Топ-100

Жизнь в Сладковском районе в 1920-30 годы

Опубликовал: murashka, 11-01-2018, 07:34, Земля Тюменская, 1 268, 0

Революции, гражданские войны всегда обогащали словарный запас конкретного языка. Одним из великого множества слов, появившихся после 1917-1920 годов, было понятие «беспризорник». До революции беспризорных детей не было. Мирские общества, согласно законам того времени, устанавливали опекунство, а чаще усыновляли, причем последнее было более распространенным, т.к. отвечало обычному праву.

Революция не только сместила понятия, но и привела к обстановке, исключающей возможность «кормить лишние рты». Социалистическая идея приоритета общественного воспитания и привела к конкретному ее выполнению. Появились детские дома. Первые детдома открылись в волостных центрах в 1922 году. Заведующей Сладковского стала Германович (тогда Рефтина) Гися Давидовна, известный педагог в недавнем прошлом, а Усовского детдома П.М. Сикорская. С образованием района возник базовый детдом им. Буденного с начальной школой под Александровкой, а в Малиново существовал до самой войны его филиал (воспитатели А.И. Коневский, Г.А. Двоеглазов).

Единой системы социального обеспечения долгое время не существовало. При Советах создавались комитеты крестьянской взаимопомощи, в волостях были отделения уездной комиссии «Помощи голодающим». Изредка они могли выделить лишь жалкие крохи для страждущих. Материальная поддержка полагалась только жертвам контрреволюции и семьям погибших красноармейцев. В 20-е годы она носила характер единовременных пособий. Люди не ждали пенсий и работали, пока позволяло здоровье.

Совершенствовалось здравоохранение. В 1918 году на всю Сладковскую волость был лишь один фельдшерский пункт. Как и до революции, население обслуживала Ильинская больница. К 10-летию Советской власти было решено, наконец, выделить средства на постройку Сладковской районной больницы. Первым заведующим и врачом ее стал Крыжелманцев Николай Николаевич (1930 г.), затем Стародубцева Т.А.

В 1935 году приехали два врача, Гатт Генрих Вильгельмович возглавлял райбольницу, а жена его Глафира Степановна работала акушером-гинекологом. В 1940 году главврачом стал Изаак. При райисполкоме до войны существовал отдел здравоохранения. Несколько лет его заведующим трудился прекрасный практик, фельдшер по образованию, Квашнин Петр Васильевич. Кроме стационара лечебное заведение имело амбулаторию. Оно размещалось в одном из домов, отведенных раньше священнослужителям. В уголке амбулатории и поместилась с нехитрым набором лекарств первая известная фармацевт Козина Елена Алексеевна. В 1935 году у пересечения улиц Ленина и Калинина строилось бревенчатое здание районной аптеки. Заведующими ее были Козина и К.И. Медведева. Перед войной в районе имелись четыре больницы (Сладковская, Маслянская, Усовская и Менжинская).

Культпросветработой занялись сразу после окончания гражданской войны. Культурное строительство было передано в ведомство отделов народного образования и подчинялось им до Отечественной войны. Открывались избы-читальни (первая в Катайске зимой 1920 г.), народные дома - клубы в Сладково и Усово (1920 г.), волостные библиотеки (1920 г.). Первыми работниками культфронта были: Горяйнов, заведующий Сладковским клубом, Д.Н. Мутилин, заведующий Сладковской волостной библиотекой. Активисты культуры, согласно отчетам, поставили зимой 1919-1920 гг. 12 спектаклей и провели два литературных вечера.

Волости интенсивно снабжались печатной продукцией. Поток ее возрос при образовании района. Бековская изба-читальня (заведующая Лангина) получала одних только газет 31 экземпляр, а 15 остальных изб выкладывали читателям десятки наименований газет и журналов. При читальнях создавались книжные фонды. Сладковская изба-читальня (заведующая К. Пахтусова), помимо волостной библиотеки, располагала собственным фондом из 1010 книг (1925 г.).

Увеличивался фонд районной библиотеки. В 1937 году он достиг 12 тысяч наименований.

Тщательно подбиралась библиотека райкома партии. Кроме политической литературы в ней имелись книги по многим отраслям знаний, включая переиздания 30-х годов ряда дореволюционных авторов. К сожалению, фонды беспрерывно подвергались периодическим и безжалостным чисткам в зависимости от политических веяний на кремлевском Олимпе. Уничтожен был ряд уникальных изданий. Второй бедой было отсутствие помещений. Районная библиотека постоянно кочевала с места на место, пока не нашла приюта, как сообщал журналист И. Еланцев, за печкой райкома партии.

Многие известные в районе люди начинали свою трудовую биографию с заведования клубом или библиотекой. Назовем только двоих. Геннадий Андреевич Ушаков прошел путь от завклуба до учителя Сладковской средней школы, а затем и районного прокурора Омской области. Кликушин Григорий Филиппович, художник-самоучка, принят был сначала в библиотеку, затем работал учителем рисования, художником в редакции и стал впоследствии профессором Витебского пединститута.

Массовым зрелищем становилось кино. Первые «световые картинки» показывали еще на паперти церкви по религиозной тематике перед Первой мировой войной. Затем стали заезжать политические агитаторы с фильмами от Ишимского кинотреста. С середины 30-х гг. регулярными были демонстрации фильмов в клубах. В 1936 году зрители увидели первый звуковой художественный фильм в Сладково. Рекламу о нем поместили накануне показа в местной газете. Киномеханиками работали в те годы Г.М. Свайкин (1937 г.) и Л.Ф. Романовский (1940 г.). Осуществлялась радиофикация села, завершившаяся в Сладково, в основном, к 1937 году. 15 января 1937 года жители райцентра слушали впервые прямую трансляцию XVII съезда Советов из Кремля. Заведовал радиоузлом в те годы Степин Павел Романович (он же начальник районного почтового отделения). С марта 1932 года стала выходить местная газета. Издавалась она сначала в Маслянке, печаталась в Ишимской типографии и называлась «Ленинский путь». Первым редактором ее был Павлов. К 1937 году построили в Сладково здание типографии и переименовали название газеты на «Трудовое знамя». Много труда отдали печатному делу в те годы Мутьев Матвей Григорьевич, Иванушкин Тимофей Павлович, сотрудники И. Еланцев, Меншиков, Л. Савиных (позднее редактор). В помощь постоянно привлекались энтузиасты-селькоры (А.М. Храмова, Н.Я. Козырев, М. Быкова, А. Коневский, Н.С. Малышев, П.Т. Безбородов, К.И. Петрова-Рудакова, И. Сериков, М. Гавриловский, Ф. Борисов и др.).

Массовый характер перед войной стал приобретать спорт. Молодежь увлекалась волейболом, лыжными гонками, проведением кроссов, стрельбой из винтовки. На лацканах пиджаков у многих красовались значки Осоавиахима, Ворошиловского стрелка. Неутомимыми пропагандистами здорового образа жизни выступали тогда учителя физкультуры и военруки А.В. Пушкарев (Сладково), Т.М. Кочегаров (Маслянка), Губарев (Покровка), Шаталин (Менжинка), Посоюзный (Александровка).

Государство создало целостную систему воспитания советского человека. Главные вехи пути его ясли-детсад-школа. Конечно, не все эти учреждения возникли одновременно, некоторые созданы были давно. Ясли существовали до войны только в Менжинке и Маслянке. Первый детсад начал работать в Сладково с 1930 года, затем основаны два в Маслянке и один в Менжинке. В них принимали, в основном, детей служащих. Работниками их были, как правило, жены районных начальников, а в моменты их переезда из района в район замещали их местные специалисты (А.Д. Крымова, А.И. Ушакова, Я.А. Стролис). Большинство детей шло в школу, минуя эти учреждения.

Вопрос о школе был одним из главных в социальной политике партии. Сразу после окончания гражданской войны Ишимский ревком потребовал немедленного открытия всех школ. При волостных исполкомах были созданы Отделы народного образования. Первым его заведующим в Сладково стал В.С. Суходолов. 21 декабря 1919 года состоялось совещание учителей Сладковской волости. На нем вынесены были решения об отмене Закона Божьего в школах, о снятии икон в учебных помещениях, об упразднении пятибалльной оценки знаний учащихся, создание товарищеских судов по дисциплине. Взамен попечителя сельского училища вводились школьные советы из родителей. В них на должности секретаря присутствовали обычно сами учителя. Должности эти были платными (1490 рублей). В школьный совет Усово избрали, например, председателем Анохина Якова Филипповича, его заместителем Красноярова Матвея Михайловича, секретарем учительницу Пырьеву Елену Петровну. В Покровский совет вошли: Скрипников Степан Романович, Понуров Феодосий Григорьевич и учитель Лемзина (Храмова) Анна Михайловна. Советы обязаны были решать все вопросы о школе, включая подготовку ее к новому учебному году.

Серьезные препятствия встретила отмена Закона Божьего. Хотя ряд учителей в своих отчетах за 1919-1920 уч. год сообщили, что она прошла сравнительно спокойно, некоторые документы вскрывают весьма непростую картину. Из Сладковской школы докладывали: «Отделение школы от церкви вызвало недоумение среди крестьян. Они никак не могли примириться с тем, что Закон Божий - это забивание детских умов, которое ничего не дает в жизни. Они же смотрят на него как на основу школы». Из Новоказанки сообщали: «Особенно граждан смущало удаление из школьного обихода икон и пения молитв. Поэтому пришлось неоднократно на общем собрании граждан доказывать целесообразность отделения школы от церкви». Новониколаевская учительница писала: «Были некоторые волнения, но впоследствии успокоились. По поводу отсутствия Закона Божьего мною выслушаны от учеников многие неудовольствия. Некоторые родители говорили, что не пошлют детей в школу потому, что не учат их там молитвам. Некоторые ученики изъявили желание иметь у себя молитвенники и книги по Священной истории».

Идея государственного воспитания детей натолкнулась с первых шагов на сопротивление родителей. Нелегко пришлось работать в этих условиях первым советским учителям. Назовем некоторых из них: Н. Шипаева (Малиново), Л. Соколинская (Сладково), Е.П. Ушакова (Никулино), И. Носилевская (М. Куртал), А. Гребенникова (Хантиновка), М. Мутилин (Задонка), И.В. Ковшов (Гляден), А. Конченко (Маслянка), И.М. Войтов (Стрункино), П.И. Евстигнеев (Михайловка), А. Бобрик (Новоказанка), Е. Жекетова (Беково), Л. Фикцинский (Каравай), В. Нечаева (Александровка), М. Васильева и А. Лемзина (Покровка), Л. Удовицкая (Пелевино), М.И. Ельцова (Ловцово), Ф. Пырьева и А.В. Цируль (Красивое), Н.Н. Исаева (Рождественка), Е. Потоцкая (Таволжан).

В 1924 году в Сладковский район входила 71 деревня, но только в 14 из них работали школы (все начальные). Обучением охвачено было всего лишь 39 процентов детей. В таком состоянии принял школьную сеть заведующий РОНО С.И. Германович. Вскоре эта должность была упразднена. С созданием Маслянского района вновь появилась должность заведующего. Отдел возглавил И. Капсудин, затем при расформировании района перевел отдел в Сладково Г.И. Басаргин, а после него стала работать заведующей Анна Михайловна Храмова (1938-1941 гг.). Им пришлось решать трудные вопросы школьного строительства.

В методическом отношении опорной школой являлась Сладковская первой ступени (с 1920 года). В 1930 году в связи с введением всеобщего начального образования удалось добиться преобразования ее в семилетку. В 1935 году она стала средней. Семилетние школы открылись в Маслянке (1931 г.), Менжинке (1934 г.), Покровке. В 1936 году в районе была одна средняя школа, 4 семилетних и 47 начальных. В них обучалось 4736 детей, штат состоял из 149 учителей. Среди них было много подлинных мастеров педагогического труда. А.М. Храмова вспоминала в 1967 году: «В моей памяти глубоко хранятся имена учителей-энтузиастов в районе: Труш, Бобрик в Новоказанской школе, Малышев, Козырев в Сладковской школе, три сестры Нагорных, многих уже не помню». К этому списку нужно добавить С.Д. Арзанова, И.Т. Безбородова, Виданову, М.С. Гавриловского и Г.Д. Германович, И.А. Гизбрехт, А.С. Исаеву, Т.М. и А.П. Киселевых, Н.Б. Конопкина, Н.И. Маурину, С.С. Прохоренко, С.Б. Степанченко, В.А. Середу, И.И. Сурова, И.Д. Устинова, П.Т. Шилова, А.Л. Эрлихмана. Известными директорами довоенной поры были: Дебулева В.Я. (Сладково), Кузнецов Ф.Г. (Александровка), Паршиков З.Г. (Покровка), Первухин Ф.Г., Тулупов С.Н.

Нелегкой, но исторически значимой была биография самой Анны Михайловны Храмовой. Окончив Киевское епархиальное училище, она вместе с мужем приехала в Покровку, где стала учительницей. Она пережила ужас восстания 1921 года, когда на ее глазах убили ее первого мужа и его брата, но нашла силы остаться работать в этом селе. С 1922 года А.М. Храмову переводят работать в Сладковскую школу, где она начинает простым учителем, затем директором, инспектором РОНО, заведующей РОНО. За заслуги перед народным образованием ее награждают орденом Ленина, а с 1938 года избирают депутатом Верховного Совета РСФСР первого созыва. По ее судьбе был снят художественный фильм «Сельская учительница».

Рассказ о 30-х годах был бы неполным, если не затронуть другую сторону советской действительности, самую мрачную ее страницу, о которой еще недавно не принято было говорить.

После раскулачивания взоры сыска обратились к тем, кто был лояльным и преданным большевистской партии. Громкие политические процессы глухим эхом отзывались в глубинке. Брали здесь тихо, бесшумно. И человек исчезал бесследно. Брали грамотных и полуграмотных, и даже совсем неграмотных.

Люди жили в постоянном страхе, стараясь заглушить его наигранным весельем, оптимизмом, водкой, наконец. Переставали писать письма близким, фиктивно разводились с семьями, чтобы спасти детей, вычеркивали из памяти прошлое.

Так прервалась связь времен. Были случаи самооговора и оговора близких, и просто знакомых. Десятки, а может быть, и сотни лиц ушли в небытие. Трудно было руководить правоохранительными органами. Честным людям приходилось постоянно выбирать золотую середину между человеческой совестью и служебным долгом, политическими взглядами. К чести многих из них следует отнести, что критика и политические обвинения часто оставались на бумаге. Им просто не давали хода «наверх». Они понимали главную беду той системы, когда карались не только проступки, а прежде всего взгляды, неосторожно высказанные политические оценки.

Следует заметить, что районный отдел милиции (НКВД) с 1932 года находился на станции Маслянской. При райотделе устроена была подземная тюрьма-изолятор временного заключения. Комендантом ИВЗ перед войной числился С.Ф. Акулов, которого уголовники ненавидели и звали просто «Акулой».

История маслянской милиции начинается со времени февральской революции. При царе станции положен был только жандарм. В 1913-1917 гг. должность его исполнял унтер-офицер Тимофей Кондратьевич Пластухин. Судьба его в революцию неизвестна. Не ошибаясь, можно предположить, что он разделил роковую участь всех своих собратьев по корпусу жандармов.

При Временном правительстве полицию заменили милицией. И первым маслянским милиционером стал брат волостного писаря Иван Яковлевич Васильченко. Он пил горькую, что, однако, не помешало ему продержаться в должности и при Керенском, и при первых Совдепах, и в гражданскую войну.

В 1926 году документы упоминают участковым на станции 26-летнего Анатолия Моисеевича Вахова, прозванного в народе «аховским мужиком». Через год его сменил Василий Петрович Банадысь из Беково. Впоследствии он дослужился до председателя райисполкома одного из районов Свердловской области (1936 г.) и о нем высоко отзывался ветеран милиции П. Мялов. К этому времени органы ВЧК-ОГПУ были структурным подразделением милиции (НКВД) и в Маслянке уполномоченным этого силового ведомства был 25-летний Мильчаков Геннадий Николаевич.

С укрупнением района в пристанционном поселке, в центре его, райотдел милиции занял целый квартал. Первые годы его существования запомнились старожилам прекрасными выездными лошадьми «в яблоках», на которых одетые в добротные полушубки, перепоясанные скрипучими «спиртовыми» портупеями энкэвэдешники умудрялись в кошевых долететь до Сладково за полтора-два часа. Выполняя приказы свыше, они изымали из мирной жизни классово-чуждые элементы, подчищали остатки подкулачников и прочих инакомыслящих, сопровождая их в лагеря ГУЛАГа. Впрочем, многие из них разделили участь своих подопечных, были репрессированы и почти все погибли в той же системе, которую честно обслуживали.

На смену им объявили призыв «от сохи» - колхозно-совхозную молодежь. Сотрудниками милиции в Маслянке стали С.И. Зенков, А.Т. Комаров (погиб в Отечественную войну), И.С. Мальцев, И. Носов, Н.И. Пасечник, К.З. Симбирев, И. Филимонов, А. Царев, М.И. Шевелев и другие. Паспортным столом заведовал А. Неверов, а райотдел возглавил сержант Щепелин (1939 г.).скачать dle 12.1



  • Не нравится
  • 0
  • Нравится

Похожие публикации
У данной публикации еще нет комментариев. Хотите начать обсуждение?

Имя:*
E-Mail:
Введите код: *
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив


Архив сайта
Апрель 2024 (32)
Март 2024 (43)
Февраль 2024 (36)
Январь 2024 (38)
Декабрь 2023 (29)
Ноябрь 2023 (20)
Календарь
«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930 
Реклама
Карта Яндекс
Счетчики
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru
При использовании материалов ссылка на источник обязательна. Спасибо за понимание.