Ишимский машиностроительный завод из Лодейного Поля

Опубликовал: zampolit, 24-01-2018, 16:02, Путешествие в историю, 104, 0
Ишимский машиностроительный завод из Лодейного Поля

В 1914 году Союз сибирских маслодельных артелей заложил в Ишиме чугунолитейный завод. Создавался он для организации ремонта сельскохозяйственного инвентаря и изготовления запасных частей к маслодельным машинам. До 1918 года предприятие именовалось механическим чугунолитейным заводом. В начале 1930 -х годов на его базе созданы машинно-тракторные мастерские Народного комиссариата совхозов.

В июле 1941 года, когда фашисты рвались к Ленинграду. Директору Лодейнопольского завода, под Ленинградом, Ивану Васильевичу Пучкову поступил приказ: готовить завод к эвакуации. На сборы – десять дней. 29 июля на восток были отправлены первые эшелоны.

Всего, как вспоминал Василий Федорович Курочкин, завод из Лодейного Поля эвакуировали пятью железнодорожными эшелонами. Всю эту силу намечалось влить в Ирбитский завод автоприцепов № 1. Но выяснилось, что разместить оборудование и дать всем эвакуированным рабочие места в Ирбите невозможно. А прибыло туда 393 человека и 144 единицы оборудования. Главк принял решение направить из Ирбита часть техники и людей в Ишим для организации там самостоятельного завода.

В конце сентября 1941 года в Ишим прибыли 32 лодейнопольца. Среди них И.В. Пучков, В.Ф. Курочкин, И.В. Кантогин, Г.В. Стребков, И.В. Васильев. Они доставили 28 станков. В октябре началось строительство завода. Для него была передана площадка машинно-тракторных мастерских Наркомата совхозов.

В помещениях мастерских, площадью более тысячи квадратных метров, разместили с варочное, заготовительное, механическое отделения и инструментальный цех. Через полтора месяца Ишимский завод автоприцепов получил первое задание: организовать производство автокухонь КП-41 по чертежам Ленинградского завода им. Егорова. Продукция вновь созданного завода была необходима фронту.

Государство выделяло максимум возможных средств. На 1941 год объем капитальных вложений определился в 1 500 тысяч рублей. К концу года удалось освоить только 900 тысяч. Не хватало материалов: леса, цемента, кирпича, гвоздей. С большими хлопотами удалось за последние месяцы 1941 года приобрести дополнительное оборудование. Трудно начался и 1942-й. Предстояло выполнить огромные работы по реконструкции принятых помещений и строительству новых, установке и монтажу оборудования. 2 марта 1942 года был утвержден генеральный план завода. План предусматривал в 1942 году поставить Красной армии 1400 полевых кухонь КП-41 на одноосном автомобильном прицепе. В условиях реконструкции и строительства основную рабочую силу составляла неопытная, слабообученная производственным профессиям молодежь. Но парни и девчата старались. 250 человек трудились по 11-12, а то и по 14 часов. Ведь строили цеха и делали полевые к ухни для фронта, для Победы.

Осенью рабочие молодого сибирского завода добились очередной большой трудовой победы: из цехов вышла первая партия в 30 автокухонь КП-41 на прицепах 1 -АП-1,5. В это время остро ощущался недостаток электроэнергии. «Мы тогда буквально задыхались от нехватки электроэнергии, – вспоминал Иван Васильевич Пучков. – Для планового выпуска автокухонь надо было обеспечить работу всего парка оборудования. Из-за нехватки энергомощностей работали по скользящему графику. Станки включались последовательно. Пуск же таких агрегатов, как молот «Беше» или двух сварочных аппаратов, требовал отключения всего оборудования».

Трудности энергоснабжения дополнялись нехваткой металлорежущего оборудования и мерительного инструмента. Слабо был оснащен механический цех, еще хуже – инструментальный. При такой материально-технической базе в другое время завод не смог бы выйти на такие объемы.

Рабочий, жестянщик Черемных, которого на заводе все звали дядя Вася выполнял сначала полторы нормы, потом – две, а затем и четыре нормы в смену. В те годы на заводе были известны такие передовики производства, как электросварщица сборочного цеха Пуминова, токарь механического цеха Мишин, столяр Кривобоков, кузнецы Сенькин, Заяров, Березин, Ильин, токари Михайлова, Лихачева, Купер и многие другие.

Развивалась рационализаторская мысль. В 1942 году, к примеру, было подано 82 рационализаторских предложения. Внедрение 49 из них принесло годовую экономию 105,6 тысячи рублей. Городская газета «Серп и молот» 1 ноября 1942 года сообщала, что особенно отличилась смена мастера Коновченко. Слесари этой смены Шутова, Шемякина, Ступикова выполняют сменные нормы на 180–200 процентов. 20 декабря этого же года сообщалось о проведении фронтовой декады и дне помощи бойцам Сталинградского фронта. В борьбе за план в те дни отличился механический цех под руководством И.И. Муфтелева. Коллектив выполнил план на 108 процентов и отчислил свой дневной заработок на приобретение подарков воинам, громившим окруженного под Сталинградом врага.

23 февраля 1943 года партийно-хозяйственный и профсоюзный актив завода, заслушав доклад директора И.В. Пучкова, констатировал, что усилиями коллектива в короткий срок подготовлены собственные профессиональные кадры рабочих. Из числа молодежи обучена большая группа специалистов: токарей, кузнецов, слесарей. За год работы завод увеличил свои мощности. Выполнена перепланировка основного корпуса под сборочный цех со сварочным участком, механическим и кузнечным цехами, построен деревообрабатывающий, малярно-сушильный и ремонтно-инструментальный цеха, проведен монтаж двух локомобилей, расширено здание электростанции, освоено изготовление шасси. Удалось наладить более устойчивые связи с заводами-поставщиками. Так, с Ярославского тормозного завода поступил и был смонтирован двухсотсильный дизель с генератором тока 132 киловатта. Это позволило резко повысить мощность электростанции, ликвидировать недостачу электроэнергии.

Коллектив жил напряженной жизнью. Рабочие старались делать все от них зависящее, чтобы улучшить производственные дела. Ширилось стахановское и рационализаторское движения. Многие работники внесли по нескольку предложений: рабочий Григорьев – 20, кузнец Ильин – 8, начальник цеха И.И. Муфтелев – 13 предложений. Движение за высокопроизводительный труд о хватило большинство молодых рабочих. Лучшими были токарь Левин, ежедневно выполнявший задание на 250-300 процентов, такой же объем выполняли токари Федорова, Мазурова, Истерина. По две-три нормы выдавали молодые слесари Шведова, Золотова, Шутова, Шелягина.

В каждом цехе, на каждом участке были свои герои труда. Улучшение снабжения, рационализаторское творчество, стахановское движение и ударничество, воспитательная работа, пример коммунистов, энтузиазм комсомольцев и многое другое обеспечивали стабильную работу предприятия.

27 сентября 1943 года открытое партийное собрание принимает решение: оборудовать машинно-тракторную мастерскую для освобожденных районов Украины. Вскоре из Ишима украинским колхозам ушел подарок: станки, сварочный аппарат, инструмент и другие необходимые вещи.

В начале 1945 года завод приступил к серийному производству полевой кухни новой модели КП-42. После войны завод полностью перешел на выпуск автоприцепов.

Адрес: Тюменская область, г. Ишим, улица Ленина, 81. Координаты: 56.116652, 69.458948
скачать dle 12.1



Похожие публикации
У данной публикации еще нет комментариев. Хотите начать обсуждение?

Имя:*
E-Mail:
Введите код: *
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив


Архив сайта
Август 2018 (53)
Июль 2018 (50)
Июнь 2018 (37)
Май 2018 (71)
Апрель 2018 (85)
Март 2018 (138)
Календарь
«    Август 2018    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031 
Реклама
Карта Wikimapia
Счетчики
Яндекс.Метрика
При использовании материалов ссылка на источник обязательна. Спасибо за понимание.