Взаимодействие населения юго-западного Забайкалья в начале XX века
Опубликовал: murashka, 5-04-2018, 09:44, Путешествие в историю, 941, 0

Население юго-западного Забайкалья состоит из коренных сибиряков (потомков первых завоевателей Сибири), семейских – старообрядцев, бурят, незначительного числа евреев, цыган и временно проживающих китайцев.
Коренные сибиряки, составляющие наибольшую часть населения, смешиваясь с местными инородцами бурятами, значительно утратили свой первоначальный тип. Более устойчивыми в этом отношении оказались семейские. Эти последние потомки тех старообрядцев, которые при Екатерине II в 1764 году были переселены в Сибирь из присоединенных польских областей (Подолии). В общем из количестве до 40000 человек. В данное время, среди местных старообрядцев можно наблюдать все три известные их группы. А именно: последователи австрийского толка, так называемого Амвросиевского наставления, беглопоповцы и безпоповцы. Из них беглопоповцы, как более распространенные, встречаются чаще, зетем следуют австрийского толка и наименьшие по численности безпоповцы.
По сословиям коренные сибиряки делятся на крестьян, оседлых инородцев и казаков. Буряты же местные на ясачных и казаков. Живущие на пограничной полосе монголы, почти исключительно также казаки, принадлежащие к Шабинскому ведомству Тушет-Хана. Другие ближайшие соседи китайцы пограничного города Маймачена, переселившиеся сюда с открытием торговых сношений с Россией из северной провинции Шанси, бывшие земледельцы, в настоящее время, исключительно торгового сословия.
Более густое население в крае замечается в Верхнеудинском округе, по среднему течению р. Чикоя, приблизительно на 300 верст, что более всего объясняется наибольшею плодородностью долины Чикоя, которая и не так давно еще считалась житницей края. Также способствовала населенности и близость тайги с ее пушными промыслами. Второе место занимает долина Хилка. В общем же население края слишком разбросанное и чем далее к западу, тем малочисленнее. Население пограничной полосы также не везде одинаково и скорее преобладает скудность, если не считать, конечно, разбросанных по линии границы казачьих станиц.
Наименее населенные местности находятся в гористой части Хилка, верховьях Чикоя, Онона и всей площади сохранившейся здесь тайги. На пограничной полосе Монголии встречаются только караулы, или, как они называются, «уртоны»; кочевки же монгол отходят далее, на 30, 40 верст от границы и более многочисленны вблизи реки Орхона в долине Иро. Здесь же замечаются и отдельные хозяйства китайцев: поля и лесной промысел. Хотя и монголы являются отчасти лесопромышленниками, но занятие это скорее сводится как на случайное и вполне в зависимости от требований русский покупателей, и только доставка и заготовка дров получила с давнего времени широкое развитие, так как все дрова, требующиеся для города Троицкосавска, Кяхты и Маймачена, исключительно получаются из Монголии. То же самое можно сказать и про сено, которое заготовляется монголами в громадном количестве для продажи в те же вышеупомянутые пункты. Несмотря на частые лесные пожары, уничтожающие массу леса в Монголии, а также засушливые годы, район этот настолько еще богат лесом и лугами, что недостатка почти не ощущается. И только несколько последних лет цены на сено и дрова незначительно повысились и повышаются, причины чему совершенно исключительного свойства и поддерживаются политикой китайского и маньчжурского чиновничества.
Совместная жизнь и постоянное общение в крае различных по духу народностей, с присущими каждой отдельной расе особенностями как верований, обычаев и пр., не могли не вызвать явно определившегося взаимодействия. Результаты такого взаимодействия представляют глубокий интерес не только людям науки, но и простому наблюдателю.
Жизненные условия, одинаковые в большинстве занятия настолько сроднили и сгруппировали местное православное и буддистское население, что коренной житель – крестьянин в своей обыденной жизни мало чем отличается от инородца, в особенности среди малодостаточного населения отдаленных поселков края.
Смешение русского населения с инородческим путем браком и сожительства выдвинуло даже новый тип, носящий местное название «карымы», ближе стоящий к инородческому типу.

Только семейские старообрядцы, не смешиваются и не сближаются с инородцами, а также си с коренными сибиряками, считая как тех, так и других «нечестью» - нечистыми в отношении своих религиозных взглядов.
Исследователи Сибири дают нам сравнительно очень немногие в своих сочинениях сведения о быте первых русских пришельцев в Забайкалье; общая же история завоевания края указывает нам на то, что первые шаги русских пришельцев на восток Азии были долгое время не на почве особенно мирных отношений, что, конечно , не могло не оставить по себе некоторую память у аборигенов. Много лет прошло, когда время и обстоятельства изменили первоначальное взаимное недружелюбное отношение и установились те приязненные и дружеские отношения, которые наблюдаем сейчас у местных сибиряков с бурятами и соседями монголами.
Результатом прогрессивного сближения позднее мы видим целый ряд изменений в бытовой и обрядовой жизни обоих народов, в особенности же среди русских, первых пришельцев, что, конечно, и неудивительно, так как последние стояли в то время на слишком низкой степени культурности, почему и легче утрачивали свои бытовые особенности.
Хотя заселение южной части Забайкалья и было, как известно, более массовое, но и в то далекое время не могло оказать должного влияния на инородца, а вместе с тем и избежать и взаимодействия.
Более стойкими в этом отношении оказались монголы, которые и по настоящее время очень немного изменились в своей бытовой жизни от близкго общения с более культурной расой русского населения.
Не так было с бурятами; отчасти принудительно, с другой же стороны добровольно, в силу сложившихся условий жизни, они очень скоро поддались взаимодействию. Обрусение их, а равно и обинородничение русского населения продолжается и по настоящее время.
Смешение русского населения с инородцами во многих областях Забайкалья оказалось на первых не только физической перерождением и вторжением в русскую речь бурятского языка, но и изменением психической сферы жизни. Так, например, обрядовая набожность русского населения заменилась слишком ясно и резко языческим суеверием. Сибиряки-забайкальцы особенно выделяются своим суеверием и, к сожалению, не только среди низшего сословия, но и городского интеллигента.

Насколько сжилось местное русское население с последствиями влияния инородца в бытовом и отчасти в нравственном отношении и привыкло к нему, как к явлению вполне естественному, - подтверждается на каждом шагу.
Не менее удивительно и то, что общеизвестная стойкость в религии русского населения не могла вполне противостоять в некоторых глухих уголках Забайкалья, где многие частности его духовно-религиозных воззрений перемешались очень заметно с буддийскими взглядом.
Суеверие, извращение обрядности православия, вера в некоторые ламские религиозные обряды (например, так называемое «отитывание» и пр.), все это, конечно, результат влияния совместной, близкой жизни с инородцем, хотя и вполне пассивный со стороны последнего.
Источник: Г.М. Осокинъ, «На границъ Монголiи», Очерки и матерiалы к этнографiи Юго-Западнаго Забайкалья. С.-Петербургъ, 1906