Кяхтинская слобода - Троицкосавск в начале XX века

Опубликовал: murashka, 5-04-2018, 11:56, Путешествие в историю, 629, 0
Кяхтинская слобода - Троицкосавск в начале XX века

Ближайшим культурным населенным пунктом пограничной полосы является торговая слобода Кяхта, известная по своему прошлому торговому значению, а равно и по той значительной роли, которую она играла при развитии первых торговых сношений с Китаем.

В настоящее время Кяхта почти совершенно утратила свое мировое торговое значение. Много способствовала упадку Кяхты прошедшая через Сибирь железная дорога, которая совершенно и навсегда отвлекла чайные грузы, а с ними вместе и заработки местных жителей. В былые же времена переотправка чая, получаемого караванами из Китая в сотнях тысячах пудов, давала работу не только местному населению, но и далеко за пределами Кяхты—перевозчикам, доставщикам.

В жизни Забайкалья Кяхта играла громадную роль,— благосостояние ее было благосостоянием всего края.

Основание Кяхты относится к 1727 году, т.е. к тому времени истории, когда посланный Екатерины II-й в качестве чрезвычайного посланника граф Савва Владиславович Рагузинский заключил 25-го августа 1727 г. торговый трактат с Китаем на р. Буре, в 10-ти верстах от Кяхты, бывшим тогда караулом с десятком людей. Согласно этому трактату Россия удержала за собой исключительное право посылать торговые караваны в Ургу и Пекин и вместе с тем приобрела для этого ту местность, где стоит в данный момент слобода Кяхта.

Первоначально Кяхта представляла собой небольшую крепость, обнесенную деревянной стеной (форпост) и только в 1743 г. 31-го декабря по указу Сената возведена в торговую слободу.

Таким образом Кяхта была первым и единственным связывающим звеном России для сношения ее с Монголией и Китаем.

Первоначально торговля была лишь исключительно меновая. В 1730 году китайцы, пришельцы из северной провинции Шанси, выстроили вблизи Кяхты, приблизительно в 100 саж., свое торговое местечко Маймачин, существующее и по настоящее время. К тому же приблизительно времени относится и начало заселения города Троицкосавска, отстоящего от Кяхты в 3-х верстах.

В общем Кяхта и Троицкосавск все время составляли и составляют неразрывное целое. В Кяхте живет, как и прежде, одно лишь купечество, торговые фирмы, вся же администрация, управление, училища, магазины, базар находятся в Троицкосавске. Единственное казенное учреждение, которое находится в Кяхте, и более как временное— это таможня.

Благосостояние жителей Троицкосавска всецело находилось в зависимости от Кяхты, так как средства к существованию 90% жителей Троицкосавска давала Кяхта по своему чайному делу. Результат такой зависимости ярче всего сказался при упадке и полном отсутствии дел Кяхты за последние годы.

Существовавшее до 60-х годов градоначальство, впоследствии преобразовано было в комиссариат, остающийся и по настоящее время.

Из видных деятелей Троицкосавска и Кяхты, в отношении культурного развития, особенно выделился здесь бывший градоначальник А.И. Деспот -Зенович. Большая часть учебных заведений в городе—дело рук и стараний этого деятеля. Память Кяхты о нем всегда останется священной, а управление и заботы как пример неустанного и честного труженика.

Благосостояние Кяхты в ее цветущее время и щедрые жертвы купечества дали возможность устроить Деспот - Зеновичу не одно учебно-образовательное учреждение.

По количеству таких учреждений, при сравнительно небольшом населении, Троицкосавск вполне заслуженно занимает одно из первых мест не только среди сибирских городов, но и многих Европейской России. Здесь кстати помянуть и то, что почти все существующие здесь учебные заведения и благотворительные учреждения устроены и исключительно почти существуют на средства кяхтинского и троицкосавского купечества. Если два, три учреждения и пользуются казенными субсидиями, то в общей массе расходуемых средств в очень небольшом размере.

При общем числе жителей г. Троицкосавска, с слободами Кяхтой и Усть-Кяхтой приблизительно до 7,000 человек, здесь существуют следующие учреждения: мужское реальное училище, женская гимназия, городское училище, ремесленная школа, 3 приходских училища, женская бесплатная школа, женская воскресная, женский приют, приходское училище в Усть-Кяхте, начальная школа в Кяхте, дом трудолюбия для женщин, богадельня, больница, лечебница для приходящих, приемный покой.

Город располагает специальными капиталами на некоторые из упомянутых учреждений, имеет капитал пособия бедным.

Из благотворительных обществ, функционирующих в городе, можно отметить: Общество попечения о бедных, Попечение начального образования, Общество взаимопомощи приказчиков. Из ученых Географическое общество, которому принадлежит музей в Кяхте. Видное место среди просветительных учреждений занимает Троицкосавская городская библиотека.
Несмотря на полный упадок Кяхты и заметное материальное оскудение, тем не менее, частная благотворительность, если и не в прежних размерах, не иссякает.

Единственный упрек, который заслуживает местное обеспеченное общество, это отсутствие учреждения, или специального капитала для тех бывших тружеников, которые с упадком Кяхты лишились заработков и за отсутствием всякой возможности приложить свои специальные знания к чему-либо другому, кроме зашивки, чистки, укупорки чая, должны терпеть большую нужду.

Не заглядывая вперед, эти труженики целыми поколениями работали по переотправке чая, почему совершенно незнакомы с другими какими-либо работами или ремеслами, за малым исключением (каменщики) и с прекращением транспорта чая через Кяхту остались совершенно не у дел.

За время процветания Кяхты некоторыми более дальновидными из купечества не раз поднимался вопрос об образовании особого запасного капитала на случай выдачи пособий нуждающимся труженикам. Предполагалось отчислять из заработков каждой рабочей артели ежемесячно по 2% в основание такого капитала, с тем чтобы лишившимся работы по каким -либо случаям выдавать пособия. Но предположения эти не осуществились. Те же «пятаки», которые собирала городская управа с каждого заработанного рубля тружеников, являлись лишь налогом и шли на общие городские нужды. «Пятаков» этих собиралось ежегодно десяток тысяч, растаяли они незаметно и, конечно, безвозвратно для тех, кто думал и надеялся на помощь в трудную минуту жизни.

Кяхтинская торговля, находясь в особо исключительных условиях, а также под влиянием разных случайностей и административных мер, часто испытывала колебания, то значительно развиваясь, то, наоборот, сокращаясь до минимума.
Караванная торговля Кяхты существовала приблизительно 60 лет, ранее одними казенными караванами и впоследствии купеческими и компанейскими. Период караванной торговли имел в свое время не мало разных осложнений, ограничений, запрещений и пр. Так например, с 1762 по 1768 год, ввиду осложнений с Китаем торговля почти совершенно прекращалась. В последствии был вновь перерыв в 1775 и 1785 годах и лишь только в 1792 г. караванная торговля обосновалась бол ее крепко и неизменно.

Предметами меновой торговли в прежнее время были: у Китая чай, сахар тростниковый, шелк сырец и в изделиях, китайка даба (бумажная материя), скот, скотские кожи, меха, а у России: юфть, сукно, железо в изделиях, медь в под елках, мишура, ревень, дешевые бумажные материи, опиум.

Заведывание и наблюдение за торговлей кяхтинского купечества находилось у так называемых компаньонов, а впоследствии у выборных из купечества старшин. Во времена процветания кяхтинской торговли (в 1854) насчитывалось до 58 фирм, которые вели свои дела в слободе или лично, или через особых доверенных. С упадком же Кяхты число их сошло на 10. Особое процветание Кяхты по торговле относится к 1880-м годам и совпадает со временем разрешения купечеству производить помимо меновой торговли и денежные операции, что до сего времени было запрещено.

Падение торговли стало постепенно замечаться с начала 1880-х годов, с открытием морской доставки чая через Одессу, которая значительно оттянула грузы и тем самым сократила проход их через Кяхту. При существовании же единственного пути через Кяхту, в общем дорогого, и секретности в ценах на чай, доставлялась возможность кяхтинским торговцам и заказчикам чая наживать громадные средства. К этим же приблизительно годам относится и потребление так называемого ханьковского чая и цейлонского, которые также способствовали сокращению покупок так называемого кяхтинского чая. Заполнение рынков Китая дешевыми иностранными товарами повлияло также на уменьшение вывоза русских товаров.

Годом тяжелого перелома торговли и благосостояния Кяхты был 1900-й, хотя он и не был неожиданностью уже с проведением железной дороги.

Несмотря на сравнительно громадный период процветания Кяхты и благосостояние купечества, последнее не особенно стремилось к украшению своего местечка, почему и осталось очень немного памятников истории Кяхты. Как собственные дома кяхтинцев, так равно и общественные не отличаются ни красотой, ни особыми удобствами и разве только обширностью и массой всевозможных дворовых построек. Общее впечатление усадьб купечества ближе подходит к помещичьим усадьбам, в особенности если прибавить, что почти у всех были десятки служащих и прислуги, десятки голов скота и по 30—40 выездных и рабочих лошадей. Все это, конечно, вызывало громадные расходы, у некоторых до сотни тысяч в год, и, конечно, не удивительно, что всех кяхтинцев считали обладателями миллионов.

В общем Кяхта по наружному виду оставляет приятное впечатление довольства, чистоты, чему много способствует и местоположение ее с широкой, ровной улицей, прекрасным бульваром, общественным и частными садами и чистым веселым видом, в большинстве, белых, высоких построек.

Особенно же выделяется роскошный и богатый кяхтинский Воскресенский собор, который является вполне достопримечательностью Кяхты. По внутреннему благолепию и богатству храм этот едва ли найдет себе равных во всей Сибири. Стоимость его первоначально определялась в 600 тыс. рублей. Особенно замечателен так называемый «холодный придел » своим хрустальным иконостасом в бронзе, художественной живописью икон, серебряными престолом и жертвенником, евангелием и серебряным громадным паникадилом, усеянным цветными камнями. Не менее богата и ризница при храме. Содержание храма и причта вполне и на вечно обеспечено большим капиталом жертвователей.

К грандиозным сооружениям Кяхты относится и гостиный двор, построенный на частные средства, но с субсидией казны в форме доставления большого количества рабочих из отбывавших наказание. Построен был он для склада чая и других товаров и все время находился и содержался купечеством. Стоимость его определялась, по словам местных жителей, в 800000 р.

Все здание кирпичное, на гранитном фундаменте и выстроено в форме квадрата с внутренним меньшим зданием; занимает оно площадь в одну десятину. Ежегодное содержание и внутреннее обслуживание гостиного двора обходилось купечеству в восемь тысяч рублей, а некоторые годы и в десять. С переводом в Кяхту в 1900 году таможни, половина здания и двора отошли в ведение таможни и в данное время совершенно изолированы от купеческой половины.

Непосредственного денежного дохода здание это купечеству не приносило, косвенно же все занимавшие отдельные помещения под склад чая платили при вывозе чая из Кяхты особый сбор, так называемую «аксиденцию» по 15 коп. с ящика кирпичного чая и 30 коп. с ящика байхового. Первый весом до 5 пуд., второй 3—4 пуда.

Из сбора этого ежегодно составлялся громадный капитал, нередко в сто тысяч, который и расходовался непосредственно на текущие нужды Кяхты. Средний расход Кяхты был приблизительно 85 тысяч ежегодно, не считая, конечно, тех случайных расходов, которые вызывались вне Кяхты, но необходимы для нужд торговли.

Помимо пожертвований на воспитательные и благотворительные учреждения, составивших в общем не одну сотню тысяч за время процветания Кяхты, тоже кяхтинское купечество сделало изыскание и провело впоследствии новый тракт к Байкалу, минуя прежний и укоротив расстояние с 400 верст на 250 верст. Тракт этот прошел через бурятскую степь Баргой, перерезал реки Джиду, Темник, на которых построены капитальные деревянные мосты, и долинами Мишихи и Мысовой вышел к Байкалу у г. Мысовска (а прежде деревни Мысовой). Трудность устройства этого пути, а вместе красота окружающей природы бросаются в глаза каждому. На устройство и поддержку пути купечество тратило также громадные средства.

Несмотря на то, что сокращение пути для всех было ясно по своим преимуществам, хотя бы в том отношении, что сокращало переезд от Байкала в Кяхту почти на два дня и со времени открытия дороги более половины проезжающих прежде почтовым трактом стали ездить этим так называемым «купеческим», тем не менее, он совершенно игнорировался почтовым ведомством и казной. Первое на хлопоты купечества по перевозке почты новым ускоренным трактом и на предложение принять часть расходов отвечало уклончиво, вторая же, несмотря на всю полезность для края нового удобного пути, сложило с себя всякую заботу по содержанию его, предоставив купечеству поддерживать его на собственные средства. В настоящее время путь этот с упадком торговли совершенно заброшен.

В материальном положении г. Троицкосавск, благодаря особым условиям, занимал до последнего времени одно из видных мест Забайкалья.

Главными статьями дохода города были: высокий, сравнительно, городской налог, арендная плата с городских недвижимостей, доход с купеческих свидетельств, аттестатов и 5% налог с заработка рабочих артелей.

Благоустройство города вполне было в зависимости от его бюджета, так как специальных капиталов на это у города не существовало. Более крепко стоит обеспечение существования учебных и благотворительных учреждений в городе, так как на содержание их имеются у города специальные капиталы из пожертвований и отчислений. А потому все то, что существовало на избытки, или добровольные жертвы жителей, с упадком благосостояния последних должно или прозябать, или совершенно заглохнуть.

Прилив иногородних предпринимателей и торговцев, с упадком торговли в Кяхте, почти прекратился. Местное же население, принимая в расчет, конечно, бывший рабочий люд, за отсутствием на месте какого-либо заработка, поставлено в необходимость искать работы за пределами Кяхты и Троицкосавска. Местная торговля поддерживается немало окрестным сельским населением, а также бурятами и соседями монголами, китайцами.

Каждый новый год в жизни Кяхты и Троицкосавска заставляет еще более убеждаться, что прежние времена и торговля для них прошли безвозвратно и ждать нового возрождения не имеется оснований. Надежды жителей на проведение железной дороги до Урги, хотя, быть может, и подняли бы благосостояние их, но и это было бы не более как временно. Рассчитывать же здесь на развитие промышленности едва ли возможно по весьма многим причинам.

За все время существования Кяхты и Троицкосавска, едва возможно насчитать десяток заводов, из которых почти две трети занимаются выработкой кож в минимальном количестве. Главная причина тормоза в развитии фабрично-заводской промышленности в крае — отсутствие дешевых рук и дороговизна получения необходимых материалов и машин из Европейской России.

Железная дорога, хотя и значительно удешевила провоз необходимых предметов для оборудования фабрик и заводов, но тем не менее местных предпринимателей не прибавилось, хотя как сам край, равно и соседняя Монголия могли бы дать массу всевозможного сырья. Косность взглядов местных капиталистов и отсутствие энергии заставляет их относиться с каким-то предубеждением к заводской промышленности, а если и рисковать своим капиталом, то лишь в делах более старых, как например в винном, дававшим здесь, до введения монополии, громадные барыши.

Промышленные предприятия заключались здесь в следующих заводах: кожевенный завод одного крупного товарищества, находящийся вблизи Кяхты на реке Чикое, три винокуренных на рр. Чикое и Селенге, десяток мелких кожевенных заводов в Усть-Кяхте. Три крупчатные мельницы, несколько небольших мыловаренных и свечных заводов и существовавший лет 5 вблизи Кяхты первый в Сибири стеариновый, мыловаренный и химический завод. Последний являлся в крае одним из более интересных и благоустроенных. К сожалению, недостаток средств временно заставил прекратить действие завода.

Училища и школы в Троицкосавске, помимо своей обеспеченности в материальном отношении, заслуживают полного внимания по их благоустройству в научном и образовательном отношениях. В особенности выделяется реальное училище. Музей Географического общества представляет в образовательном и научным отношениях также глубокий интерес и весьма ценен по своей археологической коллекции. Отделением Географического общества издаются печатные труды общества по исследованию и изучению края. Периодическая печать, за все время существования Кяхты и Троицкосавска, проявлялась всего лишь дважды. Так в 1862 г. издавался «Кяхтинский Листок » (около года) и с 1900 г. выходит местная небольшая газета «Байкал».

Источник: Г.М. Осокинъ, «На границъ Монголiи», Очерки и матерiалы к этнографiи Юго-Западнаго Забайкалья. С.-Петербургъ, 1906
скачать dle 12.1



Похожие публикации
У данной публикации еще нет комментариев. Хотите начать обсуждение?

Имя:*
E-Mail:
Введите код: *
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив


Архив сайта
Декабрь 2019 (48)
Ноябрь 2019 (74)
Октябрь 2019 (65)
Сентябрь 2019 (46)
Август 2019 (50)
Июль 2019 (71)
Календарь
«    Декабрь 2019    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031 
Реклама
Карта Wikimapia
Счетчики
Яндекс.Метрика
При использовании материалов ссылка на источник обязательна. Спасибо за понимание.