"Иосиф Сталин -2" на Поклонное горе
Опубликовал: dokaspez, 14-03-2018, 14:31, Техника и вооружение , 1 136, 0
center][/center]
Тяжелый танк «ИС-2» являлся самым мощным и наиболее тяжелобронированным из всех советских серийных танков периода Второй мировой войны, и одним из сильнейших танков на то время в мире.
Созданный в 1943 году, он стал достойным ответом советских танкостроителей на появление германских тяжелых танков «Тигр» и «Пантера». Этот компактный и хорошо защищенный танк с длинноствольной 122-мм пушкой стал грозным противником немецких «кошек», в итоге не оставив им шанса уцелеть на поле боя. Вместе с тем, танк «ИС-2» был универсальной боевой машиной, способной решать широкий круг задач – от борьбы с танками противника до поддержки пехоты и уничтожения фортификационных сооружений. Ни одна танковая пушка Второй мировой войны не имела более мощного осколочно-фугасного снаряда, чем пушка «ИС-2». Благодаря этому тяжелые «ИС-2» особенно отличились в конце войны при штурме сильно укрепленных населенных пунктов. Танк «ИС-2» по праву стал одним из символов Победы.
Танк «ИС» с 122-мм пушкой Постановлением ГКО № 4479сс от 31 октября 1943 года был принят на вооружение Красной армии. Новый советский тяжелый танк обладал всеми качествами, необходимыми для борьбы с любым танком противника: мощная пушка, повышенная броневая защита и надежная силовая установка. С декабря 1943 года Челябинский Кировский завод сосредоточился на изготовлении танков «ИС-122». С января 1944 года из цехов ЧКЗ, во все возрастающих количествах, выходили «ИС-122», оснащенные уже новым 122-мм орудием Д-25Т с клиновым полуавтоматическим затвором, за счет которого удалось немного повысить скорострельность (с 1 - 1,5 до 1,5 - 2 выстр/мин). В марте 1944 года дульный тормоз немецкого типа заменили более эффективным - конструкции ЦАКБ. С этого же времени танки «ИС-85» были переименованы в «ИС-1», а «ИС-122» - в «ИС-2». При массе в 46 тонн незначительно превосходившей массу танка «КВ-1С», новая боевая машина имела более толстую броню.
Тактико-технические характеристики:
Башня, лобовая деталь и подбашенная часть корпуса выполнялись литыми. Установка малогабаритных планетарных механизмов поворота (ПМП) конструкции А.И. Благонравова позволила уменьшить ширину корпуса «ИС» на 18 см по сравнению с «КВ-1С». В состав ходовой части входили 6 опорных катков на борт с индивидуальной торсионной подвеской. Благодаря удачным конструктивным решениям скорость и маневренность машины повысились. Кроме того, танк был простым в эксплуатации, и многие его агрегаты можно было заменить в полевых условиях.
Башни танков первой серии выпуска 1943 года имели узкую амбразуру и после установки пушки Д-25Т, несмотря на то, что ее люлька была такой же, как и у Д-5Т, пользоваться телескопическим прицелом было очень неудобно. С мая 1944 года начался выпуск башен с расширенной амбразурой, что позволило сместить прицел влево. Также увеличили бронезащиту маски и толщину нижней части бортов. Командирскую башенку сместили влево, перископический прицел ПТ-4-17 изъяли, на его месте установив прибор наблюдения MK-4. Кроме того, на кронштейне, закрепленном на подвижном погоне командирской башенки, начали монтировать 12,7-мм крупнокалиберный пулемет ДШК, который использовался не столько для целей ПВО, сколько в уличных боях для борьбы с «фаустниками», устраивавшим засады на верхних этажах зданий. В таком виде «ИС-2» принял участие в заключительных сражениях Второй мировой войны.
Танки «ИС-2» поступали на вооружение отдельных гвардейских тяжелых танковых полков прорыва (в составе 21 танка) для качественного усиления частей и подразделений, предназначенных для прорыва заблаговременно и хорошо укрепленных полос противника, а также штурмов городов. В конце 1944 года были сформированы пять отдельных гвардейских тяжелых танковых бригад трехполкового состава (по 65 машин в каждом полку). Появление этих соединений было вызвано необходимостью сосредоточения тяжелых танков на направлениях главных ударов фронтов и армий для прорыва сильно укрепленных оборонительных рубежей, а также для борьбы с танковыми группировками противника. Боевое крещение танки «ИС-2» получили в Корсунь-Шевченковской операции в феврале 1944 года, а затем широко использовались в сражениях вплоть до конца Великой Отечественной войны.
Командование вермахта запретило своим танкистам ступать в открытые поединки с «ИС-2» и приказывало действовать лишь из засад и укрытий. Танки этого типа сыграли большую роль в боях 1944 -1945 годов, особенно отличившись при штурме городов. Так, например, в Висло-Одерской наступательной операции 80-й гвардейский отдельный танковый полк прорыва с 14 по 31 января 1945 года уничтожил 19 танков и САУ врага, 41 артиллерийское орудие, 15 пулеметных гнезд, 10 минометов и 12 блиндажей. Из 23 участвовавших в боях машин ни одна не была безвозвратно потеряна. Две гвардейские отдельные тяжелые танковые бригады - 7-я и 11-я - отличилась при штурме Берлина.
На базе танков «ИС-2» были созданы и успешно применялись при штурме Кенигсберга и Берлина тяжелые самоходно-артиллерийские установки «ИСУ-122» и «ИСУ-152».
После окончания войны танки «ИС-2» длительное время несли свою службу в Советской армии. В 1957 году ИС-2 прошли капитальный ремонт и модернизацию с целью продления срока службы, а также унификации ряда узлов и агрегатов с узлами и агрегатами других тяжелых танков. В результате модернизации изменились боевые и технические характеристики танка «ИС-2», и он получил обозначение «ИС-2М». Масса танка «ИС-2М» возросла до 48 тонн, но скорость благодаря усовершенствованной трансмиссии увеличилась до 40 км/ч.
В Советской армии танки «ИС-2М» эксплуатировались вплоть до начала 1980-х годов. Значительное количество этих танков было установлено на границе с КНР в качестве стационарных долговременных артиллерийских огневых точек. Официально тяжелые танки «ИС-2М» были сняты с вооружения Российской армии только в 1995 году. Производство тяжелых танков ИС-2 осуществлялось Челябинским Кировским заводом с декабря 1943 по май 1945 года, причем 10 танков ИС-2 образца 1944 года были изготовлены в Ленинграде в цехах восстановленного Ленинградского Кировского завода. Всего было выпущено 3385 танков ИС-2, ставшего наряду с ИС-3 самым мощным танком Второй мировой войны.
Многие ИС-2 стали экспонатами музеев. ИС-2 является экспонатом Бронетанкового музея в Кубинке, представлен в экспозициях музея-панорамы «Сталинградская битва» в Волгограде, в музее-диораме «Огненная дуга» в Белгороде, в Музее героической обороны и освобождения Севастополя на Сапун-горе в Севастополе, Музее боевой славы омичей г. Омска, в Музее отечественной военной истории Истринского района Московской области, на аллее Славы в Чите, перед въездом в поселок Ясная Забайкальского края, в Музее военной техники города Верхняя Пышма.
Тяжелый танк «ИС-2» являлся самым мощным и наиболее тяжелобронированным из всех советских серийных танков периода Второй мировой войны, и одним из сильнейших танков на то время в мире.
Созданный в 1943 году, он стал достойным ответом советских танкостроителей на появление германских тяжелых танков «Тигр» и «Пантера». Этот компактный и хорошо защищенный танк с длинноствольной 122-мм пушкой стал грозным противником немецких «кошек», в итоге не оставив им шанса уцелеть на поле боя. Вместе с тем, танк «ИС-2» был универсальной боевой машиной, способной решать широкий круг задач – от борьбы с танками противника до поддержки пехоты и уничтожения фортификационных сооружений. Ни одна танковая пушка Второй мировой войны не имела более мощного осколочно-фугасного снаряда, чем пушка «ИС-2». Благодаря этому тяжелые «ИС-2» особенно отличились в конце войны при штурме сильно укрепленных населенных пунктов. Танк «ИС-2» по праву стал одним из символов Победы.
Танк «ИС» с 122-мм пушкой Постановлением ГКО № 4479сс от 31 октября 1943 года был принят на вооружение Красной армии. Новый советский тяжелый танк обладал всеми качествами, необходимыми для борьбы с любым танком противника: мощная пушка, повышенная броневая защита и надежная силовая установка. С декабря 1943 года Челябинский Кировский завод сосредоточился на изготовлении танков «ИС-122». С января 1944 года из цехов ЧКЗ, во все возрастающих количествах, выходили «ИС-122», оснащенные уже новым 122-мм орудием Д-25Т с клиновым полуавтоматическим затвором, за счет которого удалось немного повысить скорострельность (с 1 - 1,5 до 1,5 - 2 выстр/мин). В марте 1944 года дульный тормоз немецкого типа заменили более эффективным - конструкции ЦАКБ. С этого же времени танки «ИС-85» были переименованы в «ИС-1», а «ИС-122» - в «ИС-2». При массе в 46 тонн незначительно превосходившей массу танка «КВ-1С», новая боевая машина имела более толстую броню.
Тактико-технические характеристики:
Башня, лобовая деталь и подбашенная часть корпуса выполнялись литыми. Установка малогабаритных планетарных механизмов поворота (ПМП) конструкции А.И. Благонравова позволила уменьшить ширину корпуса «ИС» на 18 см по сравнению с «КВ-1С». В состав ходовой части входили 6 опорных катков на борт с индивидуальной торсионной подвеской. Благодаря удачным конструктивным решениям скорость и маневренность машины повысились. Кроме того, танк был простым в эксплуатации, и многие его агрегаты можно было заменить в полевых условиях.
Башни танков первой серии выпуска 1943 года имели узкую амбразуру и после установки пушки Д-25Т, несмотря на то, что ее люлька была такой же, как и у Д-5Т, пользоваться телескопическим прицелом было очень неудобно. С мая 1944 года начался выпуск башен с расширенной амбразурой, что позволило сместить прицел влево. Также увеличили бронезащиту маски и толщину нижней части бортов. Командирскую башенку сместили влево, перископический прицел ПТ-4-17 изъяли, на его месте установив прибор наблюдения MK-4. Кроме того, на кронштейне, закрепленном на подвижном погоне командирской башенки, начали монтировать 12,7-мм крупнокалиберный пулемет ДШК, который использовался не столько для целей ПВО, сколько в уличных боях для борьбы с «фаустниками», устраивавшим засады на верхних этажах зданий. В таком виде «ИС-2» принял участие в заключительных сражениях Второй мировой войны.
Танки «ИС-2» поступали на вооружение отдельных гвардейских тяжелых танковых полков прорыва (в составе 21 танка) для качественного усиления частей и подразделений, предназначенных для прорыва заблаговременно и хорошо укрепленных полос противника, а также штурмов городов. В конце 1944 года были сформированы пять отдельных гвардейских тяжелых танковых бригад трехполкового состава (по 65 машин в каждом полку). Появление этих соединений было вызвано необходимостью сосредоточения тяжелых танков на направлениях главных ударов фронтов и армий для прорыва сильно укрепленных оборонительных рубежей, а также для борьбы с танковыми группировками противника. Боевое крещение танки «ИС-2» получили в Корсунь-Шевченковской операции в феврале 1944 года, а затем широко использовались в сражениях вплоть до конца Великой Отечественной войны.
Командование вермахта запретило своим танкистам ступать в открытые поединки с «ИС-2» и приказывало действовать лишь из засад и укрытий. Танки этого типа сыграли большую роль в боях 1944 -1945 годов, особенно отличившись при штурме городов. Так, например, в Висло-Одерской наступательной операции 80-й гвардейский отдельный танковый полк прорыва с 14 по 31 января 1945 года уничтожил 19 танков и САУ врага, 41 артиллерийское орудие, 15 пулеметных гнезд, 10 минометов и 12 блиндажей. Из 23 участвовавших в боях машин ни одна не была безвозвратно потеряна. Две гвардейские отдельные тяжелые танковые бригады - 7-я и 11-я - отличилась при штурме Берлина.
На базе танков «ИС-2» были созданы и успешно применялись при штурме Кенигсберга и Берлина тяжелые самоходно-артиллерийские установки «ИСУ-122» и «ИСУ-152».
После окончания войны танки «ИС-2» длительное время несли свою службу в Советской армии. В 1957 году ИС-2 прошли капитальный ремонт и модернизацию с целью продления срока службы, а также унификации ряда узлов и агрегатов с узлами и агрегатами других тяжелых танков. В результате модернизации изменились боевые и технические характеристики танка «ИС-2», и он получил обозначение «ИС-2М». Масса танка «ИС-2М» возросла до 48 тонн, но скорость благодаря усовершенствованной трансмиссии увеличилась до 40 км/ч.
В Советской армии танки «ИС-2М» эксплуатировались вплоть до начала 1980-х годов. Значительное количество этих танков было установлено на границе с КНР в качестве стационарных долговременных артиллерийских огневых точек. Официально тяжелые танки «ИС-2М» были сняты с вооружения Российской армии только в 1995 году. Производство тяжелых танков ИС-2 осуществлялось Челябинским Кировским заводом с декабря 1943 по май 1945 года, причем 10 танков ИС-2 образца 1944 года были изготовлены в Ленинграде в цехах восстановленного Ленинградского Кировского завода. Всего было выпущено 3385 танков ИС-2, ставшего наряду с ИС-3 самым мощным танком Второй мировой войны.
Многие ИС-2 стали экспонатами музеев. ИС-2 является экспонатом Бронетанкового музея в Кубинке, представлен в экспозициях музея-панорамы «Сталинградская битва» в Волгограде, в музее-диораме «Огненная дуга» в Белгороде, в Музее героической обороны и освобождения Севастополя на Сапун-горе в Севастополе, Музее боевой славы омичей г. Омска, в Музее отечественной военной истории Истринского района Московской области, на аллее Славы в Чите, перед въездом в поселок Ясная Забайкальского края, в Музее военной техники города Верхняя Пышма.
Один из танков находится в Музее техники Вадима Задорожного (фото). Машина не на ходу и находится в статичной экспозиции на аллее. Танк военного выпуска 1944-1945 годов, на броне есть множество сколов и даже пробоин. Однако фатальных повреждений нет, или они были заделаны во время реставрации.