Танк Т-34 "От рабочих Казахстана"
Опубликовал: dokaspez, 15-03-2018, 08:04, Вооружение и транспорт, 1 583, 0
Среди множества боевых машин, участвовавших во Второй мировой войне, советский танк Т-34 занял особое место. Превосходя по совокупности характеристик всех своих современников в начале конфликта, он не просто изменил ход боевых действий — он стал символом советской стойкости, технологического прорыва и массового героизма. Его нередко называли «тридцатьчетверкой» — с теплотой, уважением и благодарностью.
Истоки великой победы
Разработка Т-34 началась в 1939 году в конструкторском бюро Харьковского паровозостроительного завода № 183 под руководством талантливых инженеров Михаила Кошкина и Александра Морозова. Эта новая машина должна была заменить устаревшие легкие танки БТ и Т-26, чья броня не выдерживала даже огня стандартных противотанковых ружей. Цель была ясна: создать средний танк, способный выдерживать прямые попадания вражеских снарядов и уверенно действовать на поле боя.
Решение о принятии танка на вооружение было принято ещё до окончания испытаний — 19 декабря 1939 года Совет Народных Комиссаров СССР подписал соответствующее постановление. Первые опытные образцы вышли в январе 1940 года и сразу продемонстрировали выдающиеся качества: отличную подвижность благодаря дизельному двигателю и широким гусеницам, а также сбалансированное сочетание огневой мощи и броневой защиты.
Массовое производство — основа обороны
Серийный выпуск начался в июне 1940 года на заводе №183. Уже к концу года было собрано 115 машин. Однако масштаб предстоящей войны требовал гораздо большего. В тот же месяц производство Т-34 было развернуто на Сталинградском тракторном и Сормовском судостроительном заводах. С началом Великой Отечественной войны к выпуску подключились новые предприятия: Челябинский, Уральский, Омский и другие. Всего за годы войны Т-34 строился на семи заводах, и каждый из них вносил в конструкцию небольшие, но заметные изменения — от формы башни до деталей ходовой части.
Технологичность конструкции сыграла ключевую роль: даже при нехватке квалифицированных кадров и эвакуации предприятий в тыл, производство не только не остановилось, но и резко выросло. В 1942 году было выпущено свыше 12,5 тысяч танков, а к 1943-му — почти 16 тысяч. Всего за 1940–1946 годы с конвейеров сошло более 61 тысячи Т-34 всех модификаций, из которых около 35 тысяч — модели с 76-мм пушкой.
Боевые качества и тактическое значение
Изначально Т-34 оснащался 76-мм пушкой Л-11, но уже с февраля 1941 года на вооружение поступила более совершенная пушка Ф-34. По огневой мощи новый танк приближался к тяжёлому КВ-1, но при этом был значительно подвижнее и проще в производстве. Его лобовая броня толщиной 45–50 мм в 1941 году была почти неуязвима для немецких 37- и 50-мм пушек. Один из эпизодов того времени гласит: немецкая 37-мм пушка совершила 23 попадания в Т-34, но вывести его из строя удалось лишь снарядом, попавшим в уязвимое место у основания башни.
Однако с появлением немецких «Тигров» и «Пантер» в 1943 году ситуация изменилась. Броня Т-34 перестала быть надёжной защитой, а его вооружение — достаточным для победы в дальнобойной дуэли. Несмотря на это, именно Т-34 стал основой для формирования новых танковых соединений — сначала бригад, затем корпусов и, наконец, целых танковых армий.
«Тридцатьчетвёрка» в бою
Т-34 участвовал в сражениях с первого до последнего дня Великой Отечественной войны. Он сражался под Москвой и Сталинградом, на Курской дуге и в Прибалтике, прошёл от Тулы до Берлина, а затем участвовал в разгроме Квантунской армии Японии в августе 1945 года.
Особенно ярко боевые качества танка проявились в боях под Тулой осенью 1941 года. 4-я танковая бригада под командованием полковника Михаила Катукова, действуя из засад и применяя гибкую тактику, за несколько дней уничтожила более 130 немецких танков и сорвала наступление на город. За этот подвиг бригаде одной из первых было присвоено гвардейское звание.
Наследие
Т-34 не только выиграл войну — он изменил подход к танкостроению в мире. Его уникальное сочетание огневой мощи, защищённости и подвижности при простоте конструкции и технологичности производства стало эталоном для послевоенных поколений бронетехники.
В открытой экспозиции Центрального музея Великой Отечественной войны представлен танк Т-34, ставший живым свидетельством подвига фронта и тыла. Этот средний танк был выпущен в 1942 году на заводе №?112 «Красное Сормово» и получил надпись на башне — «От рабочих Казахстана», олицетворявшую вклад казахстанских трудящихся в общее дело Победы. 5 декабря 1942 года в бою у деревни Жарки Новосокольнического района Псковской области экипаж танка под командованием лейтенанта Н.С. Тухватчина уничтожил огнём и гусеницами более 100 немецких солдат. Во время преследования противника под машину были брошены две гранаты — сам гранатомётчик погиб под гусеницами. От взрыва порвалась гусеница, и танк, потеряв управление, по инерции скатился в озеро Жарки. Экипаж успел покинуть машину, захватив с собой пулемёт.
Командир танка Николай Степанович Тухватчин прошёл войну до самого конца и скончался в 1998 году в Симферополе. Спустя полвека, в октябре 1998 года, усилиями администрации Новосокольнического района, работников управления «Верхневолжские нефтепроводы» и поисковых отрядов, танк был поднят со дна озера с глубины девяти метров. 29 апреля 1999 года в торжественной обстановке, в присутствии ветеранов, представителей Минобороны, Минкультуры и общественности, танк был передан в дар музею главой администрации Новосокольников Н.В. Никитенко.
В 1999–2000 годах в 38-м научно-исследовательском испытательном институте Министерства обороны России (Кубинка) была проведена полная реставрация машины, после чего она заняла почётное место в музейной экспозиции как символ единства народа и армии в годы Великой Отечественной войны.
Т-34 не просто воевал — он выстоял, победил и вошёл в историю как лучший средний танк Второй мировой войны.

