Топ-100

История МТС в Тюменской области

Опубликовал: zampolit, 22-03-2018, 12:47, Путешествие в историю, 1 300, 0
История МТС в Тюменской области

Первые МТС в СССР были созданы на Украине и в Краснодарском крае в 1928 году. В связи с плохим использованием имеющегося в сельском хозяйстве небольшого парка машин и тракторов и проводимой коллективизацией 5 июня 1929 года Совет Труда и Обороны СССР принял решение о широком строительстве государственных машинно-тракторных станций, как основного пути переустройства индивидуальных крестьянских хозяйств в крупные коллективные хозяйства.

В 1930 году в стране было 158 МТС, располагавших 31,1 тыс. тракторов, к концу 1932 г. – 2446 МТС и 74,8 тыс. тракторов; 1937 год – 5818 МТС и 365,8 тыс. тракторов. Это означало, что техническая революция в сельском хозяйстве началась. Сбылись слова В.И. Ленина: «Если бы могли дать завтра 100 тыс. первоклассных тракторов, снабдить их бензином, снабдить их машинистами (Вы прекрасно знаете, что пока это фантазия), то средний крестьянин сказал бы: «Я – за коммунизм».

Для сведения, первый трактор в Тюменской области появился в 1926 году, а в 1940 году в МТС работало уже 6800 тракторов , 2300 комбайнов, 2200 автомобилей. Технический прогресс проникал все дальше на Восток, в Сибирь и до «самых до окраин».

В предвоенные годы развитие технической мысли в СССР получило бурное развитие и в отрасли сельскохозяйственного машиностроения. Была задача дать в МТС технику не хуже чем за рубежом. И она была выполнена в короткий срок. В начале выпускались маломощные трактора марки «Красный путиловец», типа импортного трактора «Фордзон».

Маленький «Фордзон», «колесник», говорили в народе, приравнивался к 15 лошадиным силам, теоретически он мог выполнить за определенное время такой же объем работы, как и 15 лошадей. Были еще импортные тракторы марки «Кейс», «Джон-Дир», «Катерпилер». Однако парк МТС с каждым годом пополнялся отечественными тракторами «НАТИ» и «ЧТЗ», которые приравнивались к 40-60 л.с. В конце 40-х годов – начале 50 годов на смену им тракторные заводы выпустили ДТ-54 и С-80, тракторы «Беларусь», в конце 50 – начале 60-х годов – ДТ-75, С-100, Т-130 и К-700, VNP-50? 52/ Их мощность достигла 75-300 л.с. Рядом с К-700 трактор «Фордзон » выглядит малышом.

Комбайновый парк также за короткий срок прошел большую смену модификаций. От «Коммунара» с ручной загрузкой в мешки до прицепного «Сталинец-6» с высоким уровнем качестве обмолота и достаточно высокой производительностью. И в конце 50-х годов полный переход МТС на самоходные комбайны С-4М, СК-3, СК-4, СКД-5 и в наши дни ДОН-1500 который за сезон намолачивает по 4000-5000 тыс. тонн зерна, что в 10-20 раз больше, чем довоенные, да и послевоенные комбайны.

Государство с момента создания МТС постоянно заботилось об их становлении и укреплении. Январский пленум (1933 г.) ЦК и ЦКК по докладу Л. Кагановича принял решение о создании во всех МТС и совхозах политотделов – чрезвычайных органов партии, которые должны были сосредоточить у себя всю политическую работу в деревне. На фронт «социалистического строительства в деревне» были направлены путем строгого персонального отбора 17 тыс. партийных работников крупного масштаба. МТС быстро наращивали объемы работ. Например, МТС в 1933 году выполнили в СССР работу в объеме 39,9 млн. га, то в 1937 году- уже 210 млн. га МТС были убыточны, стояли на государственной дотации. Трудности финансирования МТС были устранены постановлением СНК СССР от 5 февраля 1938 года «О порядке финансирования МТС», по которому все затраты стали полностью осуществляться за счет государственного бюджета.

Руководствуясь этими и другими положениями, создавались МТС в Тюменской области. В 1929 году на территории области была организована первая МТС – Омутинская. Динамика создания МТС такова: 1929 г.- 1, 1930 г.- 4, 1931г. – 1, 1932 г. – 6, 1933 г. – 4 МТС. За 5 лет – 16 МТС. Они создавались в основном в лесостепной зоне. Наиболее интенсивно создавались МТС в течение 3-х лет: 1934 г. – 13, в 1935 г. – 7, в 1936 г. – 17, в 1937 г. – 1, 1938 г. – 5, в 1939 г.- 2, в 1940 г. – 4, в 1941 – 3. Таким образом, в предвоенные годы была сформирована сеть МТС области, т.е. 68. В послевоенные годы организовали еще несколько МТС.

В большой армии сельских тружеников, в техническом перевооружении села особое место занимают рабочие, специалисты и директора МТС. Эта государственная организация обслуживала колхозы, выполняла за натуральную оплату все сельскохозяйственные работы с использованием машинно-тракторного парка, который в силу его малочисленности и сложности (для того времени) был сосредоточен в каждом районе в 2-4 машинно-тракторных станциях. Наиболее квалифицированные, дисциплинированные, работоспособные трактористы, комбайнеры, слесари, токари и другие технически грамотные рабочие и специалисты были заняты именно в МТС. Каждому назначенному директору МТС Министерство сельского хозяйства СССР выдавало доверенность, которой уполномочивало его управлять означенной МТС до указанного срока. Такая была степень ответственности.

Директора, начальники политотделов МТС были подотчетны высшему органу партии. В народе получила хождение крылатая фраза: «Руководители МТС - эго «сталинская гвардия на селе». Это говорило о большом доверии к ним и высоком значении работы.

Основной производительной единицей МТС была тракторная бригада, состоявшая из закрепленного на определенный период некоторого количества тракторов, зерноуборочных комбайнов и шлейфа прицепных и навесных сельхозмашин, предназначенных для возделывания почвы, выращивания и уборки сельхозкультур. Бригаду возглавлял бригадир (когда в бригаде более 10 тракторов), имелся помощник, учетчик, заправщик ГСМ, повар. Бригада работала в две смены, во время пересмены выполнялись технические уходы, производилась заправка ГСМ. При этом вся бригада в сборе строго выполняла объем предписанных работ.

Важнейшим звеном в успешной работе МТС была ремонтная мастерская. Надо сразу отметить несоответствие в тот период имеющейся техники техническому уровню и наличию производственных площадей, ремонтно-технологического оборудования и инструмента. Мастерские располагались в сараях, церквах, монастырях, амбарах. Сейчас сложно представить процесс ремонта техники механизаторами в холодных, плохо освещенных помещениях, с примитивными подъемными механизмами. Это был героический труд фанатиков, энтузиастов, патриотов.
Кадры механизаторов, специалистов и директоров МТС - это локомотив научно- технического прогресса на селе в тот период низкой грамотности населения.

С 1954 года шло интенсивное оснащение МТС новой техникой: дизельными тракторами, навесными сельскохозяйственными орудиями, силосоуборочными комбайнами, кукурузо-картофелесажалками для квадратно-гнездового посева картофеля. К моменту реорганизации МТС обеспечивали 100 % пахоты, сева, уборки зерновых культур. Быстрыми темпами внедряли механизацию ферм. В послевоенные годы в основном была создана энергетическая база МТС с помощью различных стационарных передвижных электростанций.

С 1953 года до реорганизации МТС, а далее РТС велась большая работа по освоению целинных земель, добычи, вывозке и внесению в почву миллионов тонн перегноя, накопленного десятилетиями и столетиями. Это был период производственного прорыва, подъема сельского хозяйства. Трудно сейчас представить, как МТС с развивающейся рембазой, по еще недостаточной, успевала не только обрабатывать старопахотные земли, но и осваивать новые при недостаточном количестве запасных частей и материалов.

Это был подвиг механизаторов МТС, которые в абсолютном их числе были дисциплинированы, обучены профессии, преданы делу.

Инженеры, агрономы, зоотехники и другие специалисты МТС высокой квалификации, ответственные за порученное дело, выполняли работу в лучшие сроки, подчас за счет удлинения рабочего времени до 20 часов.

До 1953 года не было ни одного директора МТС с высшим инженерным образованием. Было 5 человек агрономов с высшим образованием, а 80% из них имели начальное и семилетнее и даже церковно приходское образование. В то же время они были энергичны, работоспособны, в высшей степени дисциплинированы и исполнительны. Ведь каждый из них прошел жесточайшую проверку на преданность. Они трудились самоотверженно, и их потомки должны гордиться своими предшественниками - механизаторами и руководителями того времени.

Прошло бльше полвека, как в 1958 году было принято решение правительства СССР о ликвидации МТС и продаже сельхозтехники колхозам. Ранее в работе «Экономические проблемы социализма в СССР» И.В. Сталин писал: «Продавать технику МТС в колхозы – это значит вогнать в большие убытки и разрушить колхозы, подорвать механизацию сельского хозяйства». Далее он размышлял: «Старая техника должна выводится из строя, заменятся новой, а новая – новейшей…». На это нужны миллиардные расходы, которые могут окупиться лишь через 6-8 лет. «Колхозы не могут принять на себя такие расходы, их может возместить лишь государство». Однако ликвидация МТС произошла. О правильности принятого Н.С. Хрущевым решения и сегодня не умолкают споры ученых, историков – аграрников, практиков. В XIX веке начали возрождать МТС, которые и сегодня востребованы хлеборобами и показывают образцы высокопроизводительного труда.

Сведения о директорах машинно-тракторных станций Абатского района Тюменской области:
скачать dle 12.1



Похожие публикации
У данной публикации еще нет комментариев. Хотите начать обсуждение?

Имя:*
E-Mail:
Введите код: *
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив


Архив сайта
Март 2024 (23)
Февраль 2024 (36)
Январь 2024 (38)
Декабрь 2023 (29)
Ноябрь 2023 (20)
Октябрь 2023 (33)
Календарь
«    Март 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Реклама
Карта Яндекс
Счетчики
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru
При использовании материалов ссылка на источник обязательна. Спасибо за понимание.