Топ-100

Танк Т-34 "От рабочих Казахстана"

Опубликовал: dokaspez, 15-03-2018, 08:04, Техника и вооружение , 1 180, 0

Средний танк Т-34 был разработан в КБ Харьковского паровозостроительного завода № 183 в 1939 году под руководством М.И. Кошкина и А.А. Морозова. Основу танкового парка РККА в конце 1930-х годов составляли легкие танки БТ-5/БТ-7 и Т-26 с противопульной броневой защитой, поэтому одним из направлений развития советского танкостроения стало существенное повышение бронезащиты танков от огня наиболее распространенных противотанковых средств.

Танк Т-34, Постановлением СНК СССР от 19 декабря 1939 года, был принят на вооружение РККА еще до изготовления опытных образцов. Первые опытные танки были изготовлены в январе 1940 года и при испытаниях полностью подтвердили высокие технические и боевые качества.

Серийное производство танков Т-34 началось в июне 1940 года, и к концу года было выпущено 115 машин. Для быстрого перевооружения РККА в июне 1940 года Совнарком принял решение о разворачивании производства танков Т-34 (наряду с заводом № 183) на Сталинградском тракторном и Сормовском судостроительном заводах.

Первоначально танк Т-34 вооружался 76-мм пушкой Л-11 с длиной ствола в 30,5 калибра, а, начиная с февраля 1941 года, он получил более мощную 76-мм пушку Ф-34 с длиной ствола в 41 калибр. При этом изменения затронули лишь броневую маску качающейся части пушки. К концу лета 1941 года танки Т-34 выпускались только с пушкой Ф-34, которая производилась на заводе № 92 в Горьком. Таким образом, по вооружению он соответствовал тяжелому танку КВ-1.

Высокая подвижность нового танка обеспечивалась мощным дизельным двигателем и широкими гусеницами. Высокая технологичность конструкции позволила наладить его серийное производство с использованием недостаточно квалифицированной рабочей силы на семи различных по оснащению машиностроительных заводах.

После начала Великой Отечественной войны к производству танков Т-34 подключался завод «Красное Сормово» (завод № 112 Наркомсудпрома). В годы Великой Отечественной войны танки Т-34 выпускались несколькими предприятиями, в том числе: заводом № 183 - с 1940 по осень 1941 года (в г. Харьков), впоследствии завод был эвакуирован в г. Нижний Тагил (где производство Т-34 осуществлялось с конца 1941 по 1944 год включительно); заводом № 112 «Красное Сормово» (в г. Горький) в 1941 – 1944 годах; Сталинградским тракторным заводом (в г. Сталинграде) в 1941 - 1942 годах; Челябинским тракторным заводом (в г. Челябинске) в 1942 – 1944 годах; Уральским заводом тяжелого машиностроения (УЗТМ) (в г. Свердловске) в 1942 – 1943 годах и заводом № 174 (в г. Омске). Каждый завод-изготовитель вносил в конструкцию танка Т-34 некоторые изменения и дополнения с учетом собственных технологических возможностей, поэтому танки, выпущенные разными заводами, имели свой характерный внешний облик.

В ходе Великой Отечественной войны наряду с увеличением количества выпускаемых танков, решалась задача по усовершенствованию их конструкции и упрощению технологии изготовления. В 1942 – 1943 годах несколько изменилась конструкция танка, однако основное: корпус, двигатель, трансмиссия (за исключением коробки передач), подвеска сохранились практически без изменений.

К лету 1943 года немцам удалось изменить соотношение характеристик танков в свою пользу. Увеличенная толщина брони танков «Тигров» и «Пантер» ограничила эффективность огня короткоствольных орудий Т-34, а 75- и 88-мм немецкие танковые орудия могли поражать советские танки с дистанций 900 и 1500 (соответственно). Наша победа под Курском далась очень дорого - во время контрнаступления Красная армия потеряла около 6000 танков и САУ. Сказались и другие недостатки Т-34: плохая вентиляция и обзор из танка; ненадежная коробка передач; а также тесная башня без вращающегося полика, в которой размещалось лишь два члена экипажа. Командиру танка приходилось совмещать свои обязанности с обязанностями наводчика. Хотя в процессе серийного выпуска Т-34 постоянно совершенствовался, в середине войны назрела необходимость его коренной модернизации. Т-34 стал самым массовым советским танком.

В 1940 году было изготовлено 112 машин (из них - 2 прототипа), в 1941 году - 2996, в 1942 году - 12527, в 1943 году - 15821, в 1944 году - 14648, в 1945 году - 12551, в 1946 году - 2707. Всего же в 1940 - 1946 годах было выпущено 61362 танков Т-34 всех модификаций, из них Т-34-76 - 35312 танков (включая 1170 огнеметных ОТ-34). На базе танка Т-34 были изготовлены 70 ремонтно-эвакуационных машин и несколько десятков танков-мостоукладчиков ТМ-34 с мостом длиной 7,7 м. Кроме того, часть Т-34 были переоборудованы в командирские и огнеметные (ОТ-34) танки.

Первоначально танки Т-34 поступили на вооружение танковых дивизий механизированных корпусов. На 22 июня 1941 года Красная армия имела на вооружении 1066 средних танков Т-34, из которых - 967 находились в приграничных округах, Однако в боях в первые месяцы войны советские мехкорпуса понесли тяжелые потери, и практически все Т-34 были потеряны в первые две недели боев из-за неудачной дислокации, плохо обученных экипажей и отсутствия ремонтно-эвакуационных средств.

Тактико-технические характеристики:

Тем не менее, первые танковые бои показали значительное преимущество советских машин над немецкими танками. Немецкие танковые пушки не представляли серьезной опасности для Т-34, в то время как 76-мм бронебойный снаряд Т-34 пробивал броню любого вражеского танка на дальности до 1000 м. В одном из немецких донесений того периода приводились данные, что расчет 37-мм противотанковой пушки Раk.37 добился 23 попаданий в танк Т-34, но только снаряд, угодивший в основание башни вывел машину из строя. Советская оборонная промышленность в то время уже не могла быстро восполнить потери в танках.

Это потребовало изменить и упростить структуру танковых соединений, и уже 15 июля ставка ВГК отдала распоряжение об упразднении мехкорпусов, а в конце августа Наркомат Обороны утвердил штат новой танковой бригады, танковый полк которой насчитывал 93 танка. Но уже в сентябре бригады были переведены на батальонную основу. Ее два танковых батальона насчитывали всего 46 танков. Из них Т-34 - 16, KB - 10, остальные Т-60. Формировались также отдельные танковые батальоны по 29 танков в составе трех танковых рот, из которых только одна рота имела 7 Т-34, а остальными танками этого батальона были легкие Т-60. Но уже зимой 1941/1942 годов отечественная промышленность смогла наладить производство этих столь нужных фронту танков, поэтому в марте 1942 года началось формирование четырех танковых корпусов.

Корпус состоял первоначально из двух, потом из трех танковых и одной мотострелковой бригад и должен был иметь 110 танков, в том числе 40 Т-34. Уже в мае того же года начали создаваться танковые армии непостоянного состава, но обязательно имевшие по два танковых корпуса. Всего было сформировано четыре таких армии, причем 5-я танковая армия была сформирована дважды. В сентябре 1942 года началось формирование механизированных корпусов постоянного состава. По мере накопления боевого опыта и поступления достаточного количества техники, танковые армии получили более однородную организацию. Как правило, они состояли из двух танковых и одного механизированного корпуса. Танковые корпуса состояли из трех танковых и одной мотострелковой бригады и в 1944 году насчитывали 207 средних танков Т-34 и 63 СУ-85 (СУ-122). В состав танковых армий вводились также самоходные артиллерийские бригады. Теперь все танковые бригады получили однородный состав, и состояли только из средних танков Т-34. В 1943 году было сформировано 6 танковых армий, которые насчитывали 900 танков и САУ.

Средний танк Т-34, или, как его называли в войсках, «тридцатьчетверка», участвовал в боевых действиях с первого и до последнего дня Великой Отечественной войны. Участвовали они и в разгроме вооруженных сил милитаристской Японии. Т-34 шли в бой и в тундре Заполярья, и в лесах Карелии и Белоруссии, по степям Украины и в предгорьях Кавказа, то есть на всем протяжении советско-германского фронта. Огневая мощь, броневая защита, маневренность в сочетании с простотой конструкции обеспечили танку Т-34 репутацию лучшего среднего танка Второй мировой войны. Так, в ожесточенных боях под Москвой осенью 1941 года экипажи танков Т-34 проявили образцы мужества и героизма. На участке Мценск - Тула отличилась 4-я танковая бригада, под командованием полковника М.Е. Катукова. Действуя из засад, нанося короткие, но мощные огневые удары, советские танкисты за несколько дней боев подбили 133 танка, 49 орудий и много другой техники противника, сорвав наступление частей 2-й танковой армии генерала Гудериана на Тулу.

11 ноября танковой бригаде Катукова одной из первых было присвоено почетное звание «гвардейской». В составе других танковых частей в ходе атаки 5 декабря вновь отличилась теперь уже 1-я гвардейская танковая бригада. Находившиеся в засаде экипажи двух танков заметили, что 5 вражеских танков с десантом на борту пытаются зайти во фланг нашего подразделения. И хотя силы были неравные, танкисты приняли решение атаковать. Из пушек подбили два танка, остальные повернули назад, а спрыгнувших автоматчиков уничтожили пулеметным огнем и гусеницами. Часть уцелевших автоматчиков забрались на броню наших танков, надеясь спастись. Тогда командиры развели свои машины в разные стороны и встречным огнем из курсовых пулеметов уничтожили их. Действуя из засад, контратаками, огнем и гусеницами, наши танкисты добивались победы.

В то время в боях под Тулой в 1-й гвардейской танковой бригаде насчитывалось всего 22 танка Т-34. За шесть месяцев боев по апрель 1942 года (включительно) на боевом счету 1-й гвардейской танковой бригады числилось уничтоженных 302 танка, 165 орудий и более 10 тысяч солдат и офицеров противника. Было захвачено 176 танков, 145 пулеметов и много другой военной техники. По сочетанию трех важнейших характеристик - огневой мощи, защищенности и подвижности - в 1941 году он не имел себе равных. «Т-34 - наиболее замечательный образец наступательного оружия», - писал впоследствии гитлеровский генерал фон Меллентин.

В открытой экспозиции Центрального музея Великой Отечественной войны экспонируются три средних танка Т-34. Один из них, изготовленный заводом № 112 «Красное Сормово» в 1942 году, с надписью на башне «От рабочих Казахстана», в ходе боя 5 декабря 1942 года у деревни Жарки Новосокольнического района Псковской области под командованием лейтенанта Н.С. Тухватчина огнем и гусеницами уничтожил более 100 немецких солдат. При преследовании отходящего врага под танк были брошены 2 гранаты, причем сам гранатометчик попал под гусеницы машины. От взрыва гранат гусеница разорвалась, и танк по инерции занесло в озеро Жарки. Экипаж покинул затонувшую машину, забрав с собой пулемет. Командир танка Н.С. Тухватчин воевал до Победы и умер в 1998 году в г. Симферополь.

В октябре 1998 года, силами администрации Новосокольнического района, коллектива управления «Верхневолжские нефтепроводы» и сотрудников поисковых отрядов, танк был поднят с девятиметровой глубины озера Жарки.

29 апреля 1999 года в торжественной обстановке, в присутствии почетных граждан г. Новосокольники, руководства Псковской области, ветеранов Великой Отечественной войны, представителей Министерства обороны Российской Федерации, Министерства культуры Российской Федерации и общественности танк Т-34 был передан в дар музею главой администрации г. Новосокольники Н.В. Никитенко. Реставрационно-восстановительные работы проведены в 1999 - 2000 годах в 38-м НИИИ МО РФ (Кубинка).
скачать dle 12.1



  • Не нравится
  • 0
  • Нравится

Похожие публикации
У данной публикации еще нет комментариев. Хотите начать обсуждение?

Имя:*
E-Mail:
Введите код: *
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив


Архив сайта
Июль 2024 (35)
Июнь 2024 (33)
Май 2024 (42)
Апрель 2024 (37)
Март 2024 (43)
Февраль 2024 (35)
Календарь
«    Июль 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031 
Реклама
Карта Яндекс
Счетчики
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru
При использовании материалов ссылка на источник обязательна. Спасибо за понимание.