шаблоны для dle, uaBIG.com - инструменты для вашего сайта
Форма входа
Логин:
Пароль:
Забыли пароль?
» Земля Тюменская » Дореволюционные праздники сладковчан

Дореволюционные праздники сладковчан

Автор: murashka
9-01-2018, 12:56
Дореволюционные праздники сладковчан

В дореволюционной России насчитывалось более 200 праздничных дней в году. Но праздники праздникам были рознь. Были первопрестольные праздники, в которые обычаями запрещалось работать, за исключением неотложных дел по дому; были праздники, которые отмечались, практически не прерывая своего повседневного труда. Вообще-то, у крестьян праздничным считалось любое важное дело, способствующее благосостоянию семьи, деревни. Поэтому работа считалась праздничной и обставлялась соответствующими ритуалами.

Так, например, начало сенокоса в «петровки» всегда было праздничным «закосным днем». В этот день, как отмечают исследователи, крестьяне выезжали в поле задолго до рассвета на лучших «беговых» лошадях. «На пожар никто не мчится так быстро и стремительно, как косец в закосный день на вольницу. Принаряженные крестьяне на лугах делали метки, обкашивая облюбованные участки. Теперь они считались неприкосновенными, и косить на них никто уже не мог, за исключением захватившего их крестьянина. А затем этот день отмечали всей деревней пиршеством.

Были праздники, связанные с началом полевых работ - «запашные дни», первые дни выгона скотины на поскотины и т.п. Вообще-то, любой праздник закреплялся определенной обрядовой культурой народа, которая основывалась на совместном всей деревней совершении тех или иных религиозных, театрализованных представлений, «действий», игрищ, носивших ритуальный характер. В праздники по деревням устраивались совместные пиршества, братчины, угощения, которые готовились на мирские средства. Этот обычай был общерусским явлением и попытки правительства запретить их так и не имели успеха до революции.

Праздничные дни открывали знаменитые святки: дни празднества, веселья и торжества Рождества Христова, начинавшегося с 25 декабря и оканчивающегося 5 января по старому стилю. Святки - священные дни - были многообразными и по обрядности и по поверьям. Они состояли из смеси языческих обычаев и христианских обрядов. Святки начинались в ночь на 25 декабря славлением по домам детей, подростков, женщин, переодеванием в маски и костюмы «с целью быть неузнаваемыми», появлением в деревнях поводырей с ручными медведями и организацией ими театральных действий, а также гаданиями.

Святочные игрища пользовались большой популярностью у народа. Молодежь увлекалась гаданиями. Забылиным, автором труда об обычаях русского народа, опубликованного в 1880 году, собрано 37 святочных гаданий. В наших местах более популярными были гадания на курицах и петухах, на лошадях, куриных яйцах, зеркалах, на воске, на бобах, золотых кольцах и т.п. Святки начинались празднованием Рождества Христова. Это был храмовый праздник прихожан Сладковской и Большепесчанской волостей (они составляли тогда один приход). Начало его отмечалось торжественными богослужениями.

Особо почитаемой была масленица (сырная неделя). Она начиналась после вселенской субботы, в которую поминали усопших родственников. В масленицу пекли блины, пряженцы, оладьи. Народ предавался раздольному веселью, гуляньям, пиршествам, катаниям на лошадях, запряженных в разукрашенную сбрую и сани-кошевы, катаниям с горок - «катушек» на салазках и любом подручном материале, взятием построенных молодежью снежных городков, кулачным боям, многочисленным играм в шаровки, лапту. Завершалась она Прощеным воскресеньем, бытовавшим испокон в русском народе (по крайней мере, Прощеное воскресенье впервые подробно описал очевидец-иностранец Мажерет еще в XVII веке).

В Приишимье Прощеное воскресенье называли «целовником». «В прощеный день или последний день масленицы, - писал А. Худяков, - испрашивают друг у друга прощения в нанесенных ранее оскорблениях и в знак примирения целуются». О таких людях говорили: «В целовник помирились», - и считалось величайшим грехом, кто после примирения вспомнит хотя бы на словах старые обиды.

Кроме общероссийских и храмовых праздников каждая деревня имела свой местный праздник, часто приуроченный к какому-нибудь православному празднику. Например, такими местными праздниками были в Катайске и Сладково - Троица, в Остропятово - Всесвятское заговенье.

Священник Зубов оставил описание одного из летних праздников села Сладковского. «Не проходит почти ни одного летнего праздника, чтобы молодежь обоего пола пробыла без песен, плясок и прочих игр. Здесь семик, т. е. седьмой от пасхи четверток, молодые люди в немалом проводят праздновании. В этот день девки наряжаются в разное, иногда и мужское платье, ходят в лес с песнями и другими забавами, и там завивают на березах венки, оставляют их до Троицина дня, в который опять собираются хороводом и ходят снимать те венки, с которыми, возвращаясь, поют песни и пляшут. Музыки здесь никакой не видно, кроме балалайки и гармонии».

Праздники предполагали не только праздничное поведение людей, но и праздничную одежду. Считалось очень зазорным появиться «на миру» в эти дни в обычной рабочей одежде. Поэтому каждый домохозяин с женой отдавал немало сил и времени, чтобы их семья на праздниках выглядела как можно лучше. Что же носили в праздники сладковские крестьяне? Приведем авторитетные свидетельства Худякова и Зубова. «Летом молодые парни выходят играть в хороводы в тонких белых или красных александрийских рубашках, подпоясанных пояском, в черных плисовых шароварах, которые почти до колен закрыты рубашкой, и в сапогах», - писал Худяков. И. Зубов дополнял, что на плечи сладковчане набрасывали еще и праздничные халаты, сшитые из иноземных материй. Девицы летом надевали ситцевые или шелковые сарафаны, на плечи набрасывали шелковые или «драдедамовые» шали, платки. Волосы заплетали «в одну косу с широкою лентою», головы были непокрытые или слегка сзади набрасывался платок из иностранной ткани.

Взрослые мужчины носили почти ту же одежду, что и парни, только голова была покрыта обязательно поярковой шляпой. Замужние женщины одевались разнообразнее и богаче. На голове у них обязательно был кокошник типа венца, отделанный золотом, серебром, или, в крайнем случае, драгоценной мишурой. Его называли по-местному чепец или шамшура. «Эти шамшуры и чепцы, - писал Зубов, - смотря по состоянию носящих, бывают шиты золотом или мишурой». Поверх кокошника повязывался шелковый платок» так, что над лбом он возвышается на четыре вершка, но к затылку гораздо уже для того, чтобы виден был вышитый серебром, золотом кокошник».

Замужние женщины обязательно должны были ходить с покрытой платками головой (в отличие от девушек) и не показываться людям «простоволосой». Отсюда бытует до сих пор выражение «опростоволоситься», т. е. попасть впросак, а тогда имело прямое значение: показаться чужому человеку, особенно мужчине, без головного убора. Да и по православным канонам категорически запрещалось женщинам и девушкам ходить в храм с непокрытой головой. Мужчины же, наоборот, обязаны были в церкви снимать головные уборы.

Верхней праздничной одеждой мужчин в прохладную погоду были зипуны, крытые фабричным сукном, «армяки из хорошего сукна», крытые шубы, подпоясанные разноцветными опоясками. На ногах были сапоги или пимы, часто «писанные», т. е. валянные из различного цвета шерсти с разнообразным орнаментом. Женщины и девушки носили шали, надевали шубы, крытые синим, темно-зеленым фабричным сукном, на ногах «писанные» валенки или в более теплое время - «коты» (нарядную обувь). Были «коты» и у мужчин. В деревнях ходила даже шутливая поговорка: «Две пары портянок, две пары котов, кандалы надеты и в Сибирь готов». Коты - это мягкие расшитые узорами кожаные сапоги. Поверх одежды на прочном шнурке, золотой или серебряной цепочке - надевался крест. Крестики были медные, мраморные, малахитовые, серебряные, золотые, смотря опять-таки «по достатку».

Комментарий: 0
|
Другие новости по теме:
Добавление комментария




Реклама
Календарь
«    Январь 2018    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031 
Точное время
Карта
Найти рейсы
События
Счетчики
Яндекс.Метрика
Цены на топливо
Купить жилье