Топ-100

Музыкальная жизнь западносибирских городов в XIX веке

Опубликовал: zampolit, 15-03-2018, 16:40, Путешествие в историю, 1 548, 0

Уже в XVIII в. музыка прочно вошла в жизнь горожан Сибири. Обязательными участниками праздничных увеселений являлись музыканты. Музыкальными инструментами владели представители разных слоев населения. В начале XVIII в. в Сибири появились первые духовые оркестры. Обязательным и существенным компонентом народных увеселений была песня хороводная и плясовая.

В конце XVIII в. музыка звучала на военных парадах и народных гуляниях, на официальных приемах в резиденциях губернаторов и на мещанских вечеринках, в церквях и на ярмарках, в трактирах и театрах. Однако концерты как феномен культурной жизни в то время еще не утвердились в быту западносибирских городов, исключая Барнаул, где их устраивал чиновник Соболев. В большинстве городов в досуге всех слоев населения народная музыка превалировала всю первую треть XIX в. Из музыкальных инструментов в большом ходу были гусли, флейта, барабан, скрипка, гитара и бубен. Значительно реже встречались клавишные инструменты: рояли, пианино, клавесины. Один из мемуаристов писал, что в Омске во второй 1820-х гг. «было едва ли не одно только фортепиано; зато гитару можно было встретить почти в каждом доме, а некоторые из записных старых дилетантов имели у себя — теперь уже, кажется, совсем забытые гусли». Распространение клавишных инструментов сдерживалось их высокой стоимостью и проблемами транспортировки хрупкого груза из Москвы или Петербурга.

Развитие воинских духовых оркестров зависело прежде всего от воли отцов-командиров, их отношения к музыке. Это хорошо осознавалось современниками. Так, в 1790 г. участник научной экспедиции И. Сивере отметил, что «все полковые начальники в Сибири ни на день не оставляют свою полковую музыку без упражнений и достают для нее из России время от времени новейшие ноты. Спустя почти 70 лет автор заметки об одном из балов в Омске писал, что «оркестр заботливостью нашего генерал-губернатора приведен опять в прекрасное состояние, — пополнен новыми людьми, к которым выписан хороший капельмейстер и большой запас нот и инструментов».

Военные оркестры в Тобольске и Омске достигли высокого уровня исполнительского мастерства. Они заслужили лестную оценку многих любителей музыки, среди которых были поэты П.П. Ершов и В.М. Жемчужников, писатели С. Турбин и С. Максимов, генерал С.Б. Броневский и Александр II. У истоков этих оркестров стоял помощник атамана казачьих войск Броневский, который в 1813 г. организовал многочисленный коллектив из числа военнопленных, поступивших на службу в сибирские гарнизоны, и молодых казаков. Он поступил дальновидно, проявив заботу о подготовке музыкантов из казаков, одного из которых (Свешникова) направил на стажировку в Преображенский полк, славившийся своим оркестром. В 1815 г. пленные музыканты вернулись на родину, «но оставили по себе из казаков добрых наследников». После 1815 г. оркестр состоял, главным образом, из сибирских казаков. Броневский смог уговорить остаться в Омске лишь нескольких музыкантов из поляков. Эти факты опровергают утверждения музыковеда Б. Штейнпресса, что и в 1830-х гг. этот оркестр состоял из ссыльных поляков, немцев и чехов.

Однако влияние казачьего оркестра в общественном быту горожан до 1828 г. ограничивалось выступлениями на балах, некоторых воинских церемониях и во время народных гуляний. Ранее о музыкальных концертах нет никаких сведений. Как писал о том времени один из мемуаристов, музыка и чтение в Омске «не были обобщены». Такое состояние музыкальной жизни могло бы сохраниться и позже, но в марте 1828 г. в Тобольск прибыл отбывать ссылку композитор А.А. Алябьев, который провел в городе первые годы жизни, когда его отец возглавлял Тобольское наместничество. В 1828 г. в Тобольске находился и оркестр, организованный Броневским. Как показали биографы Алябьева, он фактически руководил казачьим оркестром до своего отъезда из города в январе 1832 г. Для музыкальной жизни города главным значением пребывания композитора в Тобольске явилась организация при его активном и непосредственном участии нескольких больших музыкальных концертов.

Кроме духового и симфонического оркестров, с которыми работал Алябьев, в Тобольске и среди любителей были искусные музыканты. Особенно современники выделяли губернского прокурора Г.К. фон Криденера и жену председателя губернского правления Е.Н. Жуковскую. Иногда местные музыканты принимали участие в концертах гастролировавших «звезд». Слушателями на концертах 1820 — 1830-х гг. в Тобольске были чиновники и купцы. Например, цена на концерт пианисток Е. и К. Цинтль «за вход с персоны в первые места по 5 рублей, а во вторые места по 2 руб. 50 коп. ассигнациями» оказалась недоступна для большинства горожан. Однако, если многие жителей не могли попасть на концерты гастролировавших музыкантов, то все жители слушали воинские оркестры, игравшие летом по праздничным дням на народных гуляниях. Поэтому к современной западноевропейской и русской музыке приобщались все слои горожан и крестьяне, которые приезжали в город на праздники.

Музыка имела важное значение для эстетического развития учащихся, особенно тех, которые участвовали в художественном творчестве: пели в хоре, играли на сцене, выступали на концертах. Правда, число юных музыкантов-любителей, выступавших на публичных концертах, было незначительно, так как для этого требовалось не только хорошее владение инструментом, но и близость к кругу лиц, которые организовывали эти мероприятия. Все известные юные исполнители 20 — 30-х гг. XIX в. принадлежали к верхушке чиновничества. Значительно больше детей и подростков пело в хоре. Главным назначением хоров было пение в церкви, но они имели в репертуаре и светские произведения, с которыми выступали на народных гуляниях, концертах и танцах. Высокопоставленные лица стремились приобщить учащихся к музыкальной культуре, присылая гимназистам и будущим офицерам приглашения на концерты и балы.

Музыкальные концерты любителей кроме задач организации культурного досуга горожан имели уже в конце 1820-х гг., по крайней мере в Тобольске, и благотворительные функции. Так, концерт 22 января 1829 г. был дан с целью сбора средств для бедных, а следующий был запланирован для оказания помощи учащимся.

В 1830-х гг. казачий оркестр оставался важным средством организации культурного досуга горожан. По-прежнему его концерты собирали многочисленных слушателей, сословный состав которых не изменился. Однако публичные концерты в зале благородного собрания в конце этого десятилетия давались лишь дважды в год, что вызывало сожаление любителей музыки. Но настоящие меломаны бывали и на репетициях оркестра. При этом молодой П.П. Ершов писал о еженедельном посещении оркестра, а норвежский ученый К. Ханстен в своих мемуарах с сожалением отметил, из-за известия о смерти императрицы Марии Федоровны тобольский полицмейстер потребовал прекратить репетицию и им не удалось до конца прослушать всю программу концерта.

В Барнауле любительские концерты имели место и в первой четверти XIX в. Побывавшие в Барнауле в 1820-х гг. К .Ледебур и В. Соколовский писали о них, как об обычном явлении общественного быта города. На Ледебура прекрасное впечатление произвел оркестр, создание которого он ставил в заслугу П.К. Фролову, и хор, «высокие партии в котором ведут мальчики».

Музыкальная жизнь городов Западной Сибири до середины XIX в. во многом варилась в собственном соку — музыканты из-за Уральских гор лишь эпизодически появлялись в них. Местных же артистических сил для ее интенсификации было недостаточно. Поэтому, по мнению авторов «Статистического описания губернского города Тобольска», в 1840-х гг. концерты и спектакли в городе были чрезвычайно редки. Еще хуже обстояло дело в Томске. Один из современников, отметив появление в 1847 г. на улицах города нескольких итальянских шарманщиков, даже утверждал, что «сибиряки вообще небольшие охотники до музыки». Это заключение нельзя признать справедливым, но оно отразило впечатление автора о музыкальной жизни города. В «Письмах из Томска», помещенных в 1845 г. в журнале «Звездочка», говорилось, что в городе нет ни театра, ни концертов. Незавидным было состояние музыкальной жизни в уездных городах. Декабрист П.Н. Свистунов писал 26 апреля 1840 г. из Кургана И. И. Пущину: «С тех пор, что я в Кургане, я не встречал ни одного музыканта и не могу выразить вам, какое для меня это лишение». Однако большинство жителей уездных городов, включая и часть чиновников, и не думали сокрушаться по этому поводу, игнорируя редкие гастроли профессиональных музыкантов.

Но если к современной камерной музыке жители уездных городов в середине XIX в. все же могли приобщиться, то оркестровая музыка была им, как правило, незнакома. Как отмечал автор газетной заметки о праздновании в Тюмени «высокоторжественного дня» 26 августа 1858 г., «едва ли не в первый раз раздались в воздухе нашего города звуки духовой музыки». В тот день военный оркестр, направлявшийся на Амур, играл на народном гулянии.

И все-таки население уездных городов не было лишено музыкальной культуры. Потребности горожан в этой сфере удовлетворяли различные виды народной музыки: хоры песенников, квартеты, скрипачи, гитаристы, балалаечники, а с 30—40-х гг. XIX в. гармонисты и шарманщики. Причем, если шарманщики были редки, то гармонисты, напротив, многочисленны. Гармоники быстро завоевали популярность в Западной Сибири в простонародной среде. Исследователь А. Кастрен, много путешествовавший по Сибири в 1840-х гг., не без удивления писал, что во временных рыбацких поселках они в такой же моде, как в Москве и Петербурге. Из музыкальных инструментов у горожан в XVIII — первой половине XIX в., благодаря своей универсальности, позволявшей исполнять с равным успехом народную и профессиональную музыку, лидирующее положение занимала скрипка. Некогда популярные гусли и бубен стремительно теряли своих почитателей и во второй четверти XIX в. встречались лишь в мещанской среде. В этой среде были популярны народные музыкально-хореографические формы творчества: хороводы, хоровое пение, которые продолжали оставаться неотъемлемой частью русской народной культуры городского и сельского населения. В Западной Сибири это явление наблюдалось не только в малых городах, но отчасти и в городах «большой четверки». Фольклорист и краевед С.И. Гуляев в неопубликованных заметках о Барнауле писал, что во время летних праздников молодежь водит хороводы и поет «круговые песни». И в будничном досуге молодежи, прежде всего девушек, хоровое пение занимало заметное место. П. Небольсин писал в 1840-х гг., что томские мещанки любят собираться в хорошую погоду на улицах и «реветь».
скачать dle 12.1



  • Не нравится
  • 0
  • Нравится

Похожие публикации
У данной публикации еще нет комментариев. Хотите начать обсуждение?

Имя:*
E-Mail:
Введите код: *
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив


Архив сайта
Апрель 2024 (32)
Март 2024 (43)
Февраль 2024 (36)
Январь 2024 (38)
Декабрь 2023 (29)
Ноябрь 2023 (20)
Календарь
«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930 
Реклама
Карта Яндекс
Счетчики
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru
При использовании материалов ссылка на источник обязательна. Спасибо за понимание.