Организация боевой подготовки в 33 -й ракетной армии
Опубликовал: zampolit, 28-03-2018, 16:13, Путешествие в историю, 2 119, 0
Основы организации боевой подготовки РВСН были заложены в период формирования и становления первых ракетных бригад особого назначения резерва Верховного Главного Командования. Система обучения личного состава первых ракетных бригад имела много общего с системой подготовки частей артиллерии Сухопутных войск. Однако ракетно - ядерное оружие требовало новых, более строгих подходов к его освоению и эксплуатации.
Технология подготовки к боевому применению сложных и взрывоопасных ракет, оснащенных атомными боеголовками, предусматривала исключительно высокую индивидуальную подготовку ракетчиков и безупречно согласованные по времени и последовательности действия боевых расчетов и подразделений. Обучение и подготовка боевых расчетов и подразделений в 33 –й ракетной армии (в период ее формирования - 1970-1975 годы) проходили под руководством имеющего огромный опыт организации обучения личного состава заместителя командующего армией по боевой подготовке Героя Советского Союза генерал-майора Гнидо Петра Андреевича, возглавлявшего отдел боевой подготовки (ОБП).
С ноября 1975 по декабрь 1977 года отделом руководил генерал-майор Краснощеков Станислав Константинович. На этом этапе активно проводилась организация переподготовки военнослужащих на новые и модернизированные комплексы PC-20, РС-20А и РСД-10 «Пионер».
В конце 1970-х годов отдел, возглавляемый генерал-майором Рощиным Геннадием Ивановичем, занимался разработкой учебно-методических пособий по организации тактической (тактико-специальной) подготовки личного состава ракетных полков и ЧСВТ, специальной подготовки личного состава боевых расчетов пуска, общевойсковой подготовки частей и подразделений.
С 1984 по 1988 год под руководством заместителя командующего армией по боевой подготовке генерал-майора Гиванова Владимира Ивановича отдел решал задачи, направленные на совершенствование полевой выучки личного состава, улучшение качественных показателей боевой подготовки войск объединения, строительство приказарменной и полевой учебно-материальной базы.
С 1989 по 1995 год в дивизиях СПУ проводились плановые работы по перевооружению на новый БРК «Тополь». Вопросы организации переподготовки офицеров ракетных полков и допуска их к несению боевого дежурства стали главной задачей отдела. В этот период его возглавлял заместитель командующего армией по боевой подготовке генерал-майор Мартыненко Анатолий Федорович.
С 1995 по 1998 год отдел боевой подготовки возглавлял заместитель командующего армией по боевой подготовке генерал-майор Калиниченко Николай Иванович, отдел решал поставленные задачи по совершенствованию боевой подготовки соединений и частей.
В 1998 году должность заместителя командующего армией по боевой подготовке с проведением организационно-штатных мероприятий была сокращена. Начальником отдела боевой подготовки был назначен полковник Клюкин Евгений Витальевич.
С 2003 года по 2006 год отдел возглавлял полковник Синицын Владимир Александрович. В 2006 году в соответствии с требованием директивы МО РФ № Д-016 от 17.07.2006 г. инструкторская группа армии была сокращена, а офицеры инструкторской группы были введены в состав отдела боевой подготовки третьим отделением (отделением подготовки и проверки специалистов).
С 2007 по 2009 год отдел возглавлял полковник Талатынник Сергей Андреевич. Основным и одним из главных направлений в работе отдела стало повышение профессионализма руководящего состава соединений и частей, офицеров, старшин, сержантов и солдат.
В истории развития отдела боевой подготовки ракетной армии, как и в истории развития самой ракетной армии можно выделить несколько периодов.
В первый период (1959-1961 годы) - создание учебного артиллерийского полигона и формирование первых артиллерийских бригад. Боевой подготовкой в этот период руководил отдел БГ и БП 27-го учебного артиллерийского полигона. Основными задачами боевой подготовки в это время являлись: обучение личного состава работе с новой ракетной техникой и привитие практических навыков при выполнении учебно-боевых задач по проведению пусков ракет. Значительные трудности в организации обучения личного состава по ракетным специальностям возникли и в связи с тем, что новые части и соединения укомплектовывались военнослужащими других видов Вооруженных Сил и родов войск, даже отдаленно не знакомыми с ракетной техникой. Не было программ обучения и учебно-материальной базы.
Обучение ракетных подразделений было организованно на полигоне Капустин Яр в лагерных условиях. Занятия проводили в специальных палатках или под открытым небом по 10-12 часов в день. Теоретическое изучение техники осуществлялось с помощью отдельных технических описаний, с использованием схем и конспектов офицеров, составленных ими в военно-учебных заведениях, на курсах и в организациях промышленности. Из-за отсутствия учебной тренажной аппаратуры сложнее было организовать практическое обучение личного состава и слаживание расчетов, отделений и батарей. Для практического обучения использовались боевые ракетные комплексы, аппаратура штатного наземного оборудования комплексов и боевые ракеты.
Для отработки взаимодействия проводились занятия, в которых участвовал практически весь личный состав подразделений. Выполнялась задача подготовки ракеты к пуску или имитация ее пуска в соответствии с установленной технологией работ. Такие занятия назывались комплексными и на первом этапе их проведения допускались условности, что влекло за собой снижение эффективности. Многие операции, предусмотренные при боевых пусках, имитировались, поэтому не достигалось требуемого уровня морального и психологического напряжения, которое возникает при проведении реального пуска ракет.
В кратчайшие сроки была принята новая форма практических занятий - комплексные занятия с запуском двигательных установок на предварительную ступень с последующим выключением двигателей. На занятиях подготовка ракеты осуществлялась точно в соответствии с боевыми графиками. После нажатия кнопки «Пуск» срабатывала автоматика, запускалась двигательная установка, однако с пускового стола ракета не сходила, так как специальным устройством производилась отсечка поступления топлива в камеру сгорания и двигатель прекращал работу. Таким образом, сохранялась дорогостоящая ракета.
Второй период - переход на корпусную систему и переформирование ракетных бригад в ракетные дивизии.
Многотипность ракетных комплексов, стоящих на вооружении ракетных полков и резкое увеличение их количества поставили новые, еще более сложные задачи в обучении личного состава. Организация его обучения усложнялось тем, что учебно-материальной базы в войсках практически не было. Отсутствовала единая, стройная система обучения, учитывавшая особенности подготовки специалистов-ракетчиков. Не хватало учебных пособий, технические описания на ракеты и агрегаты наземного оборудования были несовершенны.
К 1966 году завершился процесс становление воинских частей и соединений с групповыми пусковыми установками. К этому времени в РВСН и корпусе были разработаны все основополагающие документы по обучению личного состава, необходимая система планирования и организации боевой подготовки, создана учебно-материальная база, на тот момент позволяющая качественно обучать воинские части и подразделения.
Курсами специальной подготовки определялись единая система планирования и организации специальной подготовки, формы и методы обучения, порядок подготовки личного состава и допуска его к несению боевого дежурства, совершенствование выучки боевых расчетов, проведение учебно-боевых пусков, устанавливались единые требования по специальной подготовке и оценке подготовленности номеров расчетов, а также требования к учебно-материальной базе.
В 1965 году завершился период становления РВСН как главного вида Вооруженных Сил страны. Ракетные комплексы первого поколения, несмотря на очевидные их достоинства, к середине 60-х годов не могли отвечать современным требованиям ведения боевых действий. Это вызвало необходимость разработки ракетного вооружения второго поколения, в основу которого был положен принцип создания боевых ракетных комплексов с одиночными стартами (ОС).
С поступлением на вооружение ракетных комплексов отдел БГ и БП корпуса одновременно решал две задачи: продолжение совершенствования боевой подготовки частей с групповыми пусковыми установками, и разработка системы боевой подготовки ракетных частей ОС. Конструктивное построение БРК ОС, его высокая готовность к боевому применению с дистанционным пуском большого количества ракет с командного пункта полностью исключали возможность проведения занятий на вооружении и технике боевого ракетного комплекса, находившегося на боевом дежурстве.
Перед каждым заступлением на боевое дежурство сменам стали выделять два дня для подготовки (день предварительной и день непосредственной подготовки). Начиная с 1967 года подготовка смен стала проводиться по специальной методике подготовки дежурной смены полка ОС к несению боевого дежурства.
Третий период (с 1970 года по 2009 год) - формирование на базе управления отдельного ракетного корпуса управления ракетной армии, развертывание ракетных дивизий с новыми боевыми ракетными комплексами, выполнение задач по поддержанию постоянной боевой готовности и обеспечению качественного несения боевого дежурства.
С 1970 года по 1975 год отдел боевой подготовки возглавлял заместитель командующего армией по боевой подготовке Герой Советского Союза генерал-майор Гнидо Петр Андреевич. Совместно со своим заместителем полковником Соляным М.А. и начальником инструкторской группы подполковником Гузненковым А.П. генерал-майор Гнидо успешно решал задачи боевой подготовки на этапе создания и развертывания ракетных комплексов второго поколения.
В короткие сроки была разработана и реализована концепция учебно-материальной базы соединений ОС, основу которой составляли комплексные и групповые тренажеры для всех типов ракетных частей ОС, дежурных смен и расчетов, взаимосвязанные между собой каналами связи и управления. Потребовалось разработка и внедрение принципиально новой организации и методики боевой под готовки соединениях ОС. Прежде всего было введено раздельное обучение боевых частей и частей ракетно-технического и других видов обеспечения. Были внедрены научно обоснованные нормативы по большинству специальностей боевой подготовки, которые стимулировали процесс обучения личного состава, способствовали более объективному определению уровня боевой подготовки частей и подразделений.
Ведущим предметом обучения в этот период стала специальная подготовка, особенно для боевых расчетов пуска. Особое внимание уделялось стабильности состава боевых расчетов и экипажей. Обучение наиболее ответственных специалистов, от которых зависело своевременное и безусловное выполнение приказа на пуск ракет, осуществляли инструкторские группы. В 1973 году в ракетной армии создается инструкторская группа по подготовке и проверке боевых расчетов ракетных полков, ТРБ, Р'ГБ численностью 21 человек. Первым начальником инструкторской группы был подполковник Гузненков Анатолий Павлович.