Топ-100

Село Сладково - купеческое, ярмарочное

Опубликовал: murashka, 28-12-2017, 19:40, Земля Тюменская, 1 264, 0

Самое авторитетное дореволюционное издание «Россия. Полное географическое описание нашего отечества» характеризует волостной центр – Сладково следующими словами: «К востоку от д. Ильинской остается значительное торговое село: Сладковское, общий оборот которого достигает 120 тысяч рублей».

Коммерческую славу селу добывали такие купеческие фамилии, как Поклевские, Смолины, Гугины, Кадниковы, Батурины, Иванищевы, Хомяковы, Кононовы, Бражниковы, Усовы, Гирш. Их имена встречаются в различных справочниках и путеводителях по Сибири, в справочных настольных изданиях Российской империи. В тени остаются пока десятки других лиц, которые не порывали с крестьянством, но вели розничную торговлю и имели даже свои лавки.

Крупными торговыми заведениями с 60-х годов XIX века являлись магазины питейного короля и мецената А.Ф. Поклевского-Козелл, нисколько позднее мукомольного промышленника и виноторговца Д И. Смолина и их наследников. Они первые начинали торговлю самым разнообразным товаром - от керосина и спичек до фруктовой поды и пива. Последнее продавали расторопные шинкари в специально отведенном трактире. Любителям попробовать «базарское пиво» предлагались разнообразные местные сорта: баварское и столовое, венское и пильзенское, портер и народное. Здесь же торговали водкой по 45 копеек за полштофа (0,6 литра). Через двадцать лет погребок перекупил Д.И. Смолин, а у его наследников - Ганс Христианович Гирш. Последний был прибалтийским немцем Лифляндской губернии, жил сначала в Дубровном, затем переехал в Сладково и стал известным виноторговцем. Прекрасно играл на скрипке.

В 1860 году архивные документы упоминают в Сладково Петропавловского купца 2-й гильдии Герасима Федоровича Гугина с многочисленной семьей, родственниками, среди которых бывали и ссыльные революционеры. Гугины славились благотворительностью. Главной сферой их деятельности была оптовая скупка и продажа скота. Не брезговали они и мукомольным делом. На берегу озера Соленого стояла их ветряная мельница. Четыре десятка лет они не имели себе равных на селе. Лишь стремительный взлет торговой карьеры остропятовского крестьянина Егора Феоновича Иванищева несколько потеснил их позиции. Впрочем, последний уехал в Ишим в 1913 году, где и ушел в мукомольное дело. Но недолго Гугины праздновали победу. Революция, гражданская война поставили точку в их деятельности. Лишь только двухэтажный особняк напоминает нам о некогда знаменитой фамилии.

К 1897 году появляются лавки, торгующие промышленными и колониальными товарами. У Д.И. Смолина покупали чай, сахар, у Ромахина (Ромина) Василия Романовича - мануфактуру, у Батурина Николая Михайловича - ткани и бакалейные товары. Открывает свой магазин и переехавший из Каргалинской волости Тарского уезда Кононов Петр Андреевич. Розничную торговлю на селе вели также мещане города Ишима: Кременский, Борткевич, Белов, Стукалов.

В начале XX века на торговую стезю вступают новые лица. Волостной писарь в отставке Дмитрий Павлович Кадников предлагает покупателям хлопчатобумажные и шелковые ткани, новоказанский Хомяков Сергей Иванович - бакалейные товары, сиделец ишимского купца Симакова Петра Афанасьевича - изделия из чугуна, стали, железа. В 1905 году переезжает из Земляной Фирсовской волости Ишимского округа сначала в Задонку, затем в Сладково Мещеряков Дмитрий Константинович и открывает свой магазин. Возобновляет торговую деятельность потомок владимирского крестьянина Моисей Дмитриевич Усов. Выкупают свидетельства на право торговли и старожилы села: Связины, Бражниковы и другие. Расширяет ассортимент Батурин. У него можно было купить все: от сельскохозяйственных машин до ювелирных изделий.

Стремительное нарастание товарно-денежных отношений можно проследить по следующим данным. К 1868 году в Сладково проходили однодневные торжки - Крещенский 6 января и Петровский 29 июня. К 1877 году открылись две ярмарки - Покровская и Крещенская. В 1896 году каждая суббота считалась базарным днем, кроме того, функционировали ежегодно четыре ярмарки: Крещенская, Петровская, Спасовская и Покровская - продолжительностью каждая три дня. Чего только не было на этих ярмарках. Еще накануне у лавки Батурина выстраивались в линейку сельхозорудия и машины: конные грабли, сенокосилки, жатки, сноповязалки Мальцевских заводов, американских компаний «Мильвоки», «Чемпион», «Плано», Осборна и Маккормика. Их продавали по образцам и прейскурантам на деньги и особенно модную валюту того времени, на масло. Выбравший получал желанную машину через неделю-две от Батуринского склада.

Остатки этих машин сдавали колхозы в металлолом даже после Отечетственной войны. На стенах батуринской лавки развешаны были серпы, косы-литовки, вилы, грабли. Предлагались топоры торгового дома Первова из знаменитого Павлово, ножи и ножницы - от торговца Мякишева, чей склад был в Макушино Курганского округа. Рядом стояли одно- и двуконные плуги, входившие тогда в моду бороны «Зигзаг» заводов Рудольфа Сакка и В. Г. Столля.

А ниже, от современной улицы Ленина до озера Пресного, шумела многоголосая ярмарка. Она занимала целый квартал, небольшой уголок которого отведен сейчас районному рынку. Со стороны современной улицы Кондратьева построен целый гостиный двор из плетня, состоящий из десятков небольших лавок для приезжих купцов. На противоположной стороне к зданию типографии тянулись торговые ряды под продовольственные товары. У Пресного вкопаны были коновязи. Там торговали скотом. А в центре устраивались карусели, всевозможные качели и другие увеселительные сооружения. Там же жаждущие могли попить у раскинутых палаток медку, кваску, горячего чая с крендельком и пряником. Спиртные напитки продавались только в специально откупленных помещениях и вне ярмарочной площади.

Гостиный ряд по традиции открывал балаган продавца швейных машинок американской фирмы «Зингер» Тихона Степкова. На полках и на полу стояли ручные и ножные машины различных расцветок, разнообразного оформления и с затейливыми приспособлениями - мечта девушек на выданье. Они продавались оптом и в розницу, на деньги, на масло, в долг и с частичной оплатой. Здесь же предлагались разнообразные иглы, шпульки, челноки, нитки, всевозможные запчасти к ним.

Далее шли балаганы торговцев металлическими изделиями уральских заводов князя Львова и графини Стенбок-Фермор. Там можно было купить белое кровельное железо, матовое и глянцевое, луженую посуду, чугуны и сковороды, ухваты и сковородники, печные дверцы и задвижки. Агенты фирмы братьев Шамшуренковых навязывали краски густые и тертые, белила цинковые, масла деревянное, малагское галлиопольское, гарное. За балаганами располагались временные лавки с тканями: драпом и сукном, бархатом и плюшем, сатином и трико, шевиотом и диагональю, кастором. У них же желающие приобретали гардинный тюль, скатерти с кистями, ватные и верблюжьи одеяла.

Был балаган верхней одежды, привлекавший молодежь модными тогда александрийскими рубашками в узкую синюю, лазоревую, коричневую полоску, шелковыми кручеными поясками, плисовыми штанами, а девушек-модными хромовыми ботинками на высоком каблучке с красной или синей матерчатой подкладкой. Там отпускали меховые изделия казанского дома Шетинкиных, шапки и шляпы Оловянниковых, резиновые калоши фирм «Треугольник» и «Колумб», входившие в моду пиджачные костюмы из Варшавы по 5 рублей 35 копеек за пару, косметику братьев Орсаг из Польши. Впрочем парфюмерией был забит отдельный балаган. Там торговали мылом на выбор, глицериновым, Петроль, борно-тимоловым, «Победой» из Омска торгового дома Мягковых, малокодерм, красками для волос, цветочным одеколоном Брокара.

Замыкали гостиный ряд павильоны с мебелью (венские стулья фабрики Кона, кованные жестью разнообразные сундуки и сундучки с музыкальными замками) и бытовой техникой: граммофонами Циммермана, велосипедами, ружьями ижевских изготовителей Петрова и Евдокимова, винтовками Бердана и КРНКа, револьверами марки Смит и Ватсон, патронами, порохом, дробью, всевозможными самоварами, карманными часами фабрик Габю и Буре с суточным, недельным, месячным, годовым заводом, с репетиторами, курантами, дуплексами. Ишимская фирма Желтышева выкладывала на прилавки изделия из червонного золота: кольца, серьги, подвески, жемчужные ожерелья, всевозможные колье.

Восточный ряд отведен был пищевым продуктам. Там торговали местные мастерицы пирогами и блинами, знаменитыми сибирскими шаньгами, пельменями, солеными и маринованными грибами, сушеной клубникой и смородиной, вишней и прочей приготовленной дома снедью. С ними состязались приезжие торговцы. Они зазывали попробовать и, конечно, купить пряники мятные, медовые, сахарные, паточные, крендели сдобные и обыкновенные, всевозможные коврижки. В ярких упаковках и без оной, в жестяных красочных коробках, ящичках, баночках предлагались всевозможные конфеты фабрик Екатеринбурга Афониных, Томска Деевых - карамель, монпансье, мармелад и прочее. Агент казанских Устиновых рекламировал макароны и вермишель, омских Гавриловых-соль коряковскую, пермянку, илецкую, столовую, торговцы из Бухары - сушеные фрукты, орехи, восточные сладости.

Желающие вспрыснуть удачную покупку могли заглянуть в погребок Гирша. Там хозяин услаждал слух посетителей собственной игрой на скрипке и предлагал на выбор водку русскую, английскую, хинную, бальзам, зубровку, нежинские настойки, наливку- запеканку, облепиховый ликер и коньяк Шустовых, русский коньяк Экстра и Газибек, Бауэр и вино Сан-Рафаэль. Желающие охладиться могли попить пивка мартовского, баварского, портера, мюнхенского и самого дорогого - царского. Желающие подымить имели возможность набить душистым табаком папиросные гильзы известных в России фабрик «Кама», Катык и Дунаева. Перегрузившиеся могли отрезвиться минеральной водой марок Сельтерс и Содовая. Домой возвращались, положив под сиденье ходка или кошевки мешок пряников с конфетами. Их по традиции раздавали встречавшим около деревень ребятишкам. Ярмарки ежегодно обеспечивали устойчивый товарооборот. Общая сумма реализованных товаров колебалась от 111 до 1968 тысяч рублей. Торговля была главным рычагом модернизации общества.

В крестьянских хозяйствах на смену тяжелому физическому труду постепенно внедрялся машинный. Косы-литовки заменялись сенокосилками, ручные грабли конными, серпы жатками-сноповязалками, ручной цеп молотилками. Редкий хозяин перед первой мировой войной обходился без этих новейших машин.

Быстро модернизировались и бытовые устои. Давно стало анахронизмом появление на праздниках в самодельно сшитой одежде. Сибирская мода не уступала новейшим веяниям в Европейской России, неуклонно менялась обстановка в домах. Все чаще в горницах можно было встретить железные кровати, на окнах тюлевые гардины ими, на худой конец, искусно выбитые на зингеровских машинках оконные занавески из тонкого полотна.

В каждой деревне был самый зажиточный дом, где в празднично убранной комнате стояла этажерка с несколькими книгами - изобретением дореволюционной России, пережившим ее на десятилетия, конторка для письма - прообраз будущего письменного стола. У отдельных хозяев появились и велосипеды. И все-таки сибиряк не слепо следовал моде, новейшим веяниям. Он умело сочетал старое с новым, оценивая последнее прежде всего с экономической стороны. Вот почему даже в самых богатых домах, где дорогим гостям на стол ставилась фарфоровая посуда, а приборы были из серебра, те же изысканные кушанья готовились в самодельных глиняных горшках как и много веков назад. Повседневная будничная одежда по-прежнему была на всех домотканой. Как и раньше предпочитали спать на полатях, на лавках, укрываться попавшейся под руки «лопотью» и лишь дорогим гостям расстилались перины. В этом отношении русский человек долгое время был весьма непритязательным.

Как видим, рубеж XIX-XX веков внес существенные коррективы в жизнь сладковских крестьян. Деревня уверенно вступила на путь общечеловеческого прогресса. Особенно это было заметно в волостном центре. Сладково в те годы приобретает отчетливо выраженный облик торгово-промышленного села. Складывается новая инфраструктура. 1 октября 1904 года открывается волостной сельский банк, затем сладковско-усовский переселенческий банк, сберегательная касса (последняя упоминается в 1903 году), кредитно-торговое товарищество, почтово-телеграфная контора, земская ямская станция по перевозке грузов, пассажиров, корреспонденции, фельдшерский пункт (с 1901 года), стабильно работала министерская школа. Перед революцией устанавливаются первые телефоны (в доме купца Д. Мещерякова). скачать dle 12.1



  • Не нравится
  • 0
  • Нравится

Похожие публикации
У данной публикации еще нет комментариев. Хотите начать обсуждение?

Имя:*
E-Mail:
Введите код: *
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив


Архив сайта
Март 2024 (40)
Февраль 2024 (36)
Январь 2024 (38)
Декабрь 2023 (29)
Ноябрь 2023 (20)
Октябрь 2023 (33)
Календарь
«    Март 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Реклама
Карта Яндекс
Счетчики
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru
При использовании материалов ссылка на источник обязательна. Спасибо за понимание.