Топ-100

Транспортный костюм в России

Опубликовал: zampolit, 17-12-2017, 16:55, Путешествие в историю, 1 353, 0

В транспортном комплексе России традиционно существует форменная одежда, знаки различия должностных лиц органов власти в области транспорта, работников организаций воздушного, морского, внутреннего водного, железнодорожного транспорта, метрополитенов.

Форменная одежда для работников транспорта берет свое начало в 1809 году, когда правительством было учрежден Институт Путей и Сообщений, где готовили инженеров по строительству и эксплуатации путей сообщения. Данное учебное заведение было отчасти военизировано, поэтому все выпускники и кадеты должны были ходить в форме. Первая форма ничем не отличалась от одежды военных того времени, при этом учащиеся института носили военные мундиры без эполет. Небольшие изменения произошли в 1830 году, когда ввели выпушку для мундиров зеленого цвета, а гладкие пуговицы заменили пуговицы с рисунком (крестообразно расположенные якорь и топор). Генеральские же мундиры имели пуговицы с изображением двуглавого орла 3 – герба Российской Империи. Такая форма для инженеров сохранялась вплоть до реформы 1867 года, когда инженеров путей и сообщений перестали приравнивать к военным инженерам. В этом же году было упразднено их специальное обмундирование.

Первая самостоятельная отраслевая форма (по виду транспорта) появилась у железнодорожников. Первой железнодорожной формой для обслуживающего персонала на линии Петербург-Москва стали мундиры, привезенные из-за границы.

При этом остальные ходили в военных мундирах без опознавательных знаков. В 1855 году специально для нижних чинов железнодорожного транспорта вводятся серебряные галуны, которые нашиваются на форму согласно выслуге лет.

Огромные изменения в структуре железнодорожного транспорта начинаются в 1871 году. Во-первых, вводится собственная эмблема для Главного общества российских железных дорог (колесо с двумя распростертыми крыльями). Во-вторых, чуть позже (1878 г.) вводится единая форма для всех железных дорог Российской Империи. Всего было четыре вида формы, различавшихся по цвету, для каждого подразделения Министерства путей сообщений свой цвет.

После революции 1917 года, служащие железнодорожного транспорта остались без фирменных эмблем и вплоть до 1926 года носили старую форму, лишь тогда началась реорганизация железнодорожного персонала.

Впервые регламентированное применение знаков различия установлено приказом НКПС (тогда объединял все виды транспорта) в 1925 году, причем различие между морским и речным флотом обуславливалось цветом суконных подложек между галунами на нарукавных знаках: для плавсостава морского флота галуны нашивались на клапан цвета обмундирования, а для речного флота устанавливался голубой цвет подложки между галунами.

В 1939 году из Наркомата путей сообщения выделяются два самостоятельных Наркомата – НКМФ и НКРФ, форма одежды и знаки различия остаются общими. В 1947 году для работников речного флота вводятся погоны, носимые совместно с нарукавными знаками различия. В это же время появляется эмблема речного флота – штурвал, наложенный на адмиралтейский якорь. Только в 60-е годы появляется различие в форме нарукавных знаков моряков и речников.

Зарождение автомобильного и авиационного транспорта относится к началу XX века. В России автомобильный и авиационный транспорт развивались как военные. Эмблемой военных автомобилистов были установлены окрыленные рулевая колонка и колеса, а для авиации – пропеллер с крыльями.

Крылья (крыло) – эмблема, принятая и в классической, и в российской эмблематике. С античных времен крыло (крылья, крылышки) – эмблема быстроты, скорости, один из атрибутов бога вестей и гонцов Гермеса (Меркурия). Отсюда использование крыльев как олицетворения скорости во всех эмблемах, относящихся к транспорту, независимо от того, каков этот транспорт: железнодорожный, автомобильный или авиационный. Для различия видов транспорта крыльям придаются дополнительные атрибуты: колесо, пропеллер и др.
Крыло птичье, над которым горизонтально расположена летящая стрела, – эмблема скорости вообще, принятая в XVIII – XIX веках.

Форменная одежда у гражданской авиации появляется в 1929 году, в 1935 году появляются знаки различия в виде галунных нарукавных нашивок. Эта же система галунных нашивок используется в гражданской авиации до сих пор. Гражданская авиация позаимствовала у моряков венок из лавровых листьев для эмблемы головных уборов, как их принадлежность к океану воздушному.
Небольшая история развития знаков различия автомобильного транспорта в 1970-80-х годах также выявляет систему нарукавных галунных нашивок.

Символика метрополитена, обусловлена прежде всего, тем, что метро длительное время находилось в составе МПС. Поэтому традиционные для железнодорожников символика и знаки различия были распространены на метрополитен. Однако и для железнодорожного транспорта периода 1960-90-х годов было характерно использование галунных нашивок в сочетании со звездочками на рукавах для обозначения должности работника.

В качестве основы «Розы ветров» – эмблемы-указателя сторон света используется четырехлучевая звезда – символ путеводности (света во мраке ночи).

Вместе с тем, несмотря на происшедшие изменения в государственных, политических и экономических сферах, работники транспортных организаций, непосредственно участвующие в организации транспортного движения и обслуживании пассажиров, процессе дорожного движения, выполнении дорожных работ и ликвидации последствий дорожно-транспортных происшествий на них, исполняют должностные обязанности в форменной одежде и знаках различия, утвержденных еще в советское время, либо в специальной рабочей одежде.

В отдельных случаях в целях сохранения существующих традиций транспортные организации вынуждены своим приказом утверждать образцы форменной одежды, свои знаки различия.

Знаки различия работников организаций железнодорожного транспорта общего пользования, порядок ношения знаков различия с форменной одеждой утверждены Приказом Минтранса РФ от 27.11.2009 № 217 «О знаках различия и порядке их ношения с форменной одеждой работниками организаций железнодорожного транспорта общего пользования, непосредственно участвующими в организации движения поездов и обслуживании пассажиров».

9 января 2017 года вышел Приказ Министерства транспорта Российской Федерации № 1 «О форменной одежде и знаках различия работников Министерства транспорта Российской Федерации», которым утверждены образцы и порядок ношения форменной одежды работников Министерства транспорта Российской Федерации.

30 июня 2017 года приказом № 250 Министерства транспорта РФ «О форменной одежде и знаках различия работников Федерального агентства морского и речного транспорта и подведомственных ему организаций» утвержден порядок ношения и образцы форменной одежды работников.
скачать dle 12.1



  • Не нравится
  • 0
  • Нравится

Похожие публикации
У данной публикации еще нет комментариев. Хотите начать обсуждение?

Имя:*
E-Mail:
Введите код: *
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив


Архив сайта
Апрель 2024 (36)
Март 2024 (43)
Февраль 2024 (36)
Январь 2024 (38)
Декабрь 2023 (29)
Ноябрь 2023 (20)
Календарь
«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930 
Реклама
Карта Яндекс
Счетчики
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru
При использовании материалов ссылка на источник обязательна. Спасибо за понимание.