шаблоны для dle, uaBIG.com - инструменты для вашего сайта
Форма входа
Логин:
Пароль:
Забыли пароль?
PUTI-shestvuy » Путешествие в историю » Тюменский аккумуляторный испытание выдержал

Тюменский аккумуляторный испытание выдержал

Автор: zampolit
25-01-2018, 13:04
Тюменский аккумуляторный испытание выдержал

История Тюменского аккумуляторного завода началась в военном 1941 году. В октябре были подписаны постановление Совнаркома СССР и приказ Наркомата среднего машиностроения № 383сс, продублированные через два дня приказом № 86сс Главсмежпрома, о создании в Тюмени дублера Подольского аккумуляторного завода. Подлинники этих приказов обнаружить не удалось, и понятно почему: гриф «сс» означал «совершенно секретно».

Сотрудники предприятия начали осуществлять план эвакуации 9 сентября. Составляли опись имущества и готовили к транспортировке первые партии оборудования. 13-14 октября его погрузили в железнодорожные вагоны. 16 октября Подольский аккумуляторный завод был остановлен, и началась работа по полной эвакуации предприятия. Через несколько дней первый эшелон, а затем и все 114 вагонов, в которых разместили имущество завода, отправились в Тюмень.

Когда эшелон с оборудованием Подольского аккумуляторного завода подошел к станции Тюмень, термометр на здании железнодорожного вокзала показывал 53 градуса ниже нуля. 22 октября Михаил Рогачев – уже в качестве директора вновь образованного Тюменского аккумуляторного завода – подписал приказ номер один о создании комиссии по приемке грузов. Однако путь эшелона с оборудованием из Подольска занял долгих четыре недели, с частыми и длительными остановками на каждой станции. В то время железная дорога была перегружена и «зеленый свет» в первую очередь давали составам, перевозившим людей, военную технику, боеприпасы и продовольствие для фронта.

В Тюмень составы с имуществом аккумуляторного завода прибыли лишь во второй половине ноября. И первым суровым испытанием подольчан на Сибирской земле стала разгрузка и доставка прибывшего оборудования к отведенным для размещения помещениям, где раньше располагалась гвоздильная артель «Рекорд».

Город, как и площадку для размещения завода-дублера, подольские аккумуляторщики выбирали сами. Выездная бригада из трех человек во главе с М. Ноткиным побывала в Тюмени и Кургане и после нелегких поисков сделала выбор в пользу размещения на территории небольшой артельной мастерской по производству гвоздей на улице Луначарского, 19.

В Тюмень с составом было направлено всего около полусотни лучших специалистов и квалифицированных рабочих Подольского завода. Основную часть работников планировалось набрать из местных жителей. И первые работники завода в мороз вручную перегружали ящики и коробки с оборудованием из вагонов в специально приспособленные большие сани, по очереди впрягались в них и везли от станции к заводской площадке.

К сожалению, сегодня уже не осталось участников и очевидцев событий тех дней. Но в архиве Тюменского аккумуляторного завода сохранились фрагменты интервью, взятые у ветерана предприятия Тихона Савинова.

Без стока промышленных вод аккумуляторное производство невозможно. Тихон Савинов рассказал, как рабочие сутками трудились на народной стройке – так называли прокладку канализационной трубы. Им пришлось тянуть длинную траншею глубиной четыре метра от завода на улице Луначарского до реки Туры. И это в лютые морозы! Рабочие разводили костры через каждые десять метров, чтобы хоть немного прогреть промерзшую землю, потом снова брались за лопаты. И так по всему маршруту днем и ночью.
Работали все – директор, его заместитель, парторг, будущие начальники, работники химлаборатории, специалисты-аккумуляторщики. Мужчины за день работы должны были прорыть два кубометра, женщины – один.

Если Тюменский аккумуляторный завод на улице Ямской в мирное время строился и вводился в строй более десяти лет, то первый аккумуляторный на улице Луначарского введен в строй и выдал первую продукцию уже через два месяца. Большинство из тех тюменцев, кто первым пришел работать на создаваемый завод, были женщины-домохозяйки и подростки. Тихон Савинов, которому едва исполнилось 20, стал одним из наставников молодых.

А вот выдержка из доклада на торжественном собрании коллектива, посвященном празднику 8 Марта в 1942 году: «Основную массу коллектива рабочих и служащих завода составляют новички, в основном женщины. Многие из них были домохозяйками, а сейчас овладевают профессиями, которые до войны считались мужскими, и прекрасно справляются с работой. Работницы Новикова, Кожевникова, Бронникова, Ефимова упорно овладевают профессией литейщика, Бастрикова и Черноусова овладели профессией паяльщика, самоотверженно трудятся формовщицы Шедова и Чигисова». Как сказал в докладе секретарь партийного комитета завода Дмитрий Устюжанинов, только начинающий складываться коллектив тюменских аккумуляторщиков уже успел перевыполнить план февраля и по-ударному начал март.
Тюменский аккумуляторный испытание выдержал

И в целом коллектив работал со значительным опережением жесткого военного графика: согласно правительственному предписанию работу Подольского аккумуляторного завода в Тюмени следовало восстановить к 10 мая 1942 года. Однако уже в январе-феврале представитель Наркомата обороны на заводе принял первые четыре тысячи аккумуляторных батарей, изготовленных в Тюмени.
Превышение установленного графика сыграло большую роль в дальнейшей судьбе аккумуляторного завода в Тюмени. В начале 1942 года, когда наступление немецко-фашистских войск было остановлено, принято решение о восстановлении аккумуляторного завода в Подольске. Обратно в Подмосковье из Тюмени выехала группа специалистов во главе с главным инженером Владимиром Козловским – он стал директором восстановленного Подольского завода. Туда вернулась и часть эвакуированного оборудования.

Тюменский аккумуляторный завод продолжал работать, но лишь по временной схеме. Косвенным подтверждением этой версии, изложенной в книге «Дорогу осилит идущий», изданной Сибирским издательским домом в 2010 году, является категорический отказ Наркомата среднего машиностроения рассматривать заявку руководства Тюменского завода на финансирование даже минимального объема работ по развитию его производственных мощностей.

Вместо запрошенных двух миллионов рублей на все работы по вводу в строй завода выделялось 350 тысяч. Сумма небольшая, ее хватило на ремонт и приведение к минимальным стандартам для производства электротехнических изделий производственных площадей «Рекорда», прокладку высоковольтной линии, канализационной системы и водоотводов.

Только к началу лета 1942 года удалось смонтировать ленточный и карусельный конвейеры, немного облегчившие ручной труд. Цеховые помещения приводились в относительный порядок тоже по ходу дела. Условия труда оставались очень тяжелыми. Существовала проблема с вентиляцией, на работе которой строится техника безопасности в аккумуляторном производстве.

Как рассказал Тихон Александрович, инженеры завода всегда находили смелые, даже неожиданные решения, которые в мирное время никто бы не принял всерьез. Не было ни грамма цемента – вместо земляных в цехах настилали деревянные полы. По договоренности с фанерным комбинатом организовали производство и обработку кедровых сепараторов.

Подольчане, прибывшие с эшелонами в Тюмень, отмечали не только гостеприимство и радушие сибиряков, но и их сметливость и расторопность. Среди отличившихся называли имена двух подружек – девятнадцатилетних Анастасии Черноусовой и Александры Баженовой. Анастасия, после замужества получившая фамилию Изосимова, проработала на Тюменском аккумуляторном двадцать шесть лет. О первых днях работы она рассказывала с особым теплом и гордостью.

И вот начали работать. На сборочном столе с одной стороны – плюсовые полублоки, их паяла Анастасия. С другой – минусовые, с ними работала Александра. Каретки, гребешки и другие детали собирали вручную. В цехах мороз, металл ледяной. Работники надевали на себя все, что придется, лишь бы было потеплей. Вот так около месяца и работали. Только потом печку-буржуйку поставили. Когда отключали электричество, все сразу подходили к ней греться.

Работали днем и ночью. Спали часто тут же, в цехе, свернувшись калачиком на столе или на листах бумаги. Спали, пока не разбудят: вставай, свет дали! Однажды Анастасия заснула прямо с горелкой в руках под столом. Повезло, что начальник лаборатории Скалозубов заметил и отвел беду.

Оценивая то, что сделал коллектив в военные годы, в статье, опубликованной в газете «Тюменская правда» от 7 ноября 1945 года, его директор Михаил Рогачев писал о совершенствовании технологии и качества выпускаемой продукции. «Мы ввели ряд усовершенствований в производственный процесс и полностью перешли на получение водорода путем электролиза воды, – сообщал Михаил Васильевич. – Это сэкономило 150 тонн технической серной кислоты, оздоровило условия труда, сократило физический труд. И мы добились того, что наша продукция сейчас по всем электрическим показателям выше ГОСТа, в частности, срок службы аккумулятора дольше на 15–20 процентов. Наша продукция сейчас значительно лучше, чем довоенная».
Тюменский аккумуляторный испытание выдержал

В книге «Так рождаются молнии» Раисы Лыкосовой, изданной в 1975 году, приводятся тексты «молний»: «Токарь Смирнов выполнил задание на 178 процентов», «Литейщики Незамеев и Гаврилюк выполнили производственное задание на 164 и 140 процентов», «Электромонтер Камышев установил рекорд, выполнив задание на 303 процента. Равняйтесь на передовиков социалистического соревнования! Усилим трудовую помощь фронту!».

Тюменские аккумуляторщики дружно собирали средства на создание танковой колонны, для строительства подводных лодок «Рыбак Севера» и «Водник Сибири», авиационной эскадрильи «Тюменцы – фронту». Директор завода Михаил Рогачев в годы войны награжден орденом Ленина. После войны орденом «Знак Почета» награждены Тихон Савинов, Я. Касиаров, сменивший В. Козловского после отъезда в Подольск, главный энергетик Л. Пустовойт, начальник технического отдела Б. Герчиков, начальник батарейно-сборного цеха, секретарь партийной организации Д. Утюжанинов.

В послевоенное время медалями «За доблестный труд в годы Великой Отечественной войны 1941–1945 гг.» награждены 411 заводчан – все, кто работал на основном производстве. Награды были заслуженными: к 1945 году завод довел количество произведенных со дня основания аккумуляторных батарей до полумиллиона единиц.

Великая Отечественная война стала первым, очень трудным испытанием на прочность для коллектива Тюменского аккумуляторного завода. И это испытание люди с честью выдержали.

Комментарий: 0
|
Другие новости по теме:
Добавление комментария




Архив сайта
Май 2018 (50)
Апрель 2018 (85)
Март 2018 (139)
Февраль 2018 (59)
Январь 2018 (117)
Декабрь 2017 (106)
Реклама
Календарь
«    Май 2018    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031 
Точное время
Карта
Найти рейсы
События
Счетчики
Яндекс.Метрика
Цены на топливо
Купить жилье
<