Ишимский машиностроительный завод из Лодейного Поля

Опубликовал: zampolit, 24-01-2018, 16:02, Путешествие в историю, 688, 0

В 1914 году Союз сибирских маслодельных артелей заложил в Ишиме чугунолитейный завод. Создавался он для организации ремонта сельскохозяйственного инвентаря и изготовления запасных частей к маслодельным машинам. До 1918 года предприятие именовалось механическим чугунолитейным заводом. В начале 1930 -х годов на его базе созданы машинно-тракторные мастерские Народного комиссариата совхозов.

В июле 1941 года, когда фашисты рвались к Ленинграду. Директору Лодейнопольского завода, под Ленинградом, Ивану Васильевичу Пучкову поступил приказ: готовить завод к эвакуации. На сборы – десять дней. 29 июля на восток были отправлены первые эшелоны.

Всего, как вспоминал Василий Федорович Курочкин, завод из Лодейного Поля эвакуировали пятью железнодорожными эшелонами. Всю эту силу намечалось влить в Ирбитский завод автоприцепов № 1. Но выяснилось, что разместить оборудование и дать всем эвакуированным рабочие места в Ирбите невозможно. А прибыло туда 393 человека и 144 единицы оборудования. Главк принял решение направить из Ирбита часть техники и людей в Ишим для организации там самостоятельного завода.

В конце сентября 1941 года в Ишим прибыли 32 лодейнопольца. Среди них И.В. Пучков, В.Ф. Курочкин, И.В. Кантогин, Г.В. Стребков, И.В. Васильев. Они доставили 28 станков. В октябре началось строительство завода. Для него была передана площадка машинно-тракторных мастерских Наркомата совхозов.

В помещениях мастерских, площадью более тысячи квадратных метров, разместили сварочное, заготовительное, механическое отделения и инструментальный цех. Через полтора месяца Ишимский завод автоприцепов получил первое задание: организовать производство автокухонь КП-41 по чертежам Ленинградского завода им. Егорова. Продукция вновь созданного завода была необходима фронту.

Государство выделяло максимум возможных средств. На 1941 год объем капитальных вложений определился в 1500 тысяч рублей. К концу года удалось освоить только 900 тысяч. Не хватало материалов: леса, цемента, кирпича, гвоздей. С большими хлопотами удалось за последние месяцы 1941 года приобрести дополнительное оборудование. Трудно начался и 1942-й. Предстояло выполнить огромные работы по реконструкции принятых помещений и строительству новых, установке и монтажу оборудования. 2 марта 1942 года был утвержден генеральный план завода. План предусматривал в 1942 году поставить Красной армии 1400 полевых кухонь КП-41 на одноосном автомобильном прицепе. В условиях реконструкции и строительства основную рабочую силу составляла неопытная, слабообученная производственным профессиям молодежь. Но парни и девчата старались. 250 человек трудились по 11-12, а то и по 14 часов. Ведь строили цеха и делали полевые к ухни для фронта, для Победы.

Осенью рабочие молодого сибирского завода добились очередной большой трудовой победы: из цехов вышла первая партия в 30 автокухонь КП-41 на прицепах 1 -АП-1,5. В это время остро ощущался недостаток электроэнергии. «Мы тогда буквально задыхались от нехватки электроэнергии, – вспоминал Иван Васильевич Пучков. – Для планового выпуска автокухонь надо было обеспечить работу всего парка оборудования. Из-за нехватки энергомощностей работали по скользящему графику. Станки включались последовательно. Пуск же таких агрегатов, как молот «Беше» или двух сварочных аппаратов, требовал отключения всего оборудования».

Трудности энергоснабжения дополнялись нехваткой металлорежущего оборудования и мерительного инструмента. Слабо был оснащен механический цех, еще хуже – инструментальный. При такой материально-технической базе в другое время завод не смог бы выйти на такие объемы.

Рабочий, жестянщик Черемных, которого на заводе все звали дядя Вася выполнял сначала полторы нормы, потом – две, а затем и четыре нормы в смену. В те годы на заводе были известны такие передовики производства, как электросварщица сборочного цеха Пуминова, токарь механического цеха Мишин, столяр Кривобоков, кузнецы Сенькин, Заяров, Березин, Ильин, токари Михайлова, Лихачева, Купер и многие другие.

Развивалась рационализаторская мысль. В 1942 году, к примеру, было подано 82 рационализаторских предложения. Внедрение 49 из них принесло годовую экономию 105,6 тысячи рублей. Городская газета «Серп и молот» 1 ноября 1942 года сообщала, что особенно отличилась смена мастера Коновченко. Слесари этой смены Шутова, Шемякина, Ступикова выполняют сменные нормы на 180–200 процентов. 20 декабря этого же года сообщалось о проведении фронтовой декады и дне помощи бойцам Сталинградского фронта. В борьбе за план в те дни отличился механический цех под руководством И.И. Муфтелева. Коллектив выполнил план на 108 процентов и отчислил свой дневной заработок на приобретение подарков воинам, громившим окруженного под Сталинградом врага.

23 февраля 1943 года партийно-хозяйственный и профсоюзный актив завода, заслушав доклад директора И.В. Пучкова, констатировал, что усилиями коллектива в короткий срок подготовлены собственные профессиональные кадры рабочих. Из числа молодежи обучена большая группа специалистов: токарей, кузнецов, слесарей. За год работы завод увеличил свои мощности. Выполнена перепланировка основного корпуса под сборочный цех со сварочным участком, механическим и кузнечным цехами, построен деревообрабатывающий, малярно-сушильный и ремонтно-инструментальный цеха, проведен монтаж двух локомобилей, расширено здание электростанции, освоено изготовление шасси. Удалось наладить более устойчивые связи с заводами-поставщиками. Так, с Ярославского тормозного завода поступил и был смонтирован двухсотсильный дизель с генератором тока 132 киловатта. Это позволило резко повысить мощность электростанции, ликвидировать недостачу электроэнергии.

Коллектив жил напряженной жизнью. Рабочие старались делать все от них зависящее, чтобы улучшить производственные дела. Ширилось стахановское и рационализаторское движения. Многие работники внесли по нескольку предложений: рабочий Григорьев – 20, кузнец Ильин – 8, начальник цеха И.И. Муфтелев – 13 предложений. Движение за высокопроизводительный труд о хватило большинство молодых рабочих. Лучшими были токарь Левин, ежедневно выполнявший задание на 250-300 процентов, такой же объем выполняли токари Федорова, Мазурова, Истерина. По две-три нормы выдавали молодые слесари Шведова, Золотова, Шутова, Шелягина.

В каждом цехе, на каждом участке были свои герои труда. Улучшение снабжения, рационализаторское творчество, стахановское движение и ударничество, воспитательная работа, пример коммунистов, энтузиазм комсомольцев и многое другое обеспечивали стабильную работу предприятия.

27 сентября 1943 года открытое партийное собрание принимает решение: оборудовать машинно-тракторную мастерскую для освобожденных районов Украины. Вскоре из Ишима украинским колхозам ушел подарок: станки, сварочный аппарат, инструмент и другие необходимые вещи.

В начале 1945 года завод приступил к серийному производству полевой кухни новой модели КП-42. После войны завод полностью перешел на выпуск автоприцепов.

С 1944 г. на заводе освоен выпуск автомобильных прицепов, с 1957 г. – тракторных самосвальных тележек ТТС-1, в сентябре 1963 г. после реконструкции стали выходить 4-т тракторные самосвальные прицепы, с 1972 г. – прицепы к тракторам типа К-700, которые перевозили вдвое больше грузов, оборудованы автооткрыванием бортов на обе стороны. В 1976 г. на продукцию получен государственный знак качества.

В 1983 г. освоен выпуск прицепов к УАЗ-8109. Завод давал городской казне около трети доходов, в сутки с конвейера сходило более сорока 13-тонных прицепов с государственным знаком качества. В 1974 г. переименован в Ишимский машиностроительный завод. Макс. числ. – 3200 чел.

В 1990 г. выпускали 10380 тракторных, 6004 автомобильных прицепов, в т. ч. на экспорт в Монголию, Вьетнам, Болгарию. С 29 декабря 1992 г. преобразован в ОАО. С 1993 г. освоен выпуск оборудования для нефтегазового комплекса: передвижные вагон-дома, полевые бани, прицепы-инструментарии, парогенераторные установки, тракторные прицепы-шасси разной модификации и др. Проводилась интеграция с предпр. Италии, Германии.

Завод имел столовую, спортзал, ДК, медпункт с лечебными кабинетами, диагностики, водо- и грязелечебницей, залом лечебной физкультуры, музей Трудовой славы, газету «Машиностроитель». С 1970 г. действовал совет ветеранов, возглавляли который В. Ваньжа, Н. Фенченко, кавалер орденов Красной Звезды, Отечественной войны II ст., Ф. Фуртаев, В. Швиндт, Г. Драчев.

Ветераны завода: Чупин, Бобриков, Фокина, Чернокрылюк, Дивак, Кузьмичева, А. Божко, В. Грибовская, П. Мицкевич, К. Ренжина, М. Смирнова, В. Суслова. П. Буян, А. Ермилов, В. Курочкин, А. Коновченко, Ю. Козюлин, В. Ташланова, М. Цуканова, А. Чернова, Т. Генералов, В. Пушкаревич и др. Сорок лет работали: Н. Барановская, М. Бастов, В. Воробьев, Н. Григорук, М. Зеленов, Л. Лескова, А. Митин, Е. Мутьева, В. Овчинников, М. Охотников, Ю. Сороковых. Лауреатом Государственной премии был Н. Челноков.

Орденами награждены 42 работников завода, из них орденом Трудового Красного Знамени – 9, Октябрьской Революции – 1, Дружбы народов – 1, орденом «Знак Почета»: Г. Зиндяев, А. Шаронов, А. Кузьмичева, Г. Мятигин, Т. Беланова, В. Коротаев, Н. Колесник, И. Губанов, Г. Огнева, П. Мицкевич, Н. Белоногов, А. Шевчук, А. Протопопова, В. Малышкин, Н. Первышин, Н. Гребенщиков, В. Естехина. Орденом Трудовой славы III степени: Ю. Григорьев, В. Кузьмин, Е. Свиридова, А. Коротченко, Л. Жилин, В. Шевердук, К. Шалагина, А. Барашков, Г. Еганов, А. Матаева, Г. Аверьянов, А. Ташланов, В. Васильев, Н. Драчкова.


Руководители ИМЗ: И. Пучков (1941-1944), И. Муфтелев (1944-1960), В. Тюрин (1960-1962), С. Песоцкий (1962-1973), Н. Колесник (1973-1985), Н. Лященко (1985-1988), Р. Сабиров (1988-2009), П. Коробкин (2009), В. Прошкин (с 2010).


В 2007 году ОАО «Ишимский машиностроительный завод» стал лауреатом первого областного конкурса «Лучший экспортер-2007» и дипломантом другого конкурса «Лучшее предприятие по инновационной деятельности».

В 2010 году на заводе начались проблемы. Сначала на объекте Арбитражным судом Тюменской области была введена процедура наблюдения, после - процедура внешнего управления. В 2012 году завод по решению суда был признан банкротом, открыто конкурсное производство.

В 2016 году имущество Машиностроительного завода в Ишиме купил екатеринбургский кондитерский дом «Слада». Сумма сделки составила около 50 млн рублей. Торги прошли в конце октября. Компания приобрела часть имущества завода на площади 10-12 гектар, производственный цех, инфраструктурные объекты, дорогу.


К этому времени на территории бывшего завода осталось нереализованное имущество. Это несколько объектов соцкультбыта - клуб и спортзал, гаражи.

Адрес: Тюменская область, г. Ишим, улица Ленина, 81. Координаты: 56.116652, 69.458948скачать dle 12.1



Похожие публикации
У данной публикации еще нет комментариев. Хотите начать обсуждение?

Имя:*
E-Mail:
Введите код: *
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив


Архив сайта
Сентябрь 2020 (20)
Август 2020 (30)
Июль 2020 (39)
Июнь 2020 (32)
Май 2020 (45)
Апрель 2020 (39)
Календарь
«    Сентябрь 2020    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
282930 
Реклама
Карта Wikimapia
Счетчики
Яндекс.Метрика
При использовании материалов ссылка на источник обязательна. Спасибо за понимание.

7210aeac9ee07fa16e96a9807b47ab4c9bdeec4c.txt