шаблоны для dle, uaBIG.com - инструменты для вашего сайта
Форма входа
Логин:
Пароль:
Забыли пароль?
» Путешествие в историю » Освоение реки Пур

Освоение реки Пур

Автор: zampolit
21-01-2018, 10:21
Освоение реки Пур

В отличие от реки Таз, оживлению которой послужило существование Мангазеи, река Пур довольно долго оставалась для России белым пятном, что, очевидно, было связано с неудовлетворительными условиями для судоходства по ней и бедностью коренного населения.

Первая экспедиция для изучения реки была организована в 1923 году. Экспедицию из четырех человек снаряжало шесть научных и хозяйственных организаций, причем такие солидные, как Российская академия наук, Русское географическое общество, народные комиссариаты просвещения и внешней торговли, Уральское экономическое совещание и Западно-Сибирский полевой округ Высшего геодезического управления. Экспедицию возглавлял известный исследователь Борис Николаевич Городков. Спустя три месяца с момента выхода, производя глазомерную съемку реки, Городков добрался до избы Шеймина — единственного поселения русских на Пуре (57 км по лоцманской карте 1981 г.). Жилье его представляло небольшую усадьбу. Кроме дома из двух комнат, где селился сам хозяин, здесь еще находилась хлебопекарня, баня, амбары, склады. Шеймин несказанно обрадовался появлению соотечественников, хлебосольно принял их. Городкову и его спутникам пришлось пользоваться гостеприимством хозяина почти три месяца — не устанавливалась зимняя дорога. Закончив в декабре подледный лов, Шеймин с семьей начал собираться в Сургут, куда прибыл вместе с экспедицией 2 января 1924 года.

Итоги экспедиции были высоко оценены, чему свидетельствовала медаль имени Пржевальского — высшая награда Географического общества, врученная Городкову.

Через шесть лет во исполнение постановления ВЦИК и СНК от 10 сентября 1930 г., имеющего своей целью ускорение подъема хозяйственного и культурного уровня населения северных окраин, перед Гидрографическим отделом Омского территориального управления Главсевморпути была поставлена задача произвести маршрутно-глазомерную съемку реки Пур, результаты которой бы послужили составлению лоцманской карты. Задача составления лоцманской карты реки Пур для судоходства являлась чрезвычайно важной и требовала ее разрешения в самое кратчайшее время.

Дело в том, что река Пур являлась единственным средством сообщения Пуровского района. Весь грузооборот находящихся на реке шести факторий — Тарко-Сале (64.911819, 77.761055), Харампура (64.279869, 78.094330), Халясавэя (63.382280, 78.326562), Уренгоя (65.961945, 78.372682), Самбурга (67.004647, 78.221986), Ивай-Сале (67.443486, 77.836989) — происходил исключительно по реке. При этом специфические особенности реки — перекаты, мелководье, недостаточное количество знающих плес людей — ставили под угрозу все перевозки. Нередки были случаи, когда катер, имея осадку 130 см с паузком в 90 т водоизмещением, рейс в 400 километров от фактории Ивай-Сале до Тарко-Сале совершал в течение 28 суток.

Что представляли собой пути сообщения района в этот период? С начала июля и до первых чисел октября в Обской и Тазовской губах совершали рейсы довольно многочисленные промысловые шхуны и боты, уходящие на зимовку в Тобольск и в Салехард. Единственным перевозчиком всех промышленно-продуктовых товаров для Пуровского района являлся караван теплохода «А. Микоян», который доводил баржи из Салехарда до Пойлово-яха (68.489879, 77.296084), а дальше, до устья Пура (67.557777, 77.875466), баржи буксировал подсобный пароход «Разведка». После рейдовой перегрузки на устье катера доставляли груз до фактории Ивай-сале. Здесь происходили сортировка грузов и отправление в вышележащие фактории.

Регулярного пассажирского сообщения по реке не было, за исключением почтовой связи, которую обслуживал почтовый катер «Связь-458». Работа его не ограничивалась только Пуровским районом, при благоприятных погодных условиях катер совершал рейсы до селения Хальмер-Седэ (Тазовское 67.475771, 78.720383). Вверх по Пуру катер поднимался до селения Тарко-Сале.

В зимнее время единственным средством связи служили санные перевозки на оленях, причем более или менее регулярное сообщение поддерживалось только между факториями. Регулярная воздушная связь в районе отсутствовала.

Из приведенных данных видно, сколь значимым было для района речное сообщение, насколько важно было иметь лоцманскую карту, так как, не располагая данными о фарватере, речники затрачивали колоссальное количество времени на снятие своих судов с мелей.

В результате работ 1937-38 годов гидрографическими партиями была составлена лоцманская карта реки Пур от устья до фактории Халясавэй общим протяжением 663 километра. Зарисовка берегов велась в 1937 году со шлюпки, идущей вниз по течению на веслах, а в 1938 году — со шлюпки, идущей под подвесным мотором. Направление отмечалось по компасу, пройденные расстояния измерялись скоростью хода шлюпки, определявшейся на мерных милях. Глубины измерялись футштоком одновременно со съемкой по фарватеру.

В результате проведенных работ Гидрографический отдел управления речных путей Иртышского бассейна издал в 1939 году материалы по лоции р. Пур от устья до фактории Халясавэй.

Тридцатые и сороковые годы внесли некоторую оживленность в развитие района, но, как следует из описания района тех лет, незначительную.

На территории Пуровского района имелось в то время шесть населенных пунктов: районный центр Тарко-Сале и пять факторий: Харампур, Халясавэй, Уренгой, Самбург, Ивай-Сале.

Райцентр Тарко-Сале располагался на правом берегу реки Пякупур, выше точки слияния с Айваседапур на 5 километров.

Населенный пункт имел 32 строения, из них следует считать самыми крупными школу (неполную среднюю) и вновь выстроенную больницу. Остальные строения — обычные одноэтажные деревянные дома. По численности населения и количеству строений этот речной пункт являлся самым большим из существующих в районе. В поселке имелась метеостанция 2-го разряда. Все сооружения были сделаны из местного лесоматериала. Кирпич, стекло, железо и т.п. привозные. Место стоянки катеров и погрузочно-разгрузочных операций находилось напротив складских помещений, расположенных на обрыве. Подход катеров к месту стоянки вполне обеспечивался 2-4-метровыми глубинами.

Фактория Харампур располагалась на правом берегу реки Харампур на довольно высоком обрыве. Здесь было 9 деревянных построек. На фактории имелись пекарня, магазин, баня. Население — около 30 человек, преимущественно из русских, представляющих административный и обслуживающий персонал.

Фактория Халясавэй, расположенная на правом обрывистом берегу речки Халясавэй, состояла также из деревянных построек. Здесь были хлебопекарня, складские помещения, магазин и вновь выстроенная в 1938 году школа. Население 37 человек, главным образом из русских.

Фактория Уренгой была создана на левом берегу реки Пур в 124 километрах от Тарко-Сале (256,5 км по карте 1981 г.). Один жилой дом, в нем же магазин, одно складское помещение и два строения обслуживающего назначения. Построены из местного лесоматериала. Число живущих на фактории — 5 человек. По числу строений и населения эта фактория на Пуре была самой малой из всех пунктов, о которых имеются сведения. Лучшим местом стоянки катеров и погрузочно-разгрузочных операций считался участок, расположенный напротив жилого дома фактории. Обрезной берег и 3-метровые глубины обеспечивали безопасный подход речного транспорта.

Фактория Самбург отмечена на карте на 83-м километре от устья Пура. Здесь имелось семь строений. Это место расположения старой фактории. С организацией в 1937 году оленесовхоза, который расположился на 2,5 километра выше по течению, вся административно-хозяйственная и культурная деятельность была перенесена на территорию оленесовхоза, а на месте старой фактории осталась только гидрологическая станция.

Место стоянки катеров и погрузо-разгрузочные операции происходили прямо у складского помещения. У берега был причальный мостик. Подход обеспечивался 3,5-метровыми глубинами при ширине фарватера до 75 метров.

Фактория Ивай-Сале — один из самых северных пунктов — находилась в 16 километрах от устья реки Малый Пур. Для населенного пункта характерно то, что он расположен на довольно большой возвышенности и при нормальной видимости его можно видеть на расстоянии до 20 километров при подходе с низовьев. Фактория являлась перевалочным пунктом для грузов, следующих во все остальные фактории. Переходы здесь не вполне хорошие. Протока Малого Пура имеет настолько незначительные глубины (от 0,8 до 1,0 м), что приходилось дополнительно перегружать грузы на суда более меньшей осадки. В Ивай-Сале в те годы имелось 10 строений, включая жилые, обслуживающие и прочие постройки.

Где река — там и рыба. Рыбный промысел, прежде всего, обеспечивал население пищевым продуктом, а в северной части района он служил и товарным промыслом. Здесь находились лучшие рыбоугодья. В июне реки освобождаются ото льда, начинается весенний подъем рыбы, население занимается исключительно рыбной ловлей. В верховьях реки Пур в это время добывается в большом количестве утка.
Осень — активный рыбопромысловый сезон. Население уходит с песков и переключается на устройство запоров в низовьях малых рек.

В послевоенные годы в связи с увеличением населения, постройкой рыбозавода в Тарко-Сале, укрупнением оленесовхоза в Самбурге судоходство получило дальнейшее развитие. В этот период организованы более- менее регулярные перевозки грузов в деревянных паузках грузоподъемностью 50-100 т за тягой пароходов «Правда», «Искра» под командованием капитанов Слепцова, Москвина, Сетова.

Были созданы пристань Тарко-Сале и Пуровский обстановочный участок, который до 1950 года обставлял реку грунтовыми вехами. С 1961 года на отдельных участках стали выставляться бакены. В 1953 году частично освещались береговые знаки (при помощи электробатарей).

До 1950 года пуровским участком руководил Иван Нестерович Ронжин, затем участок объединили с Тазовским и был создан Пур-Тазовский район обстановки под руководством Сергея Андреевича Волкова (с 1950-го по 1962 год). Район обстановки имел мотокатер с тракторным двигателем ХТЗ, работающим на керосине, мощностью 30 л.с., металлическую мотолодку с мотором «Болиндер» мощностью 5,5 л. с., работающим на нефти и дизтопливе, деревянную мотолодку с бензиновым двигателем Л-3 мощностью 3 л.с., гребные лодки, на которых работали 2 гребца и старшина, обслуживающие участок реки протяженностью 80-100 километров. При помощи этого «флота» путейцы расставляли навигационные знаки ограждения на реках Таз, Пур и в южной части Тазовской губы до Пуровских Вех. В 1953 году район получил со Стройки-3 (лагерь в п. Долгий) теплоход С-3 мощностью 90 л.с.

Тарко-Сале — первая пристань на Пуре, имела контору, деревянный, довольно обветшалый домик размером четыре метра на шесть. Весь персонал пристани состоял из начальника и радиста. Одним из первых руководителей пристани был бывший капитан Георгий Слепцов.

В 1949 году завоз на Пур составил 600 т, в 1950 — около 1000 т. В 1953 году в караване теплохода «Сердоболь» на Пуровские Вехи прибыло за навигацию 9 лихтеров с грузом 7000 т промышленно-продовольственных товаров и угля для пароходов на реки Таз и Пур. Перевалка грузов на паузки производилась вручную. В конце 50-х годов стали работать теплоходы «Штиль» и «Прибой» и 2 паровых крана «Старый бурлак» грузоподъемностью 1,5 тонны, которые использовались на выгрузке караванов, приходящих 2-3 раза в навигацию на Пуровские Вехи из Салехарда. В навигацию 1957 года в караванах прибыло 11 лихтеров, доставивших примерно девять тысяч тонн промышленно-продовольственных товаров на обе реки.

Страница 1 из 2 | Следующая страница
Комментарий: 0
|
Другие новости по теме:
Добавление комментария




Реклама
Календарь
«    Февраль 2018    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728 
Точное время
Карта
Найти рейсы
События
Счетчики
Яндекс.Метрика
Цены на топливо
Купить жилье