Топ-100

Бронеавтомобиль БА-10-самый массовый средний советский броневик

Опубликовал: dokaspez, 14-03-2018, 07:40, Техника и вооружение , 1 145, 0

Советский бронеавтомобиль БА-10 был разработан в конструкторском бюро Ижорского завода в 1938 году на модернизированном шасси грузовика ГАЗ-ААА, у которого была укорочена рама, усилена балка передней оси, передняя подвеска оснащена амортизаторами от модели ГАЗ-М-1, и представлял собой модернизированный вариант бронеавтомобиля БА-6.

Для повышения проходимости в комплект оборудования БА-10 входили быстросъемные гусеничные цепи типа «Оверолл», надеваемые при необходимости на задние ведущие колеса. Кроме того преодолевать неровности помогали установленные побортно свободно вращающиеся запасные колеса. Корпус сваривался из броневых листов. Детали корпуса и внутреннего оборудования, не связанные сварными швами, крепились при помощи пулестойких заклепок и болтов. Крепление броневого корпуса к раме шасси осуществлялось при помощи 6 основных кронштейнов. Часть машин оборудовалось радиостанцией 71-ТК-1 или 71-ТК-3 «Шакал». Так, например, из выпущенных в 1940 году 987 единиц БА-10М 410 были радиофицированными.

После внесения большого количества мелких изменений в конструкцию и разработки технологической документации для его производства название боевой машины было изменено на БА-10А, под которым и начался его выпуск.

В конце 1939 года броневик был модернизирован еще раз. Новая модель БА-10М получила бензобаки новой конструкции емкостью 54,5 литра каждый, установленные снаружи корпуса на крыльях задних колес в бронированных кожухах, в отличие от прежних, которые крепились к крыше корпуса за местами водителя и пулеметчика. Кроме того ввели новый поворотный механизм башни, изменили расположение глушителя, установили стандартный ящик для запасных радиоламп и новый ящик ЗИП ТОПа и ПТ-1, лом убрали внутрь корпуса, инструментальный ящик разместили под полом, установили сумку для ручных гранат, уменьшили высоту спинок сидений в башне и соответственно изменили крепление аптечки и ракетницы. При этом масса машины возросла до 5,5 тонн, но динамические качества практически не изменились.

Без учета стоимости пушечно-пулеметного вооружения, танкового перископа (ПТ-1) образца 1932 года и телескопического прицела ТОП, бронировка радийного БА-10М обходилась в 56046 руб. 80 коп, а линейного — в 48946 руб. 80 коп.

Всего за 1938—1941 годы изготовили 3413 единиц бронеавтомобилей БА-10А и БА-10М, что сделало его самым массовым советским средним бронеавтомобилем.

Существовало две массовые модификации бронеавтомобиля БА-10А и БА-10М — дополнительные бензобаки расположены на надколесных полках, на корме расположена специальная полка для гусениц.

Кроме того, на базе бронеавтомобиля создавались разведывательные бронедрезины (БА-10ЖД), выпущено 43 шт., из них 7 получил НКВД и 36 - РККА.

Бронеавтомобили применялись советскими войсками в боях на Халхин-Голе (безвозвратные потери составили 39 единиц БА-10), при воссоединении Западной Белоруссии и Западной Украины, Советско-финской войне. К началу Великой Отечественной войны в РККА и НКВД имелось около 2890 единиц БА-10, из них непосредственно в в/ч числилось примерно 2800 единиц. Остальные находились либо в пути в войска, либо на заводе в стадии ожидания отгрузки. Применялись на всем протяжении ВОВ, а также в войне с Японией в августе 1945.

Сохранились несколько экземпляров БА-10:
- в Танковом музее в г. Парола, Финляндия.
- на месте гибели командующего Юго-Западным фронтом М.П. Кирпоноса в урочище Шумейково, Полтавской области, Украина.
- БА-10 (обнаруженный на месте боя 12 февраля 1942 года в лесах у деревни Лодва и полностью восстановленный до ходового состояния с помощью запчастей от второго БА-10) находится в частной коллекции на территории Московской области.
- БА-10ЖД находится в Музее «Боевой славы Урала» в г. Верхней Пышме.

Тактико-технические характеристики БА-10:
Габаритные размеры: длина корпуса — 4450 мм, ширина — 2100 мм, высота — 2470 мм, клиренс — 230 мм.
Колесная формула — 6х4.
Боевая масса — 5,1 тонны.
Бронирование — от 4 мм (днище корпуса) до 10 мм (лоб и борта корпуса/башни).
Силовая установка — 4-цилиндровый карбюраторный двигатель жидкостного охлаждения ГАЗ-М1 мощностью 50 л.с.
Максимальная скорость — 53 км/ч (по шоссе), 20 км/ч (по пересеченной местности).
Запас хода — 260 км (по шоссе).
Вооружение — 45-мм пушка 20К образца 1938 года и 2х7,62-мм пулемета ДТ-29.
Боекомплект — 49 выстрелов к орудию, более 2000 патронов к пулемету.
Экипаж — 4 человека.
скачать dle 12.1



  • Не нравится
  • 0
  • Нравится

Похожие публикации
У данной публикации еще нет комментариев. Хотите начать обсуждение?

Имя:*
E-Mail:
Введите код: *
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив


Архив сайта
Июль 2024 (8)
Июнь 2024 (33)
Май 2024 (42)
Апрель 2024 (37)
Март 2024 (43)
Февраль 2024 (35)
Календарь
«    Июль 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031 
Реклама
Карта Яндекс
Счетчики
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru
При использовании материалов ссылка на источник обязательна. Спасибо за понимание.