Топ-100

Освоение реки Пур

Опубликовал: zampolit, 21-01-2018, 10:21, Путешествие в историю, 9 396, 2

В отличие от реки Таз, оживлению которой послужило существование Мангазеи, река Пур довольно долго оставалась для России белым пятном, что, очевидно, было связано с неудовлетворительными условиями для судоходства по ней и бедностью коренного населения.

Первая экспедиция для изучения реки была организована в 1923 году. Экспедицию из четырех человек снаряжало шесть научных и хозяйственных организаций, причем такие солидные, как Российская академия наук, Русское географическое общество, народные комиссариаты просвещения и внешней торговли, Уральское экономическое совещание и Западно-Сибирский полевой округ Высшего геодезического управления. Экспедицию возглавлял известный исследователь Борис Николаевич Городков. Спустя три месяца с момента выхода, производя глазомерную съемку реки, Городков добрался до избы Шеймина — единственного поселения русских на Пуре (57 км по лоцманской карте 1981 г.). Жилье его представляло небольшую усадьбу. Кроме дома из двух комнат, где селился сам хозяин, здесь еще находилась хлебопекарня, баня, амбары, склады. Шеймин несказанно обрадовался появлению соотечественников, хлебосольно принял их. Городкову и его спутникам пришлось пользоваться гостеприимством хозяина почти три месяца — не устанавливалась зимняя дорога. Закончив в декабре подледный лов, Шеймин с семьей начал собираться в Сургут, куда прибыл вместе с экспедицией 2 января 1924 года.

Итоги экспедиции были высоко оценены, чему свидетельствовала медаль имени Пржевальского — высшая награда Географического общества, врученная Городкову.

Через шесть лет во исполнение постановления ВЦИК и СНК от 10 сентября 1930 г., имеющего своей целью ускорение подъема хозяйственного и культурного уровня населения северных окраин, перед Гидрографическим отделом Омского территориального управления Главсевморпути была поставлена задача произвести маршрутно-глазомерную съемку реки Пур, результаты которой бы послужили составлению лоцманской карты. Задача составления лоцманской карты реки Пур для судоходства являлась чрезвычайно важной и требовала ее разрешения в самое кратчайшее время.

Дело в том, что река Пур являлась единственным средством сообщения Пуровского района. Весь грузооборот находящихся на реке шести факторий — Тарко-Сале (64.911819, 77.761055), Харампура (64.279869, 78.094330), Халясавэя (63.382280, 78.326562), Уренгоя (65.961945, 78.372682), Самбурга (67.004647, 78.221986), Ивай-Сале (67.443486, 77.836989) — происходил исключительно по реке. При этом специфические особенности реки — перекаты, мелководье, недостаточное количество знающих плес людей — ставили под угрозу все перевозки. Нередки были случаи, когда катер, имея осадку 130 см с паузком в 90 т водоизмещением, рейс в 400 километров от фактории Ивай-Сале до Тарко-Сале совершал в течение 28 суток.

Что представляли собой пути сообщения района в этот период? С начала июля и до первых чисел октября в Обской и Тазовской губах совершали рейсы довольно многочисленные промысловые шхуны и боты, уходящие на зимовку в Тобольск и в Салехард. Единственным перевозчиком всех промышленно-продуктовых товаров для Пуровского района являлся караван теплохода «А. Микоян», который доводил баржи из Салехарда до Пойлово-яха (68.489879, 77.296084), а дальше, до устья Пура (67.557777, 77.875466), баржи буксировал подсобный пароход «Разведка». После рейдовой перегрузки на устье катера доставляли груз до фактории Ивай-сале. Здесь происходили сортировка грузов и отправление в вышележащие фактории.

Регулярного пассажирского сообщения по реке не было, за исключением почтовой связи, которую обслуживал почтовый катер «Связь-458». Работа его не ограничивалась только Пуровским районом, при благоприятных погодных условиях катер совершал рейсы до селения Хальмер-Седэ (Тазовское 67.475771, 78.720383). Вверх по Пуру катер поднимался до селения Тарко-Сале.

В зимнее время единственным средством связи служили санные перевозки на оленях, причем более или менее регулярное сообщение поддерживалось только между факториями. Регулярная воздушная связь в районе отсутствовала.

Из приведенных данных видно, сколь значимым было для района речное сообщение, насколько важно было иметь лоцманскую карту, так как, не располагая данными о фарватере, речники затрачивали колоссальное количество времени на снятие своих судов с мелей.

В результате работ 1937-38 годов гидрографическими партиями была составлена лоцманская карта реки Пур от устья до фактории Халясавэй общим протяжением 663 километра. Зарисовка берегов велась в 1937 году со шлюпки, идущей вниз по течению на веслах, а в 1938 году — со шлюпки, идущей под подвесным мотором. Направление отмечалось по компасу, пройденные расстояния измерялись скоростью хода шлюпки, определявшейся на мерных милях. Глубины измерялись футштоком одновременно со съемкой по фарватеру.

В результате проведенных работ Гидрографический отдел управления речных путей Иртышского бассейна издал в 1939 году материалы по лоции р. Пур от устья до фактории Халясавэй.

Тридцатые и сороковые годы внесли некоторую оживленность в развитие района, но, как следует из описания района тех лет, незначительную.

На территории Пуровского района имелось в то время шесть населенных пунктов: районный центр Тарко-Сале и пять факторий: Харампур, Халясавэй, Уренгой, Самбург, Ивай-Сале.

Райцентр Тарко-Сале располагался на правом берегу реки Пякупур, выше точки слияния с Айваседапур на 5 километров.

Населенный пункт имел 32 строения, из них следует считать самыми крупными школу (неполную среднюю) и вновь выстроенную больницу. Остальные строения — обычные одноэтажные деревянные дома. По численности населения и количеству строений этот речной пункт являлся самым большим из существующих в районе. В поселке имелась метеостанция 2-го разряда. Все сооружения были сделаны из местного лесоматериала. Кирпич, стекло, железо и т.п. привозные. Место стоянки катеров и погрузочно-разгрузочных операций находилось напротив складских помещений, расположенных на обрыве. Подход катеров к месту стоянки вполне обеспечивался 2-4-метровыми глубинами.

Фактория Харампур располагалась на правом берегу реки Харампур на довольно высоком обрыве. Здесь было 9 деревянных построек. На фактории имелись пекарня, магазин, баня. Население — около 30 человек, преимущественно из русских, представляющих административный и обслуживающий персонал.

Фактория Халясавэй, расположенная на правом обрывистом берегу речки Халясавэй, состояла также из деревянных построек. Здесь были хлебопекарня, складские помещения, магазин и вновь выстроенная в 1938 году школа. Население 37 человек, главным образом из русских.

Фактория Уренгой была создана на левом берегу реки Пур в 124 километрах от Тарко-Сале (256,5 км по карте 1981 г.). Один жилой дом, в нем же магазин, одно складское помещение и два строения обслуживающего назначения. Построены из местного лесоматериала. Число живущих на фактории — 5 человек. По числу строений и населения эта фактория на Пуре была самой малой из всех пунктов, о которых имеются сведения. Лучшим местом стоянки катеров и погрузочно-разгрузочных операций считался участок, расположенный напротив жилого дома фактории. Обрезной берег и 3-метровые глубины обеспечивали безопасный подход речного транспорта.

Фактория Самбург отмечена на карте на 83-м километре от устья Пура. Здесь имелось семь строений. Это место расположения старой фактории. С организацией в 1937 году оленесовхоза, который расположился на 2,5 километра выше по течению, вся административно-хозяйственная и культурная деятельность была перенесена на территорию оленесовхоза, а на месте старой фактории осталась только гидрологическая станция.

Место стоянки катеров и погрузо-разгрузочные операции происходили прямо у складского помещения. У берега был причальный мостик. Подход обеспечивался 3,5-метровыми глубинами при ширине фарватера до 75 метров.

Фактория Ивай-Сале — один из самых северных пунктов — находилась в 16 километрах от устья реки Малый Пур. Для населенного пункта характерно то, что он расположен на довольно большой возвышенности и при нормальной видимости его можно видеть на расстоянии до 20 километров при подходе с низовьев. Фактория являлась перевалочным пунктом для грузов, следующих во все остальные фактории. Переходы здесь не вполне хорошие. Протока Малого Пура имеет настолько незначительные глубины (от 0,8 до 1,0 м), что приходилось дополнительно перегружать грузы на суда более меньшей осадки. В Ивай-Сале в те годы имелось 10 строений, включая жилые, обслуживающие и прочие постройки.

Где река — там и рыба. Рыбный промысел, прежде всего, обеспечивал население пищевым продуктом, а в северной части района он служил и товарным промыслом. Здесь находились лучшие рыбоугодья. В июне реки освобождаются ото льда, начинается весенний подъем рыбы, население занимается исключительно рыбной ловлей. В верховьях реки Пур в это время добывается в большом количестве утка. Осень — активный рыбопромысловый сезон. Население уходит с песков и переключается на устройство запоров в низовьях малых рек.

В послевоенные годы в связи с увеличением населения, постройкой рыбозавода в Тарко-Сале, укрупнением оленесовхоза в Самбурге судоходство получило дальнейшее развитие. В этот период организованы более- менее регулярные перевозки грузов в деревянных паузках грузоподъемностью 50-100 т за тягой пароходов «Правда», «Искра» под командованием капитанов Слепцова, Москвина, Сетова.

Были созданы пристань Тарко-Сале и Пуровский обстановочный участок, который до 1950 года обставлял реку грунтовыми вехами. С 1961 года на отдельных участках стали выставляться бакены. В 1953 году частично освещались береговые знаки (при помощи электробатарей).

До 1950 года пуровским участком руководил Иван Нестерович Ронжин, затем участок объединили с Тазовским и был создан Пур-Тазовский район обстановки под руководством Сергея Андреевича Волкова (с 1950-го по 1962 год). Район обстановки имел мотокатер с тракторным двигателем ХТЗ, работающим на керосине, мощностью 30 л.с., металлическую мотолодку с мотором «Болиндер» мощностью 5,5 л. с., работающим на нефти и дизтопливе, деревянную мотолодку с бензиновым двигателем Л-3 мощностью 3 л.с., гребные лодки, на которых работали 2 гребца и старшина, обслуживающие участок реки протяженностью 80-100 километров. При помощи этого «флота» путейцы расставляли навигационные знаки ограждения на реках Таз, Пур и в южной части Тазовской губы до Пуровских Вех. В 1953 году район получил со Стройки-3 (лагерь в п. Долгий) теплоход С-3 мощностью 90 л.с.

Тарко-Сале — первая пристань на Пуре, имела контору, деревянный, довольно обветшалый домик размером четыре метра на шесть. Весь персонал пристани состоял из начальника и радиста. Одним из первых руководителей пристани был бывший капитан Георгий Слепцов.

В 1949 году завоз на Пур составил 600 т, в 1950 — около 1000 т. В 1953 году в караване теплохода «Сердоболь» на Пуровские Вехи прибыло за навигацию 9 лихтеров с грузом 7000 т промышленно-продовольственных товаров и угля для пароходов на реки Таз и Пур. Перевалка грузов на паузки производилась вручную. В конце 50-х годов стали работать теплоходы «Штиль» и «Прибой» и 2 паровых крана «Старый бурлак» грузоподъемностью 1,5 тонны, которые использовались на выгрузке караванов, приходящих 2-3 раза в навигацию на Пуровские Вехи из Салехарда. В навигацию 1957 года в караванах прибыло 11 лихтеров, доставивших примерно девять тысяч тонн промышленно-продовольственных товаров на обе реки.

Перевозки пассажиров на линии Салехард - Пуровские Вехи производились в этот период на переоборудованном лихтере «Тара» за тягой теплохода «Сердоболь».

Нефтепродукты перевозились в бочкотаре. Отправление груза на юг в первое десятилетие было незначительным, в основном это была соленая рыба, перевозимая в Салехард деревянными килевыми рыбницами грузоподъемностью 35 т, ходившими под парусами. В 1965-66 годах на перевозках стали применяться металлические трюмные паузки грузоподъемностью 150 тонн.

Таким образом, до начала 1960-х годов судоходство на реке Пур было развито сравнительно слабо, так как потребности района в грузах, доставляемых речным транспортом, заключались в основном в обеспечении населения самыми необходимыми товарами — продовольствием, одеждой, охотничьими товарами, строительными материалами, углем. В то же время рост населения сдерживался отсутствием развитой промышленности.

Север Западно-Сибирской низменности с его топями и болотистыми тундрами представлял, как сказал бы геолог, «закрытую территорию». Может быть, поэтому, а не только из-за труднодоступности, не торопились в этот район разведчики недр. Время Ямала пришло в суровом 1943 году, когда, казалось бы, страна должна была решать более неотложные задачи. Но стратегия людей, отправляющих экспедицию в малоизученный заполярный район, базировались на прочном фундаменте даже в том сложном для судеб советского государства году. Идея проведения этой экспедиции созрела в стенах Горно-геологического управления, подчиненного ведомству Главсевморпути, во главе которого в ту пору стоял «неистовый» оптимист, как его называли соратники, знаменитый полярник контр-адмирал Иван Дмитриевич Папанин. Именно он дал «добро» на проведение первой нефтепоисковой экспедиции на Ямальском Севере. Решением коллегии «Арктического главка» были выделены необходимые средства и снаряжение. Следует отметить и тот факт, насколько оперативно была снаряжена экспедиция.

В конце 1942 года колхозники Тазовского района сообщили в советские органы о пузырящихся подземных источниках, которые они заметили на речках и болотах в бассейне Тазовской губы. Цветом загадочные пленки на воде напоминали нефть. Уже через несколько месяцев в этих местах работали квалифицированные специалисты. В Дудинке в ту пору дислоцировалась Усть-Енисейская нефтеразведочная экспедиция. На ее базе и решено было организовать полевое подразделение для поисков в нижнем течении рек Пур и Таз. Возглавил новую экспедицию опытный геолог Михаил Федорович Данилов. Ему подчинялись два поисковых отряда, одним из которых руководил кандидат геолого-минералогических наук Владимир Николаевич Сакс. Зимний маршрут Сакса был удачным. Как только установились стабильные морозы, на упряжке он отправился к оленеводческим стойбищам на левый приток Пура—Таб-Яху. Здесь, изучая обозначенное землеустроителями месторождение каолиновых глин, он сделал вывод, что выход каолина приурочен к сводовой части подземного поднятия горных пород и сделал отметку в своем дневнике: «Погребенный Пуровский хребет?» Но придет время и геофизики опровергнут сомнения ученого: только «Пуровский хребет» переименуют в «погребенный Уренгойский вал» — «родителя» подземного хранилища газа.

В начале пятидесятых годов в Новосибирске была создана Северная экспедиция, которая начала планомерное геологическое изучение Тюменского Севера. За три года полевых исследований экспедиция тщательно проследила бассейны рек Казыма, Надыма, Таза, Пура, частично Обской и Тазовской губ. В результате поиска были высказаны предположения о возможности находок полезных ископаемых, определены перспективы нефтегазоносности места заложения глубоких скважин.

Изысканиями в регионе занималась также Салехардская партия ВНИГРИ — ленинградские геологи. Ленинградцы вели первую пристрелку. Они в самом конкретном смысле этого слова были разведчиками. Составленные ими карты можно назвать «мишенями», по которым чуть позже ударила «тяжелая артиллерия» тюменских буровиков. Маршрутники еще вели исследования, а в Салехарде уже организовалась крупная комплексная экспедиция на поиски нефти и газа, подразделения которой высадились на Мамеевском мысу (будущий Газ-Сале 67.363892, 79.003919) и Уренгое в 1960-61 годах.

С открытием месторождений началось бурное развитие Пуровского района. Работа нефтеразведочных экспедиций потребовала большого количества материалов, завезти которые можно было только речным транспортом. Если в 1967 году на обе реки было завезено 17 тыс. т грузов, то в 1968 году уже поступило 52 тысячи тонн, из них большая половина на Пур.

В период с 1967 по 1978 год дальнейшее развитие получила пристань Тарко-Сале, начальником которой был назначен в 1967 году Валерий Петрович Коноплин. Были построены контора пристани, двухквартирный и восьмиквартирный жилые дома, мастерская. В зимний период на пристани проводился ремонт части несамоходного флота Тазовского порта.

Повышение интенсивности движения судов на Пуре, особенно в районе Уренгоя, вызвало необходимость создания пункта руководства флотом, поэтому в 1967 году в Уренгое была организована пристань, находящаяся в подчинении Тазовского райуправления. Первым начальником пристани был Николай Семенович Дранов. Пристань расположилась на правом берегу и представляла собой вагончик, который являлся конторой и жильем начальника пристани. Радиосвязь отсутствовала, отопление печное, освещение керосиновыми лампами. В период с 1967 по 1970 год пристань укомплектована двумя дежурными диспетчерами, радистом, было организовано энергоснабжение от бензиновой электростанции мощностью 1,5 кВт.

В 1970 году пристань уже размещалась в помещении бывшей пекарни Уренгойской НРЭ, отремонтированном силами работников пристани. Под радиостанцию геологи выделили одноквартирный дом и провели к пристани ЛЭП от своей электростанции. Штаты оставались без изменения, закрепленного за пристанью флота не имелось. Обработка флота велась силами и средствами клиентуры. Завоз грузов в том году составил 54,2 тыс. тонн.

1974 и 1975 годы принесли немало трудностей пристани, так как поочередно сначала контору, а в следующем году радиостанцию смыло весенними водами. На долю маленького коллектива, руководимого в то время Ниной Александровной Петровой, выпало восстановление хозяйства. В результате проведенных работ пристань в 1975 году разместилась в бывшем бараке, построенном еще в 50-е годы, а радиостанция в деревянном вагончике, здесь же было и жилье радиста Николая Ивановича Долгих с семьей.

Завоз на Пур в этом году составил 130 тысяч тонн. Рейдовые перестановки производились буксировщиками грузополучателей и транспортными буксировщиками по их прибытии в Уренгой.

В 1977 году в связи с увеличением объема перевозок на Пуре пристань Уренгой, входившая в состав Тазовского порта, была переведена в первую группу, начальником пристани назначен старший диспетчер порта Александр Сергеевич Волков. Были увеличены штаты. В этом году было произведено переоборудование и ремонт помещения конторы, в которой стала также размещаться радиостанция. Жилищный вопрос решили, арендовав у сторонних организаций три вагон-дома. Пристани был выделен рейдовый теплоход проекта Т-63М — БТ-268, который не имел возможности производить рейдовые работы в необходимом объеме, поэтому порт закреплял понедельно транспортные буксировщики РТ-300.

Навигация 1977 года была очень мелководной, засушливой, с частыми лесными пожарами, что значительно ухудшало видимость на реке из-за дыма. В связи с мелководьем пароходство объявило в середине навигации конвенцию на перевозки выше Уренгоя. Во второй половине навигации в Уренгое работала комиссия по вопросам завоза грузов для обустройства Уренгойского газоконденсатного месторождения, состоявшая из заместителя министра речного флота Введенского, начальника Иртышского пароходства Животкевича, представителей Мингеологии, Мингазпрома, Мингазстроя. В течение всей навигации на пристани действовал штаб под руководством председателя районного комитета народного контроля М.В. Жерносека. В августе на рейде пристани стояло в ожидании выгрузки 29 единиц флота с грузами Таркосалинских предприятий.

В целях выполнения плана завоза флот шел на Пур до последних дней навигации, в результате на пристани остались на зимовку 17 единиц частично груженого несамоходного флота и буксировщик РТ-382. Отстой прошел успешно. В зимний период большая часть флота была разгружена: баржи — площадки — автокранами, лихтер с цементом — при помощи вертолета Ми-6. В межнавигационный период работала комиссия по выбору площадки для строительства в Уренгое порта.

В 1978 году, учитывая полноводную навигацию, перевозки проходили успешно, завоз на Пур составил 385,1 тыс. т. В сентябре пристань Тарко-Сале и грузовой участок Подбаза были оперативно подчинены Уренгою.

В этом году введено в эксплуатацию новое здание радиостанции, получено в аренду дополнительно к имеющимся три вагон-дома. Начато строительство здания пристани на левом берегу в п. Пионерный. Вопросами снабжения стройки занимался заместитель начальника пристани Юрий Иванович Маргун. В навигацию получен из нового судостроения рейдовый теплоход проекта Р- 376У-БТ-174.

Осенью 1978 года на левом берегу, 260 км р. Пур (карта 1981 г.), высадился первый отряд строителей порта. В поселке, состоящем из вагон-домов, был размещен участок, которым руководил прораб Владимир Николаевич Волков. Участок подчинялся плавстройотряду № 34, базировавшемуся в г. Надым. Участок занимался обустройством поселка гидростроителей, расчисткой строительной площадки причалов, выемкой на площадке торфяника, отсыпкой территории намывным грунтом. Директором по обустройству строительства в 1978 году был назначен начальник пристани Уренгой Александр Сергеевич Волков.

Источник: Пуровскому району -75. Это возраст "по паспорту"; ОАО "Тюменский дом печати", 2007 г.

скачать dle 12.1



  • Не нравится
  • +1
  • Нравится

Похожие публикации

Обсуждения

  1. Добрый день! Меня интерисует статья "Освоение реки Пур". Я собираю всю информацию по речному порту Уренгой. Я сама в нём отработала с 1979 года по 2002 год. Вы в статье пишите про Юрия Ивановича Маргун, это мой муж. Хотела бы у вас узнать, где вы брали все данные о порте, о людях? Дело в том, что нынче 01.07.24г. порту исполняется 45 лет. Мы собираем всю информацию. Поделитесь, если можно. СПАСИБО!

  2. Добрый день! Материал из книги "Пуровскому району -75. Это возраст "по паспорту"; ОАО "Тюменский дом печати", 2007 г.

Имя:*
E-Mail:
Введите код: *
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив


Архив сайта
Апрель 2024 (36)
Март 2024 (43)
Февраль 2024 (36)
Январь 2024 (38)
Декабрь 2023 (29)
Ноябрь 2023 (20)
Календарь
«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930 
Реклама
Карта Яндекс
Счетчики
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru
При использовании материалов ссылка на источник обязательна. Спасибо за понимание.