Духовная жизнь русских в Забайкалье в начале XX века

Опубликовал: zampolit, 6-04-2018, 09:58, Путешествие в историю, 383, 0
Духовная жизнь русских в Забайкалье в начале XX века

Духовно-нравственная жизнь местного русского населения представляет не мало интересных особенностей, которые более всего выразились в результате совместной жизни с инородцами («взаимодействии»).

Обинородничание русского и обрусение бурята шло здесь одинаково, но более следов оставило на жизни сибиряка. Последствие обинородничания русского населения наблюдались здесь еще первыми исследователями Сибири. Так, например, Паллас и Шперк в трудах своих о Сибири сообщают, что «смешения русского населения с инородческим отразилось на первом не только физическим перерождениям, вторжениям бурятского языка (сделавшимся в некоторых местностях почти господствующим), но и изменениям психической сферы его жизни». По этому же вопросу позднее г. Серафимович замечает, что «обрядовая набожность русского населения заменилась чисто языческим суеверием, частию заимствованным от инородцев, частию навеянным на них новою неизвестною до тех пор жизнию». Позднейший исследователь современного положения быта сибиряка, Н.М. Ядринцев, говорит так: «И теперь (в 1800 годах) русские в отношении усвоения ими инородческих обычаев и отступлений от национальной культуры стоят почти в том же положении, как и их предки».

Отзывы путешественников, ученых и этнографические отчеты, которые дают нам записки ученых обществ, представляют картину даже более безотрадную, чем возможно было предполагать. Позднейшие наблюдения также доказывают, что обинородничание в крае среди русского населения продолжается, несмотря на видимое поднятие его в культурном отношении.

Насколько сжилось местное населения с таким влиянием, привыкло считаться с его естественностью, мы видим на каждом шагу. Не только в деревнях, но и в некоторых городах Забайкалья нередко слышите вы речь русского, переполненную бурятскими словами и фразами, также часто приходится замечать и браки с инородцами. В глухих же уголках Забайкалья, вдали от сел и деревень, и самая жизнь русского населения является сколком с бурятской во всех ее проявлениях.

Не считая чисто физических и физиологических причин, которые заставили русского крестьянина так легко подпасть влиянию инородца, в смысле различных заимствований, нужно знать и то, что вообще русский человек, по своей натуре, склонен легко подчиняться окружающему образу жизни, быстро сживается со своим положениям, каково бы оно ни было, легко мирится, а потому и легче, чем другие нации, утрачивает свои бытовые особенности. Наблюдая ближе жизнь русского населения среди инородцев, мы не можем не заметить, что влияния собственно инородца на русского является совершенно пассивным со стороны первого. Одной из главных причин взаимодействия, конечно, является совместная, близкая по своим интересам жизнь двух разных народностей.

Хотя взаимодействие и отразилось на русском населении отчасти и на его духовной жизни, но тем не менее трудно предположить, чтобы влияние бурята заставило русского совершенно изменить свои религиозные воззрения, чего совершенно напрасно опасаются местные миссионеры, гремя и ломая копья в воображаемой борьбе с ламаизмом.

Если наблюдения и дают факты в некоторых случаях наружного ламаизма среди русского населения, то это лишь, как исключения, и православию не грозит совершенно каким -либо нежелательным явлениям. К тому же нужно заметить, что как православного духовенства, так равно и школ в крае далеко не достаточно, и не вина сибиряка, что он утрачивает иногда свои бытовые особенности, живя среди чуждой по религии народности. Вторжению буддизма в религиозное представления русского населения способствует малокультурность последнего, в связи с сильно развитыми: верой в знахарство, ворожбу, колдовство и содействием чаще встречаемых на своем жизненном пути лам, чем лиц православного духовенства.

Сильно развитому обращению к монгольским и бурятским ламам, как лекарям, равно к различным знахарям и колдунам, способствует, конечно, почти совершенное отсутствие в некоторых местностях врачей и фельдшеров. Несколько случайных угадываний, излечений, полезных советов создают нередко быстро громадную славу такому ламе, или знахарю, и заставляют населения считать их не только за искусных целителей, но почитать их и за какую-то особенную знаменитость, обладающую сверх естественною силою. Лама и знахарь в большом почете и уважении почти у всего деревенского населения.

Отчеты русского православного миссионерства дают нам довольно ясную картину того, насколько трудно и подчас невозможно бороться с этим злом и невежеством населения. Не отнимая заслуги миссионеров в крае, нельзя обойти молчаниям и то, что среди миссионеров, в очень редких случаях, попадаются вполне сведущие люди, что, конечно, также не может способствовать духовному развитию русского населения. Редкий миссионер знает бурятский язык, а тем меньше знает и быт бурята. Обращения в православие (крещения) является единственным проявлениям действия такого миссионера.

Результатом такого «крещения» нередко является то, что инородец крестится, единственно, ради каких - либо личных выгод, нередко исключительно материальных. Почему, оставаясь в прежней своей обстановке, вскоре совершенно забывает свою новую веру и остается только по званию православным. Таких доказательств можно указать не мало в Забайкалье. Русское духовенство во всем этом видит лишь одну причину — «большое количество лам», но в действительности причины тому не ламы, а сами миссионеры, мало подготовленные к своей миссионерской деятельности и в большинстве сами малообразованные.

Узаконения правительства, изданные в 1853 году, по просьбе православного духовенства, о некоторых ограничениях, касающихся терпимости в крае буддизма, и в частности лам, не могли дать, конечно, желаемых результатов уже по одному тому, что глухих мест в Забайкалье непочатый угол, и культурный рост забайкальского крестьянства требует слишком многого, чтобы не сталкиваться с тем, что мы видим и встречаем в настоящее время на каждом шагу. Не ламы и буддизм тут виноваты, а отдаленность края и его заброшенность.

Взгляды и воззрения сибиряка слишком особенны, как особенна и самая его жизнь. Культура в крае идет слишком медленно, в некоторых же местностях и вовсе не двигается.

Источник: Г.М. Осокинъ, «На границъ Монголiи», Очерки и матерiалы к этнографiи Юго-Западнаго Забайкалья. С.-Петербургъ, 1906
скачать dle 12.1



Похожие публикации
У данной публикации еще нет комментариев. Хотите начать обсуждение?

Имя:*
E-Mail:
Введите код: *
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив


Архив сайта
Январь 2020 (28)
Декабрь 2019 (72)
Ноябрь 2019 (74)
Октябрь 2019 (65)
Сентябрь 2019 (46)
Август 2019 (50)
Календарь
«    Январь 2020    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031 
Реклама
Карта Wikimapia
Счетчики
Яндекс.Метрика
При использовании материалов ссылка на источник обязательна. Спасибо за понимание.