Штурмовое орудие StuG. III - найдено под Ленинградом
Опубликовал: dokaspez, 14-03-2018, 20:33, Техника и вооружение , 1 583, 0
Sturmgesch?tz III (Штуг III) — средняя по массе немецкая самоходно-артиллерийская установка класса штурмовых орудий времен Второй мировой войны на базе танка PzKpfw III. Серийно выпускалась в различных модификациях с 1940 по 1945 год и стала самым массовым по численности представителем бронетехники вермахта (выпущено 8636 САУ с 75-мм орудиями).
В июне 1936 года германское верховное командование приняло решение о разработке подвижных бронированных машин поддержки пехоты, вооруженных 75-мм орудием. Концерну Krupp было поручено разработать орудие для САУ, а фирма Daimler-Benz получила заказ на проектирование бронированных машин поддержки пехоты с горизонтальным углом наведения орудия в пределах 25°.
28 марта 1940 года разработанные установки получили официальное обозначение «Gepanzerte Selbstfahrlafette fur Sturmgeschutz 7,5 cm kanone» (бронированный самоходный лафет для штурмового орудия с 75-мм пушкой) или Sturmgeschutz III (StuG.III) Ausf. А.
Уже через месяц четыре батареи штурмовых орудий этой модификации приняли участие в боевых действиях во Франции и по их результатам получили самые высокие оценки, как со стороны командования, так и со стороны экипажей. Вскоре серийное производство самоходок StuG III было переведено с перегруженного военными заказами предприятия концерна «Daimler-Benz» на завод фирмы Alkett (Almarkische Kettenfabrik GmbH), где оно достигло объема 30 единиц в месяц, что позволило еще в 1940 году изготовить 184 САУ StuG. III, а до конца 1941 года выпустить еще 548 этих, крайне, нужных фронту машин.
Штурмовые орудия StuG. III оказались одним из наиболее эффективных средств, способных бороться не только с живой силой, но и с различными укрытиями, и даже с бронетехникой противника.
В результате внесения в конструкцию штурмового орудия StuG. III большого числа изменений, появилось восемь различных модификаций (А, В, С, D, Е, F, F/8 и G).
По состоянию на 1 июня 1941 года в германских войсках, сосредоточенных для нападения на СССР, насчитывалось 250 штурмовых орудий StuG. III. Они интенсивно использовались на всех важнейших участках Восточного фронта. Последняя модификация StuG. III Ausf Е с короткоствольным 75-мм орудием выпускалась с сентября 1941 по март 1942 года
Ожесточенные бои летом - осенью 1941 года на Восточном фронте со всей очевидностью доказали, что если 75-мм короткоствольная пушка StuK.37 L/24 с задачей оказания огневой поддержки наступающей пехоте справлялась, то для борьбы с танками противника она уже не годилась.
Поэтому вскоре после нападения Германии на Советский Союз штурмовые орудия новой модели StuG. III Ausf. F получили более эффективные 75-мм длинноствольные пушки StuK.40 L/43, обладавшие очень высокими бронебойными характеристиками. На САУ следующей модели StuG 40 Ausf F/8 (позже стали называться StuG. III) монтировалась еще более мощная пушка StuK.40 L/48. Этим же орудием вооружались штурмовые орудия последней, самой массовой и наиболее совершенной модификации Ausf. G. Кроме того, с началом выпуска штурмовых орудий, вооруженных длинноствольной пушкой, поступавшие в ремонт StuG. III ранних моделей, также перевооружались ею.
Установка очень эффективных в борьбе с бронированными целями пушек заметно изменила ситуацию на фронте, сделала их очень грозным оружием, превратив штурмовые орудия модификаций «F», «F/8» и «G» в основное противотанковое средство вермахта. Наряду с усовершенствованием вооружения штурмовых орудий активно велись работы по повышению их бронезашиты, в результате чего, толщина брони лобовой части корпуса и рубки на последних наиболее массовых модификациях достигла 80 мм.
На уже выпущенных САУ уровень защиты повышался путем навешивания дополнительных бронелистов. Кроме того, начиная с 1943 года, все штурмовые орудия StuG. III стали оборудоваться бортовыми экранами, защищавшими борта и верх ходовой части от кумулятивных снарядов. Все это вело к утяжелению боевой машины и, как следствие, к ухудшению и без того невысокой проходимости. Остальные изменения, внесенные за время серийного производства, касались в основном формы рубки, количества люков, прицельных приспособлений и т. д. Внешне выделялись штурмовые орудия StuG.40 Ausf. G со смонтированной на них командирской башенкой и устанавливавшейся с ноября 1943 года новой литой маской пушки, получившей за характерную форму название «свиное рыло».
Всего в период с февраля 1940 по апрель 1945 года на заводах фирм Alkett и MIAG было выпущено 9251 штурмовое орудие StuG. III.
Штурмовое орудие StuG. III имело компоновку с передним расположением боевой рубки. Внутри корпус машины делился на три отделения: управления (оно же трансмиссионное), боевое и моторное. Отделение управления находилось в носовой части САУ. В нем размещались приводы управления, главный фрикцион, коробка передач, планетарный механизм поворота, сиденье механика-водителя. В боевом отделении, располагавшемся в средней части установки, размещались: вооружение, боекомплект, приборы прицеливания и наблюдения, радиостанция. Здесь же находились рабочие места командира, наводчика и заряжающего. Над полом боевого отделения проходил карданный вал, закрытый кожухом. За боевым отделением находилось моторное отделение, в котором были смонтированы: двигатель, масляный и топливный баки и радиаторы системы охлаждения. Корпус штурмового орудия сваривался из катаных листов гетерогенной брони. Отдельные детали соединялись броневыми болтами и угольниками. В верхнем лобовом листе корпуса имелись два люка для доступа к агрегатам трансмиссии с двухстворчатыми крышками. На крыше моторного отделения находились четыре люка - два больших и два малых - для доступа к агрегатам силовой установки. Рубка сварная многогранная, соединялась с корпусом шасси броневыми болтами. Крыша рубки также крепилась к стенкам с помощью болтов, что облегчало ее демонтаж при необходимости замены орудия.
Для посадки экипажа в крыше рубки имелись два прямоугольных люка, закрывавшихся двухстворчатыми крышками, и лючок для вывода головки перископического прицела, закрывавшийся сдвижной крышкой. Рубка штурмовых орудий модификаций «Е» - «F», в отличие от предыдущих, не имела 9-мм броневых скосов по бортам - вместо них приваривались броневые ящики, в которых размещались радиостанция и часть боекомплекта. Наиболее совершенной формой отличалась рубка варианта «G», расширенная до надгусеничных полок и получившая командирскую башенку. Штурмовые орудия StuG. III модификаций Ausf. A - Е вооружались короткоствольной пушкой 7,5 cm StuK. 37 с вертикальным клиновым затвором и электроспуском. Вертикальная наводка пушки осуществлялась в пределах от - 10° до +20°, а горизонтальная - 24°. Дальность прямого выстрела составляла - 620 - 650 м, а максимальная дальность стрельбы - 6200 м. В ее боекомплект входили унитарные выстрелы с бронебойными, кумулятивными, дымовыми и осколочно-фугасными снарядами. Боекомплект состоял из 44 выстрелов (в моделях Ausf. A - D) или 54 выстрелов (Ausf.E).
Штурмовые орудия StuG. III Ausf. F были вооружены длинноствольной пушкой 7,5 cm StuK.40 L/43 с клиновым полуавтоматическим затвором, а боевые машины модификаций «F/8» и «G» вооружались пушкой 7,5 cm StuK. 40 L/48. Эти пушки оснащалась двухкамерным дульным тормозом. Дальность прямого выстрела составляла - 800 - 1200 м, а максимальная дальность стрельбы - 7700 м. Боекомплект пушек состоял из 44 выстрелов (в моделях Ausf. F и F/8) и 54 выстрелов (Ausf. G). В качестве вспомогательного вооружения использовался 7,92-мм пулемет MG.34 или MG.42, перевозившийся внутри боевой машины.
САУ поздних выпусков оснащалась дистанционно управляемой установкой пулемета MG.42 и спаренным с пушкой пулеметом MG. 34. Штурмовые орудия моделей «А» - «F» имели прибор дымопуска, закрепленный на кормовом листе корпуса, состоявший из пяти дымовых шашек. На установках моделей «F/8» и «G» на бортах рубки устанавливались два строенных дымовых 90-мм гранатомета Nbk.39. С мая 1944 года САУ StuG.40 Ausf.G получили новое «устройство ближней обороны» - в виде гранатомета, смонтированного на крыше рубки для стрельбы осколочными и дымовыми гранатами.
Штурмовые орудия StuG. III Ausf. A и В оборудовались монокулярными перископическими прицелами Sfl ZF, а StuG. III Ausf. C - E - прицелами Sfl ZF1/RbLF32. С марта 1942 года на них стали монтироваться прицелы Sfl ZF1a/RbLF 36.
На штурмовых орудиях устанавливались 12-цилиндровые V-образные карбюраторные двигатели «Maybach» HL 120TR (Ausf.A) и HL 120TRM (Ausf.B - С) мощностью 300 л.с. Бензобак емкостью 320 л располагался в кормовой части справа от двигателя. Трансмиссия состояла из карданной передачи, главного фрикциона, коробки передач, механизмов поворота и бортовых передач.
Ходовая часть состояла (применительно к одному борту) из: шести сдвоенных обрезиненных опорных катков и трех обрезиненных поддерживающих катков малого диаметра. С конца 1943 года на штурмовые орудия получили поддерживающие катки без резиновых бандажей. Подвеска индивидуальная торсионная. Гусеницы стальные, мелкозвенчатые, состояли из 93 - 94 одногребневых траков каждая. Ширина гусеницы колебалась от 360 до 400 мм у более поздних версий. В осенне-зимний период могла использоваться так называемая «восточная гусеница» Ostkette шириной 550 мм.
Сохранившиеся образцы штурмового орудия:
- StuG III Ausf. C/D — последняя в мире сохранившаяся машина этого типа находится в шведском городе Стренгнес.
- StuG III в открытой экспозиции мемориала 11 героям-саперам (Волоколамск, Россия)
- StuG III Ausf. C/D — находится в экспозиции мемориала 11 героям-саперам «Взрыв» в Волоколамске (114-й км. Волоколамского шоссе, Россия).
- StuG III Ausf. F/8 — находится в экспозиции Музея бронетанковой техники в подмосковной Кубинке.
- StuG III Ausf. F — в рабочем состоянии находится в ИКК «Линия Сталина» в Белоруссии
- StuG III Ausf. G — Бронетанковый музей Сухопутных войск военная база Эль-Голосо к северу от Мадрида.
Фрагменты штурмового орудия StuG. III были обнаружены на местах боев 1943 года у пос. Фарфорист Чудовского района Ленинградской области поисковой группой «Высота» под руководством В.Н. Дудина (г. Санкт-Петербург) и переданы Центральному музею Великой Отечественной войны в 2000 году. Реставрационно-восстановительные работы по воссозданию макета StuG. III Ausf. С, с использованием подлинных узлов, деталей и фрагментов были проведены в 2001 году в 38-м НИИИ Министерства обороны Российской Федерации (Кубинка).