От низшей лесной школы до Талицкого лесотехнического колледжа

Опубликовал: zampolit, 6-03-2018, 07:22, Путешествие в историю, 257, 0
От низшей лесной школы до Талицкого лесотехнического колледжа

Леса всегда считались одним из главных богатством Российской империи. В своей инспекционной поездке Министр земледелия и государственных имуществ Российской империи Ермолов А.С. (1847-1917 г.) убедился в том, что в Пермской губернии имеется огромное количество лесов. Им было принято решение о необходимости подготовки специалистов для обустройства лесного хозяйства Урало-Сибирского региона, входившего в состав Пермской губернии.

Ермолов А.С. дал указание Лесному департаменту об открытии образовательного учреждения лесного профиля. Низшую лесную школу планировали создать в Талицком или Мехонском лесничестве. Но позднее преимущество было отдано населенному пункту, именовавшемуся тогда, Талицким заводом. Лесной департамент Пермской губернии 14 марта 1896 года издал Распоряжение за № 6758 об открытии в Талицком заводе Низшей лесной школы.

С учетом состояния средств связи и транспорта того времени, 14 марта 1896 года было издано Распоряжение Лесного департамента Пермской губернии, а 1 апреля 1896 года уже состоялось торжественное открытие Лесной школы в Талицком заводе.
Указом Департамента в 1896 г. по Корпусу лесничих был назначен Лесничим Талицкого лесничества и одновременно Заведующим Талицкой низшей лесной школы ученый-лесовод Вронский Сергей Григорьевич.

Изначально, из-за отсутствия учебного корпуса, воспитанники обучались в арендованном классе и проживали на квартире у богатого купца, согласно заключенного договора аренды.

Первый набор в учебное заведение был осуществлен 25 июня 1896 года. Учебное заведение, согласно планам обучения, готовило лесных кондукторов, на которых в последствие возлагались обязанности по охране лесов, выявление браконьеров и посадка сеянцев в лесных массивах.

Вронский С.Г. энергично принялся за устройство Талицкой Лесной школы и через 3 года на месте пустыря были воздвигнуты: учебный корпус, канцелярия и жилой дом для заведующего. Здесь же за учебным корпусом усилиями преподавателей и воспитанников школы в 1897 году был разбит парк-дендрарий.

В парке были собраны многие породы деревьев с разных районов России, начиная с тех, которые произрастали в Пермской губернии – береза, сосна, кедр, лиственница, пихта и др.; так и такие, которые здесь не растут: липа, дуб, маньчжурский орех и др. Со временем парк разрастался: появились грядки, в которые высаживались саженцы до 3-х лет, увеличивались площади. Воспроизводство парка - дендрария было спланировано на научной основе, где преподаватели с воспитанниками проводили практические занятия.

Слушатели школы (студенты) участвовали в посадке деревьев и кустарников, получали опыт ухода за лесными насаждениями, изучали их породы, проводили таксацию – материальную оценку леса, которая заключается в определении объема деревьев и их частей, запаса и возраста насаждений в целом. Также слушатели изучали методы определения объемов деревьев, стоящих на корню, объемов заготовленной древесины, запасов отдельных насаждений и лесных массивов, прироста деревьев и насаждений.

При заготовке древесины слушатели изучали объем бревен, кряжей и других деловых круглых сортиментов, объем каждого бревна по сложной формуле срединного сечения, группировали результаты по длине бревен и их диаметрам в верхнем отрезе, определяли объемы бревен.

По Положению о низших лесных школах и согласно их Уставу, обучение в лесных школах имело «преимущественно практический характер и состояло в ознакомлении учащихся с производством лесных работ и сообщении им сведений, необходимых для служебной деятельности лесного кондуктора».

В школы принимались юноши 16-18 лет всех сословий, окончившие как минимум двухклассное сельское училище. Количество учащихся не должно было превышать 15 человек. С разрешения местных управляющих государственными имуществами низшие лесные школы «получали от казны помещение, стол, белье, платье, обувь, учебные пособия – на полное содержание», исходя из 135 рублей, которые ежегодно выделялись на каждого казеннокоштного воспитанника.

В соответствии с Уставом, заведовал лесной школой и преподавал в ней лесничий, имевший высшее лесное образование, и два помощника лесничего со «специальным образованием по лесной части»; одного из них мог заменить топограф, назначаемый из губернского ведомства государственных имуществ. Заведующий и преподаватели школ утверждались в должностях министром государственных имуществ по представлению Лесного департамента, законоучитель – Лесным департаментом по согласованию с местным епархиальным начальством. Для преподавателей школы была установлена льгота на получение к служебному земельному наделу дополнительных 15 десятин земли. В части получения пенсий и единовременных пособий они были приравнены к соответствующим должностным лицам низших технических училищ.

Сложности преподавания в низших лесных школах обсуждались на страницах «Лесного журнала». Очень подробно, с любовью к делу и своим воспитанникам рассказывал об уроках лесоводства А.Н. Соболев, впоследствии – профессор, заведующий кафедрой в Лесном институте.

При вступлении в должность выпускники получали «обмундировочные деньги в размере сорока рублей».
Жалование лесных кондукторов (так называли выпускников школы) было довольно высокое – от 450 до 850 руб. в год. Кроме того, им полагались 300 руб. разъездных, казенное жилье, дрова и 10 десятин служебного земельного надела.
По статистическим данным, в пересчете на золото 1 рубль Российской Империи 1897 года стоит 0,774235 г. чистого золота или 1045,02 рубля Российской Федерации на апрель 2011года.

Новое штатное расписание чинов корпуса лесничих 1913 г. предполагало разделение лесных кондукторов в зависимости от их квалификации на три разряда. Им полагалось повышение содержания, хотя незначительное:
- по I разряду до 900 р.;
- по II разряду – 700 р.;
- по III разряду – 500 рублей годовых.

Предоставление лесным кондукторам права на чинопроизводство не планировалось. Тем не менее, число желающих получить эту профессию росло. Например, в 1912 г. конкурс на поступление в Талицкую низшую лесную школу составлял на 15 мест - 300 заявлений.

В 1905 году были построены: здание конторы и здание учебное (418 м полезной площади) Лесной школы – сегодня – музей Н.И. Кузнецова. В 1908 году первый заведующий Талицкой Низшей Лесной школы Вронский С.Г. после продолжительный болезни скончался.

Руководить учебным заведением был назначен выпускник Санкт-Петербургского Лесного института, один из преподавателей Лесной школы Владимир Федорович Овсянников. Профессор, выдающийся ученый-лесовод, написал ряд печатных научных изданий. Он был заведующим Лесной школы в период с 1908 года по 1919 год. Всю свою жизнь посвятил лесным наукам, наставнической и педагогической деятельности.

После окончания гражданской войны, Советское правительство начало восстанавливать разрушенное хозяйство страны промышленность, транспорт, сельское и лесное хозяйство, выстраивать новый государственный аппарат.

В 1924 году проводилось районирование Урала. Вместо волостей и уездов создавались районы и округа. Образовался Талицкий район Тюменского округа Уральской области. Талица стала районным центром. На первом районном съезде Советов в январе был избран исполком районного Совета, а его председателем избран - Илья Карпович Шебов.

Съезд утвердил границы района. В него вошли Талицкая, Балаирская, Чупинская, Еланская, Ертарская, Рамыльская волости. (Позднее к ним прибавились Куяровская и Вновь-Юрмытская волости, а отошли Ертарская, часть Еланской и Рамыльской). Были образованы 27 сельских Советов.

Для развития хозяйственного комплекса страны нужны были квалифицированные специалисты. Требовались специалисты и в лесной отрасли.

В 1918 г. на Съезде по школьному лесному образованию А.Ф. Налетов, организатор советского лесного хозяйства, в докладе «О мобилизации и развитии лесного учебного дела» определил задачи государства по увеличению до 1000 человек ежегодного выпуска специалистов среднего звена.

Он также заявил: «Лесная школа, чтобы сохранить необходимый для нее отпечаток внутреннего существа леса, должна быть в руках специалистов, т.е. лесоводы сами должны вести свою школу, что наиболее осуществимо, если школа будет в распоряжении Лесного ведомства, так как Министерству народного просвещения была бы непосильна задача «объять необъятное» разнообразие выдвигаемых жизнью вопросов и проблем».

Новой власти требовались не просто лесные кондукторы, а специалисты, способные быть организаторами производства. Поэтому, в первые годы Советской власти все низшие лесные школы (после гражданской войны их осталось 39) были преобразованы в лесные и лесотехнические техникумы.

Решением Екатеринбургского союза деревообделочников от 01.06.1921г. № 86 Талицкая низшая лесная школа была реорганизована в лесной техникум. Продолжительность обучения в лесном техникуме была увеличена до трех лет. В это время в техникуме стали изучаться следующие предметы: общее и частичное лесоводство и лесохранение, лесоуправление, лесная технология, лесная бухгалтерия и др.

В 1922 году техникум принял 46 учащихся, и далее ежегодно выпускал десятки специалистов лесного дела, которые были более чем востребованы народным хозяйством. В Талицком лесном техникуме в период с 1921 по 1930 годы было одно лесохозяйственное отделение. Техникум готовил специалистов – лесничий и лесной таксатор. Учеба шла с напряжением, не только потому, что первые годы 20-х годов прошлого века были голодными, но и потому, что «наследство» Колчака еще давало о себе знать. В соседнем Шадринском районе появилась банда, действующая против Советской власти. Совет техникума в декабре 1921 года принял решение о временной приостановке занятий, которые возобновились лишь в октябре 1922 года.

Студентами в то время были не просто молодые люди, получающие образование - в период с начала 1920-х по начало 30-х годов все без исключения студенты техникума были бойцами ЧОНа – частей особого назначения. Задача ЧОНа заключалась в поддержке Советской власти на местах: подавление любых выступлений против Советской власти; вооруженная борьба с бандитизмом, охрана общественного порядка. Каждый студент имел закрепленную за ним винтовку и по первому сигналу должен был явиться в техникум, получал оружие и патроны, был готов к выполнению поставленной задачи.

Командовал бойцами ЧОНа секретарь комсомольской организации техникума, подчинялись они райкому комсомола и ВКП(б), действовали совместно с милицией.

В 1930 году техникум был переименован в Талицкий лесотехнический техникум. В этом году в техникуме были открыты еще 4 отделения: - лесохимическое; - лесомелиоративное; - сухопутный транспорт леса; - механическое (механики). Количество студентов было увеличено в 5 раз.

Первым «советским» директором техникума в период с 1920 по январь1923 года был Сергей Александрович Дроздов. Известно, что он имел высшее образование, читал студентам физику, математику и другие общеобразовательные предметы. Был превосходным организатором и хозяйственником. Но голодный 1921 год подорвал его здоровье и в начале 1923 года он умер. В январе 1923 года директором техникума назначен Чудников Петр Иванович. Ранее работал преподавателем техникума, он был выпускником Санкт-Петербургского лесного института. Работал лесничим в районах Поволжья, Урала, а после возобновления работы лесного техникума в Талице, поступил на работу преподавателем.

Следующим директором был назначен Ермолаев Николай Васильевич. С 1924 года по декабрь 1928 год техникумом руководил Ермолаев Николай Васильевич. Он окончил Сибирскую академию сельского хозяйства и лесоводства (г. Омск). Был инициатором и строителем 2-х этажного каменного корпуса техникума. За многолетний добросовестный труд был награжден орденом Трудового Красного знамени. С января 1929 по 1932 год техникум возглавлял подполковник запаса, участник Первой мировой и гражданской войн Кураев Петр Кронидович, бывший командир полка РККА. Его помнили как очень выдержанного, по-военному требовательного человека, обладающего большими организаторскими способностями.

Именно в тот период, когда Кураев П.К. был руководителем, в техникуме открыли 4 новые отделения, в разы увеличилось количество студентов. И техникум был переименовал в Талицкий лесотехнический. С первых дней Великой Отечественной войны Кураев П.К. ушел добровольцем на фронт. Воевал с немецко-фашистскими оккупантами в должности начальника штаба соединения.

Из воспоминаний студента Н.И. Кузнецова «В то время лесничим и учебно-опытном хозяйстве и директором техникума работал старый гвардейский солдат. Кроме положенных дежурств, даже в суровые морозные дни, посылал учащихся на лыжи с экстренным «совершенно секретным» донесением на кордон за 25-30 и требовал, чтобы они к утру возвратились обратно. Солдат-лесничий устраивал облавы и засады в лесу по выслеживанию «лесных воров» - самовольных порубщиков. Он прививал учащимся военные навыки и дисциплину. Но суровые требования видели романтическое начало и состояли в ловкости, силе, выносливости».

В 1932 году Кураева П.К. на посту директора сменил Ребане Оскар Янович, в прошлом - лесничий Талицкого лесничества. С 1933 года по 1940 год техникумом руководили: Волков Василий Яковлевич; Акшинцев А.Н.; Круглов А.П. (и.о. директора 6 месяцев); Цангари Георгий Васильевич.

Цангари Георгий Васильевич руководил учебным заведением с 1937 года по 1940 год. Инженер-лесовод, провел большое количество ремонтных работ в учебном корпусе. Требовал от подчиненных соблюдение дисциплины и правил поведения в ходе учебного процесса. В 1940 – 1943 годах директором техникума работал Шорин Георгий Васильевич, бывший завуч техникума.

Частая смена директоров была связана с тем, что в связи с нехваткой квалифицированных специалистов и руководителей, работников, зарекомендовавших себя с положительной стороны, направляли на повышение на более ответственную работу

Золотыми буквами вписаны в историю Родины имена прославленных выпускников техникума - Героев Советского Союза: легендарного разведчика Николая Ивановича Кузнецова (1927-1929); Анатолия Александровича Гробова (1933-1936), Ивана Ивановича Маюрова (1935-1939).

Самым известным студентом техникума был Никанор Кузнецов. Он родился 14 июля 1911 года, в д. Зырянка, Екатеринбургского уезда Пермской губернии (Талицкий городской округ Свердловской области).

Осенью 1926 года Никанор Кузнецов поступил на первый курс агрономического отделения Тюменского сельскохозяйственного техникума. Тюмень, хотя проучился он там всего лишь год, оставила заметный след в сознании юноши. Здесь он вступил в ряды комсомола, здесь ходил на первые коммунистические субботники. В 1927 году Кузнецов, после смерти отца, Кузнецов поступил на первый курс Талицкого лесного техникума.

Бывший заведующий учебной частью этого техникума П.В. Луговых вспоминал: «У нас к студентам, кроме топографического черчения, знания геодезии и топографии, предъявлялись требования уметь хорошо читать карты и планы, ориентироваться на местности (особенно в лесу и в ночное время), в совершенстве знать территорию учебного лесничества (а его площадь была 35 тысяч гектаров), знать, где находятся кордоны, дороги, тропы и объезды, речки и овраги. Учебный план техникума предусматривал обязательный предмет – охотоведение. В порядке практики студенты вели организованный отстрел птиц и зверей, и сами делали из них чучела. Студенты должны были уметь ходить на лыжах по целинному снегу, стрелять из огнестрельного оружия».

Гробов Анатолий Александрович родился 6 мая 1916 года в с. Верхняя Тура. Окончил школу-семилетку. В 1933 году поступил в Талицкий лесотехнический техникум. После учебы работал в Верхнее-Туринском лесхозе на Теплогорском лесоучастке техником лесного хозяйства. В сентябре 1937 года был призван на военную службу в РККА.

Маюров Иван Иванович родился в 1918 году в с. Убиенное Юргамышского района Курганской области. Обучался в Талицком лесотехническом техникуме с 1935 года по 1939 год по специальности «сухопутный транспорт». Но работать по специальности довелось только два месяца. В этом же 1939 году был призван в ряды Красной Армии. В 1942 году окончил артиллерийское училище.
В период с 1921 года по июнь 1941 года Талицкий лесотехнический техникум по очной и заочной форме обучения окончили 715 человек, получив достойное образование, хорошую специальность.

В чрезвычайно трудных и сложных условиях протекала работа и жизнь техникума во время войны. Техникум лишился учебного здания, в нем разместился Западно-Двинский деревообрабатывающий комбинат, эвакуированный с европейской части СССР. Классы стали цехами комбината. В общежитии разместили работников комбината.
скачать dle 12.1



Похожие публикации
У данной публикации еще нет комментариев. Хотите начать обсуждение?

Имя:*
E-Mail:
Введите код: *
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив


Архив сайта
Октябрь 2018 (41)
Сентябрь 2018 (99)
Август 2018 (79)
Июль 2018 (50)
Июнь 2018 (37)
Май 2018 (71)
Календарь
«    Октябрь 2018    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031 
Реклама
Карта Wikimapia
Счетчики
Яндекс.Метрика
При использовании материалов ссылка на источник обязательна. Спасибо за понимание.