахарства.

Поверья и приметы на разные случаи жизни.

Рождение ребенка.
- Повитуху зовешь - дорогой не разговаривай: беду накличешь.
- Ребенок родится до вечера, не показывай чужим, чтобы не сглазили.
- Крестного выбираешь - не бери с одинаковым именем новорожденного.
- Бабке на крестинах кладут деньги, чтобы ребенок здоровым рос; а родильнице чтобы следующий бабу в могилу не вогнал.
- Родильнице дарят - задабривают.
- Отец не должен во время крещения присутствовать в той же комнате.
- Если будут плыть свечи у восприемников — ребенок недолговечен.
- Священник забудет имя — не к добру.
- Бурятка повитухой была — ребенка надо три раза перекрестить.
- Ребенок родился с длинными волосами на голове — недобрый человек будет.
- Если брошенный восприемником в купель при крещении шарик воску с закатанными волосами ребенка потонет, то ребенок будет недолговечный; если же всплывет на поверхность - будет жить долго.

Брак

Во многих крестьянских семьях женятся «увозом» (крадут, по местному выражению), предварительно сговорившись с родителями невесты. Поступают же так, главным образом, во избежание расходов при сватовстве.
- Если жених, отправляясь красть, пожалеет угостить главного дружку (что бывает большею частью «колдун»), то свадьба будет несчастливая.
- Чтобы «не испортили» молодых, — ухаживают и задабривают колдуна, если такой есть в деревне.
- «Порчу» тот только и может вылечить, кто ее «напустит».
- Невеста запнется, или того хуже упадет перед венчанием — худо будет жить с мужем.
- За косу мало дал тысяцкий - будут жить в бедности.
- Новобрачным баба с ведрами дорогу перейдет — детей не будет .
- Когда невесту одевают к венцу, рубашку на ней опоясывают лыком (таловым) — девичью жизнь завязывают.
- До двадцати дней молодуха не бита — мужу не по нраву пришлась.
- У жены повойник свалился — овдоветь.

Русские девушки, участвующие на бурятской свадьбе, стараются войти в юрту вместе с невестой буряткой, чтобы не «засидеться в девках».

Смерть и похороны.
- Сова кричит, собака воет — к смерти.
- Дождь сквозь солнце - к удавленнику.
- Звон в ушах — умрет кто-либо из родственников.
- После выноса покойника из дома, в переднем углу под образами держат в течение 40 дней камень и воду, чтобы было где отдохнуть душе умершего.
- Дом трещит (а также щелканье киота у иконы)— к покойнику и к несчастью.
- Где спускается радуга, на том месте чья-то душа святая поднимается на небо.
- Человек умирает в судорогах — душа с дьяволом борется. (Другой вариант — грешное тело душу святую не отпускает).

Когда умирает кто-либо, то стараются в последние минуты подержать у его рта ковш с горячими углями и ладаном, чтобы душе легче было подняться (с дымом на небо). Если умирает человек с открытыми глазами, — то значит, что еще кого-либо «потащит» за собой из семьи.
- Чтобы самому не умереть скоро, нужно подержать у покойника ноги, или вообще прикоснуться к покойнику.
- Связанные у покойника ноги и руки, перед тем как хоронить, развязывают, чтобы свободнее ему было предстать на тот свет.

Есть поверие, что до 40 дней после смерти душа покойного летает над бывшим его земным жилищем, все видит и слышит. Вернувшись с кладбища, нужно постоять у печи в избе, чтобы не занести в дом смерти. Все вещи, которые употреблялись при похоронах, складываются в могилу умершего. Возвращаясь с кладбища ничего не приносить, чтобы не «накликать» смерти.
- Гроб заказывают, большею частью, делать поселенцам, избегая давать эту работу родственникам умершего и, тем более, бурятам. Гроб («домовина» — у семейских) вносится в избу теми же дверями, в которые будут выносить покойника. Когда провожают покойника — назад не оборачиваются, чтобы «не вернуть смерти». Кто не снимет шапки перед покойником, тот сам скоро умрет.
- Ходить на похороны бурят, хотя бы и друзей — чесотку получишь.
- Родителей забудешь помянуть в 40 дней - быть несчастью, а в год — сам скоро умрешь.
- Зеркало разбить, видеть во сне зубы — к покойнику.

Со смертью и похоронами у местного крестьянина вообще связано бесчисленное множество всевозможных поверий и примет. И тут, главным образом, исполнительницами являются женщины-старухи. С минуты кончины начинаются уже разные обрядности, связанные с повериями. Страх навлечь на себя беду, или смерть, заставляют крестьянина даже в некоторых случаях нарочно приглашать к себе на это время знающих все обрядности местных старух или стариков. «Причитание» также особенно практикуется здесь, в особенности у семейских. И тут есть в деревнях «специалистки», которые с особым рвением нередко все три дня «воют» и «причитают» на весь дом.

Поверья и приметы на разные случаи жизни.

Во время грозы удаляют из избы кошек и собак, думая, что они «притягивают» к себе молнию, или, как говорят здесь, — «молонию». Найдя след вора, или «злого» человека, пострадавшие (по совету колдунов) вколачивают в отпечатавшийся на земле след острый кол, веря при этом, что тем самым причиняют боль вору и заставляют его открыться. «Убьешь змею — семьдесят грехов сбавится, никогда не захвораешь падучей», или, как говорят здесь, «битицей» (производя от слова «биться»).

Относительно змей существует вообще у населения очень много различных суеверий и примет. Не говоря о том уже, что все безусловно чувствуют страшное отвращение к ним, многие к тому же настолько боятся, что впадают при виде змей в болезненное состояние. Встречаются змеи в крае не часто, так как и вообще их не особенно много здесь. Те же места, где можно встретить змею, по возможности, избегаются населением. Каждый увидевший ее считает необходимым преследовать и непременно убить. Исключение составляют только буряты, которые считают змею за божество и, увидевши, нередко становятся на колени и складывают руки, как на молитве. Убить змею бурят никогда не решится по своему убеждению. Укусы местных змей редко сопровождаются смертью, хотя преобладающая порода змей ядовитая: гадюка и медянка. Укусы змей лечатся высасыванием яда из ранки. Вылущенная и высушенная кожа змеи составляет необходимую принадлежность знахарей и колдунов.

«Трогать бурятские бурханы, красть их, разбивать надмогильные знаки бурят, разбрасывать «обо» (молитвенные курганы бурят), - руки отсохнут». В поверий этом сказывается влияние бурят; застращиванием они хотят сохранить нетронутыми свои религиозные знаки. Некоторые из местных русских жителей, проезжая мимо бурятского и монгольского «обо», по примеру инородцев, бросают в общую кучу, или, если это дерево, то привязывают к веткам обрывки материй, или конский волос, не объясняя себе, конечно, свои действия, но в глазах инородцев, понятно, выказывают как бы уважение к покровителям «обо» своей жертвой. Бывая на бурятских «амбонах» (молебствиях), русские стараются не входить в круг, где сидят ламы,— чтобы «не обасурманиться».
- Ворота открылись от ветра ночью - будет воровство, у бурят такое же поверье, когда открываются двери юрты.
- Медные деньги рассыпать (у деревенских купцов )— долги не будут платить.
- Колосья в поле сплетаются — к худому урожаю. У бурят такая примета — предвестник голода.
- Назовешь родственника по ошибке чужим именем — ссориться.
- Лошадь ночью ржет, корова мычит — к пожару. Чтобы избавить лошадей от болезней, приколачивают к стойлу или на ворота скотного двора высушенную летучую мышь.
- Сплетается хвост, или грива у лошади - «суседка» любит. У бурят существует такое же самое поверье и они на спутанные пряди волос навешивают иногда «ходаки», как приношение «невидимому божеству».
- Затмение солнца — за грехи людские солнце меркнет.
- В Благовещение не начинай работы — будет не «фарт». Обрусевшие буряты также придерживаются этого. Кроме этого дня ими почитаются еще праздники: Николин день и Иннокентьев. Некоторые буряты, бывая в православных храмах, ставят иконам этих святых свечи и молятся по своему обряду.
- Северное сияние — к войне. У бурят зверопромышленников — к урожаю белки.
- Летучая мышь залетела в избу - чью-то душу черт ищет.
- Веревку от удавленника хорошо держать в доме — «прибыль хозяину».

Приметы на погоду.
- Петух кричит не в урочный час, курица роется в земле, собаки ленивы и спят — к дождю.
- Солнце заходит в тучах, дым из труб стелется по земле, цветы на полях сильно пахнут, собаки едят траву — к ненастью.
- Месяц в круге зимой («в рукавице») — к большому морозу.
- Гуси осенью густо летят к югу — к скорым холодам.
- Цветет шиповник, яблоня, ирис в сентябре — к продолжительной и теплой осени.
- Солнце закатывается красным — к ветру.
- Ласточки вьются высоко — к хорошей погоде.

Кроме приведенных, существует еще не мало поверий и примет относительно времени посева хлеба, начала промыслов, различных работ и проч. Особенно много поверий на постройку дома, выбора места под пашни, а также охотничий промысел изобилует массой всевозможных поверий и примет. Некоторые из примет встречаются в форме прибауток, поговорок и пословиц.

Источник: Г.М. Осокинъ, «На границъ Монголiи», Очерки и матерiалы к этнографiи Юго-Западнаго Забайкалья. С.-Петербургъ, 1906
скачать dle 12.1



Похожие публикации
У данной публикации еще нет комментариев. Хотите начать обсуждение?

Имя:*
E-Mail:
Введите код: *
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив


Архив сайта
Февраль 2019 (56)
Январь 2019 (58)
Декабрь 2018 (46)
Ноябрь 2018 (61)
Октябрь 2018 (72)
Сентябрь 2018 (99)
Календарь
«    Февраль 2019    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728 
Реклама
Карта Wikimapia
Счетчики
Яндекс.Метрика
При использовании материалов ссылка на источник обязательна. Спасибо за понимание.