Естественнонаучное изучение Сладковского края
У истоков естественнонаучного изучения края стояли такие выдающиеся ученые, как Э. Лаксман, И. Фальк, П. Паллас. В XVIII веке они совершили путешествия в Сибирь и собрали первые сведения о трех царствах природы. Строго говоря, их путь лежал по соседним окраинным местам, но собранные ими данные послужили базой для дальнейших поисков.
Выполняли эти работы в конце XVIII - начале XIX вв. обычно геодезисты при составлении топографических описаний губернии. Местное начальство посылало в вышестоящие инстанции сведения по научным запросам. Так, в 1793 году до Сладковского земского суда доведено было распоряжение из Петербурга «О доставлении растений для ботанического сада», затем поступило распоряжение о сборе семян лекарственных трав для аптечного огорода в Петербурге. Ученые из экспедиций привозили не только гербарии растений, но и собирали народные способы лечения. В объемной книге академика Палласа о его путешествии встречаются десятки примеров на эту тему. Даже великий Линней из Швеции постоянно беспокоил Петербургскую академию просьбами о присылке сибирских растений. «Никогда никто не мог мне сделать более приятный подарок, - писал он, получив очередную посылку из России, - чем Вы сибирскими растениями». В результате этих усилий ученым открылся удивительный мир живых организмов восточной окраины России.
На рубеже прошлых веков в реке Ишим обычны были осетры, стерляди, нельмы. В озерах водились щуки, окуни, язи, лини, чебаки и, конечно, караси. Ишимский карась был знаменит настолько, что, по некоторым свидетельствам, его в бочках живым отправляли в далекую Францию к королевскому столу. В окрестностях озер, вблизи болот, займищ обычными были кабаны, в колках водились белки-летяги (а там, где белка, возможен был и соболь), на протоках между озерами стояли хатки бобров. Изрядный промысел для сладковских крестьян составляла ловля горностаев. Мех ишимского горностая ценился высоко. Он шел, в частности, на мантии французских королей и российских императоров.
Поражал изобилием и разнообразием мир пернатых. По пустошам и колкам водились дрофы, соколы, беркуты («коих продавали киргизцам для лову зверей»); в окрестностях водоемов - стерхи, черные аисты, скопы; по озерам лебеди, гуси, утки «разных родов», бабы (пеликаны) и прочая живность. Чтобы не быть голословным, приведем свидетельства очевидцев. Вот что, например, писал в своем труде Паллас (1769 г.) о местности, примыкающей к озеру Мангут: «Озера изобилуют рыбою и содержат множество водяной дичи, которая здесь по причине умеренных еще жителей спокойно гнездится», и далее: «Около ночи раздавался ужасный крик разных водяных птиц. Лебеди, утки, цапли, нырки, горлицы и прочие одна за другой до самой полуночи кричали».
Спустя 70 лет через эти места возвращался из кругосветного путешествия писатель И.А. Гончаров. Он с изумлением отмечал: «По лесу встречается так много дичи, что даже досадно на ее дерзость. Тетерева просто гуляют под ногами у лошадей, вальдшнепы вылетают из каждого куста, утки полоскались в каждой луже». Писатель А.П. Чехов, проезжая на Сахалин, записал в своем дневнике около Абатска в мае 1890 года: «Никогда в жизни не видал я такого множества дичи. Дикие утки ходят по полю, плавают в лужах и придорожных канавах, вспархивают у самого возка и лениво летят в березняк. Стонут всюду кулики, плачут чайки». Дальнейшее обследование нашего края связано с именем губернского агронома Н.Л. Скалозубова (1861 -1916 гг.). Николай Лукич был незаурядной личностью. Он оставил заметный след как агроном (по его инициативе на заимке Смолина под Александровкой была открыта сортоиспытательная станция для внедрения районированных семян в волости), как ученый (составил первый каталог и гербарий растений), как организатор (он был автором проекта создания в селе Сладково метеостанции 2-го разряда), как общественный деятель (избирался во 2-ю и 3-ю Государственную Думу от Тобольской губернии).
В 1895 году Министерство земледелия и госимуществ выделило сумму денег для поощрения сельского хозяйства Тобольской губернии, которую решено было использовать для поисков рациональных путей развития этой важнейшей отрасли. В южные округа губернии была приглашена группа ученых во главе с почвоведом, доцентом Казанского университета А.Я. Гордягиным и химиком Дерптского (Юрьевского) университета А.Д. Богоявленским. В 1895 году экспедиция начала работать в волости. Н.И. Минтяшевым исследовались крестьянские посевы, Гордягиным - почвы, М. Рузским - фауна, Скалозубовым - флора, Д.Я. Вардроппером - моллюски и жесткокрылые. В 1896 году в окрестностях Сладково были обследованы озера Сладкое, Большое, затем Катайская и Щербаковская рощи, казенная дача «Темнинский лес», Большовская перейма. Изучались почвы, растительность, животный мир в окрестностях Малиново, Никулино, Остропятово, Беково, М. Куртал, Пелевино, Таволжана, Дубровного, Станичного и т.д. Собран огромный материал.
Из пернатых в окрестностях Сладково были заготовлены чучела поганки большой, серощекой, красношеей, чаек хохотуньи и обыкновенной, куликов краснозобика, мородунки, черныша, фифи, плавунчиков, а также нырка красноголового, широконоски, чирков, шилохвости, выпи, совы болотной и т.д. Из лесостепных птиц - горлицы степной, горихвостки, пеночки-веснички, славки серой, сорокопута, жулана, овсянки, подорлика большого, кобчика, чеглока и т.п.
Ихтиофауна в волости представлена была карасями, гольянами, чебаками, окунями, язями, песканами, щуками. Но исследователи констатировали: «Все прогрессирующее вымирание рыб». О Соленом в одном из отчетов сообщалось: «Озеро Сладкое в позапрошлую зиму (1894 г.) от большого снега замирало и рыба подохла, остались одни караси. Замечено за пять последних лет озера усыхают». Так был зафиксирован процесс начала спада воды и прекращения наводнения в волости, продолжавшегося сорок лет. Общий итог Скалозубовской экспедиции значительный. Впервые столь подробно и основательно изучены природные условия. Собранные коллекции пополнили фонды Тобольского губернского музея, опубликован целый ряд научных трудов, разработаны практические рекомендации о развитии экономики волости. В последующие десятилетий будет продолжено физико-географическое исследование здешних мест, но ни один из ученых не оставит без внимания материалы экспедиции Скалозубова. Они до сих пор являются отправной точкой в исследованиях природных богатств края.
XX век дал новую плеяду ученых. Изданы справочники, определители ботаников - Г.Б. Ермилова, Л.Ф. Афанасьевой, И.П. Симонова, А.Н. Жукова, В.Л. Черепнина, зоологов - В.И. Азарова, Н.А. Ягодникова, З.Е. Мориц-Романовой; наставления метеорологов, справочные труды геологов - Л.В. Ровниной, А.А. Бобоедовой, А.А. Розина, В.Я. Кулаковой и многих других неназванных авторов и соавторов. Краеведы знают, что на сладковской земле начинал научную карьеру (1913 г.) создатель сибирской школы почвоведения К.П. Горшенин, несколько сезонов работал отряд географов Московского университета, собирая материалы для «Атласа Тюменской области» - капитального издания 70-х гг. по природе и экономике всего Зауралья.