Первые абатские колхозы
Опубликовал: lomsecret, 29-01-2018, 16:02, Земля Тюменская, 1 709, 0
Медленно вступали в колхозы абатские крестьяне. Трудно им было оторваться от своих дворов. Здесь многое зависело от руководителя, его знаний, организаторских способностей.
Слабыми колхозами были им. Тельмана (Пенькова), Сараева (Н. Урал), «Пролетарская воля» (Н. Вяткина), «Ударник» (Шмакова), «8 Марта» (Симонова). С трудом да с помощью соседей там обрабатывалась земля. Урожайность была низкой. Из-за этого и по другим причинам из деревень стали разъезжаться люди. Началось укрупнение колхозов, и некоторые деревни перестали существовать.
Сегодня нет деревни Таволжан, там все так прекрасно начиналось. В 1929 году собрались вместе девять крестьянских семей, организовали артель и назвали ее «Труженик». Деревня по тем временам была немаленькой. Шло время, и в деревне не осталось ни одного единоличника. Жили и работали дружно, строили дома, налаживали быт. В основном занимались земледелием, но вскоре поняли, что без животноводческой фермы никак не обойтись. Начали строить коровник, разводить скот.
Так постепенно, день за днем, «Труженик» входил в новую жизнь. Руководить хозяйством доверили своему же деревенскому Степану Осиповичу Коротенькову. Знали: честен, в свой карман не потащит, за общее дело душу отдаст. На собрании, когда его избирали председателем колхоза, Прасковья Ивановна Оленькова сказала так: «Степку надо Коротенькова председателем. С двенадцати лет батрачил, с пятнадцати пастушил, отслужил в армии, опять же вернулся в деревню, заработал своим горбом лошадь, купил корову. Пусть теперь и нами командует. Мужик он правильный».
А Степан Осипович слушал и боялся голову поднять. Как же он будет всеми верховодить, есть ведь мужики и постарше, да и получше землю знают. Взять хотя бы Арсентия Струнина или Анисима Зоркова. Землепашцы что надо. Так нет, Прасковья его назвала.
Одобрительно зашумело собрание. Единодушно проголосовали присутствующие за председателя. Начались трудовые будни. Это сейчас многие думают, что колхозная доля была черной страницей в истории народов России. Тогда все было по-другому: общий труд приносил радость и счастье. Голодная, рабская, лапотная Россия наконец-то ела досыта хлеб, забывала о лаптях. Люди начинали жизнь по-новому. Дети учились в школах, строились клубы, открывались избы-читальни, все больше и больше становилось грамотных жителей в деревне. Осенью мужчины перестали уходить на заработки в города. Хлеба хватало до нови.
Вот и Степан Осипович с каждым годом чувствовал себя увереннее на посту председателя колхоза. С первой посевной он понял, что трудненько ему будет без агронома. Стал просить в районе, чтоб помогли. На правлении поставил вопрос об открытии хаты-лаборатории. Учился по ночам сам. Много читал и думал, как тот или иной опыт внедрить на своих полях.
В 1934 году итоги порадовали, «Труженик» получил районную и областную премии: собрал на круг по 25 центнеров с гектара. Огромную помощь оказала МТС, которая сделала более 60 процентов всех полевых работ. А по итогам уборки в 1935 году Степан Осипович был награжден орденом Трудового Красного Знамени.
В районе было немалое количество колхозов, которые путем объединения труда крестьян делали их жизнь более интересной, зажиточной. К таким хозяйствам можно отнести им. Карла Маркса (Сычева), «Энергия» (Татарск), «Революции» (Бобыльск), «На смену» (Погорелка) и многие другие.
В Шевыринском сельском Совете в числе четырех колхозов был «13-й Октябрь». Возглавлял его Н.В. Маслов. Через полтора месяца после начала Великой Отечественной войны Николай Васильевич ушел на фронт. Один из лучших председателей колхоза Абатского района, Герой Советского Союза, старший сержант Маслов погиб 30 марта 1944 года. Похоронен в Польше.
Работа в колхозах дисциплинировала людей. Никто не хотел оказаться хуже товарища, соседа. И это сказывалось на производственных показателях: росли надои, повышалась урожайность.
Экономически крепким был колхоз «Красный Октябрь» (Быструха). О том времени старейший житель Быструхи Михаил Лукьянович Чикишев рассказывал: «Когда организовался наш колхоз, была у нас одна разбитая сенокоска да сеялка сошниковая. Работали на лошадях и быках, уже потом мы полуторку приобрели. А когда организовалась Максимовская МТС, работало у нас три трактора: два колесника, натик и один комбайн. Шибко я в то время учиться хотел, а мать мне и говорит: «Филька Пантелеев вон глызы возит, а ты захотел учиться!». Вот и все, отучился».
Супруги Беловы Михаил Яковлевич и Лукерья Ивановна рассказывали: «По деревне проходила всего одна улица. По утрам все жители собирались к сельскому Совету слушать радио.
Не было школы. Дети ходили заниматься по домам. Сегодня у одних, завтра - у других, а потом школу построили. И одевались в то время иначе. Самой роскошной обувью были валенки. Остальные ходили в опорках, кое-кто - в лаптях. Мебель в домах была самодельной. Столы, скамейки, деревянные кровати. Дома покрывались в основном берестой и соломой».
Постепенно, год за годом, хозяйство крепло. Уже к 1936 году на колхозной ферме было 430 голов крупного рогатого скота, 326 овец, 77 лошадей. Ежегодно увеличивалась посевная площадь. Она составляла более 700 гектаров. Колхозники сумели собрать в 1936 году 5292 центнера зерна. Колхоз с каждым годом креп экономически.
Люди в Быструхе трудолюбивы и сумели многого добиться. И еще повезло «Красному Октябрю» в том, что более десяти лет возглавлял колхоз прекрасный труженик, организатор Никандр Михайлович Чикишев. При нем вдвое увеличился земляной клин, колхозники заложили фруктовый сад, развели пчел, наладили на месте переработку зерна, молока.