Мессершмитт Bf.109 - один из лучших истребителей Второй мировой войны
Опубликовал: dokaspez, 14-03-2018, 18:32, Техника и вооружение , 1 153, 0
Мессершмитт Bf109 F-2 в экспозиции на Поклонной горе (11 августа 2013 г.)
Мессершмитт Bf.109 — (Ме-109) — одномоторный поршневой истребитель, состоявший на вооружении Люфтваффе и ВВС различных стран почти 30 лет. Он принял боевое крещение в небе Испании, являясь основным истребителем Люфтваффе, и в различных модификациях прошел всю Вторую мировую войну, вплоть до 1945 года. Простой в управлении, быстрый в маневре, грозный в атаке, простой и технологичный в производстве Мессершмитт Bf 109 по праву считается одним из лучших истребителей Второй мировой войны.
По количеству произведенных машин (по состоянию на 14 апреля 1945 года только в Германии — 30573 штук; общее производство — с учетом выпуска в франкистской Испании в 1944—1958 годах и послевоенной Чехословакии в 1945—1948 годах — превышает 33000 экземпляров.
В 1941 году люфтваффе приняло на вооружение новый Мессершмитт Bf 109F - одну из лучших по своим пилотажным и маневренным характеристикам его модификаций. Всего было изготовлено до 2200 этих машин в нескольких вариантах, так - Мессершмитт Bf 109F получил новый 12-цилиндровый V-образный двигатель DB 601N жидкостного охлаждения взлетной мощностью 1200 л/с.
Самолет модель Bf 109F-1 был вооружен одной 20-мм пушкой МG FF/М (скорострельность - 520 выстр./мин) и двумя 7,92-мм пулеметами МG 17; а на истребителе модели Bf 109F-2 взамен МG FF/М монтировался более скорострельный 15-мм авиапулемет МG 151/15.
На самолет Bf 109F-3 был установлен более мощный двигатель DB 601E (1350 л.с), а на модели Bf 109 F-4 появилась 20-мм авиапушка МG 151/ 20, дополнительная бронезащита и протектированные топливные баки. Однако с усовершенствованием двигательной установки и вооружения, основные изменения в Мессершмитте Bf 109F в большей степени коснулись планера самолета, получившего новый внешний вид, сохранившийся до конца войны с более совершенной аэродинамикой: улучшенной формой капота двигателя; увеличенным размером кока винта. В этой модели радиаторы были сильно «утоплены» в крыло; законцовки крыла стали скругленными; уменьшилась длина предкрылков и размах элеронов; исчезли подкосы горизонтального оперения; была доработана геометрия шасси, а хвостовое колесо стало наполовину убираться в фюзеляж. В итоге, скорость этой машины выросла с 570 до 630 км/ч.
На 22 июня 1941 года 60% всех германских истребителей Мессершмитта Bf 109 относились к этой модификации. Модернизированный истребитель Bf 109F по летно-техническим характеристикам существенно превосходил советские истребители. Стремясь сохранить превосходство в воздухе, командование люфтваффе летом 1942 года впервые применило под Сталинградом новый модернизированный истребитель Bf 109G с двигателем повышенной мощности (всего было выпущено 14122 самолета этой модификации). В 1943 году на модели Bf 109G-6 было усилено вооружение: 7,92-мм пулеметы МG. 17 заменили 13-мм крупнокалиберными МG.131.
Кроме того, на многих машинах под крылом дополнительно устанавливались по два подвесных контейнера с 20-мм пушками МG 151/20. На отдельных самолетах серии G-6 пушка МG.151, стрелявшая сквозь втулку винта, заменялась более мощной 30-мм авиапушкой МК.108. Причем в зависимости от установленного оборудования и вооружения каждая модификация имела по нескольку вариантов и подвариантов.
Так, например, модификация G существовала в 12 основных вариантах и в более чем 30 подвариантах, предназначенных, например, для выполнения задач истребителя-бомбардировщика или фоторазведчика. Переоборудование самолетов осуществлялось с помощью двух, так называемых, «переделочных комплектов».
На советско-германском фронте им приходилось участвовать в воздушных боях, как правило, на высотах до 4500 м. Против бомбардировочной авиации союзников они вели атаки на больших высотах. Создать же двигатель, способный развивать максимальную мощность, как у земли, так и на большой высоте, оказалось настолько сложно, что немецким конструкторам пришлось идти на компромисс. Двигатель «Даймлер-Бенц» DB 605, стоявший на Bf 109G, обеспечивал самолету максимальную скорость полета на высоте около 7000 м. Чтобы повысить высотность двигателя, на самолет устанавливалась система подпитки закисью азота GМ-1. Для кратковременного же увеличения мощности двигателя на малых высотах на многих машинах дополнительно монтировалась система водометанолового форсирования МW-50.
Внедрение этих двух систем улучшило взлетно-скоростные характеристики в полете, однако из-за возросшей массы двигателя, вооружения и усиления бронирования маневренные характеристики Bf 109G ухудшились. И если для бомбардировщиков противника Bf 109G стал весьма опасен, то в маневренном противоборстве преимущество было на стороне советских «Яков», «Лавочкиных» и английских «Спитфайров».
Выпуск в 1944 - 1945 годах более скоростных истребителей Мессершмитт Bf 109 модели К, которая включала в себя все удачные доработки предыдущих вариантов, в целом, не изменила характера боевых действий в воздухе, так как в вооруженных силах стран-участников антигитлеровской коалиции также появились усовершенствованные самолеты-истребители Ла-7, Як-3, Як-9У, «Спитфайер» XIV, Р-51 «Мустанг». Из выпущенных в 1944 году 14 000 истребителей Вf 109 на долю новой модели Вf 109К пришлось всего 754 экземпляра. За последние месяцы войны в 1945 году люфтваффе получило еще 2970 истребителей Вf 109, из которых более половины были модели G, а остальные - модели К.
В экспозиции музея на Поклонной горе представлен макет истребителя Мессершмитт Bf109 F-2 В. Брандля, командира 2-й группы 3-й эскадры «Удет» из состава 3-го воздушного флота (одержавшего 180 побед), летом 1941 года дислоцировавшегося под Смоленском.
Макет самолета построен НПК «Антарес» при участии АООТ «Тушинский машиностроительный завод» под руководством ТОО «ВДА».