Бронеавтомобиль БА-10-самый массовый средний советский броневик
Опубликовал: dokaspez, 14-03-2018, 07:40, Техника и вооружение , 1 314, 0
БА-10 на выставочной площадке у Кремля (7 мая 2015 г.)
Бронеавтомобиль БА-10 стал одной из самых известных и массовых советских бронемашин периода Великой Отечественной войны. Этот средний бронеавтомобиль, разработанный в конце 1930-х годов, был создан на базе усовершенствованного шасси грузовика ГАЗ-ААА и представлял собой модернизированную версию своего предшественника — БА-6. Машина сочетала в себе улучшенные характеристики проходимости, надежности и огневой мощи, что сделало её важным элементом Красной Армии как в довоенный период, так и во время Великой Отечественной войны.
Разработка БА-10 началась в конструкторском бюро Ижорского завода в 1938 году. Главной целью модернизации было повышение проходимости и маневренности машины, а также улучшение её технических характеристик. Для этого использовалось шасси грузовика ГАЗ-ААА с рядом значительных изменений, таких как укороченная рама, усиленная передняя ось и установка амортизаторов от модели ГАЗ-М-1. Эти изменения позволили создать более прочное и надёжное основание для бронекорпуса.
Одним из ключевых нововведений стало использование быстросъёмных гусеничных цепей типа «Оверолл», которые могли быть установлены на задние колёса для преодоления труднопроходимых участков местности. Кроме того, свободно вращающиеся запасные колёса, установленные по бортам, помогали машине преодолевать неровности и препятствия.
Корпус БА-10 изготавливался методом сварки из броневых листов толщиной от 4 до 10 мм. Элементы корпуса и внутреннего оборудования крепились с помощью пулестойких заклёпок и болтов, что обеспечивало высокую прочность конструкции. Крепление бронекорпуса к раме осуществлялось через шесть основных кронштейнов.
После внесения ряда мелких изменений в конструкцию и подготовки технологической документации машина получила обозначение БА-10А, под которым началось её серийное производство. В конце 1939 года была выпущена модернизированная версия БА-10М, которая отличалась улучшенными бензобаками, новым механизмом поворота башни и рядом других усовершенствований.
Тактико-технические характеристики
БА-10 представлял собой средний бронеавтомобиль с колёсной формулой 6х4. Его основные характеристики включали:
- габариты: длина — 4450 мм, ширина — 2100 мм, высота — 2470 мм.
- боевая масса: 5,1–5,5 тонны.
- бронирование:б лоб и борта корпуса/башни — 10 мм, днище — 4 мм.
- двигатель: 4-цилиндровый карбюраторный двигатель жидкостного охлаждения ГАЗ-М1 мощностью 50 л.с.
- максимальная скорость: 53 км/ч (по шоссе), 20 км/ч (по пересечённой местности).
- запас хода: 260 км (по шоссе).
- вооружение: 45-мм пушка 20К образца 1938 года и два 7,62-мм пулемёта ДТ-29.
- боекомплект: 49 выстрелов к пушке и более 2000 патронов к пулемётам.
- экипаж: 4 человека.
БА-10 был оснащен радиостанциями 71-ТК-1 или 71-ТК-3 «Шакал», что позволяло использовать его в качестве командирской машины. Стоимость производства составляла около 56046 рублей (радиофицированная версия) и 48946 рублей (линейная версия).
На базе БА-10 были созданы несколько модификаций, включая:
- БА-10А: первая серийная версия с базовым комплектом оборудования.
- БА-10М: модернизированная версия с улучшенными бензобаками, новым механизмом поворота башни и другими изменениями.
- БА-10ЖД: разведывательная бронедрезина, выпускавшаяся в количестве 43 единиц (7 штук получило НКВД, 36 — РККА).
БА-10 активно применялся в различных конфликтах, начиная с 1930-х годов. Он участвовал в боях на Халхин-Голе, где безвозвратные потери составили 39 единиц, а также в Советско-финской войне и при воссоединении Западной Белоруссии и Западной Украины. К началу Великой Отечественной войны в составе РККА и НКВД находилось около 2890 единиц БА-10.
Несмотря на то, что к началу войны БА-10 уже считался устаревшим, он продолжал активно использоваться на протяжении всей Великой Отечественной войны, благодаря своей надёжности и универсальности. Машины применялись для разведки, охраны тылов, сопровождения колонн и выполнения других задач. Последнее боевое применение БА-10 состоялось в августе 1945 года во время войны с Японией.
Сегодня сохранилось несколько экземпляров БА-10, которые являются ценными историческими артефактами:
- в танковом музее в городе Парола, Финляндия.
- на месте гибели командующего Юго-Западным фронтом М.П. Кирпоноса в урочище Шумейково, Украина.
- полностью восстановленный БА-10 находится в частной коллекции в Московской области.
- БА-10ЖД представлен в Музее «Боевой славы Урала» в Верхней Пышме.
Бронеавтомобиль БА-10 стал символом советского автопрома 1930-х годов и одним из самых массовых бронеавтомобилей Красной Армии. Несмотря на свои ограничения, он успешно справлялся с задачами, возложенными на него в условиях различных конфликтов. Его надёжность, универсальность и простота конструкции сделали БА-10 важным элементом советской бронетехники, чья история остаётся неотъемлемой частью военного наследия XX века.