Форменный железнодорожный костюм в 1970-80-е годы

Опубликовал: zampolit, 17-12-2017, 14:52, Путешествие в историю, 608, 0
Форменный железнодорожный костюм в 1970-80-е годы

В 1974 году было принято решение о строительстве Байкало-Амурской магистрали (БАМа), ставшей главной Всесоюзной ударной комсомольской стройкой страны. ЦК КПСС и Совет Министров СССР постановили: «Объявить сооружение Байкало-Амурской железнодорожной магистрали всенародной стройкой. При строительстве этой магистрали широко использовать славные традиции и опыт Днепрогэса, Магнитки, Турксиба, Волжского автозавода, освоения целины, восстановления Ташкента и других крупных строек, символизирующих единство, нерушимое братство и созидательный энтузиазм народов СССР».

Сооружение дороги велось в сложнейших гидрологических и климатических условиях. «Славные традиции» прошлого действительно «широко использовались», в частности при вербовке на строительство молодежи, и в значительной мере благодаря большому напряжению сил и энтузиазма молодого поколения наших соотечественников были преодолены те чрезвычайные трудности, с которыми пришлось столкнуться участникам «стройки века». Продолжением традиций можно считать и привлечение к строительству железнодорожных войск, возводивших участок дорог от Тынды до Комсомольска-на-Амуре.

В октябре 1984 года началось рабочее движение поездов на всем протяжении гигантской магистрали, соединившей реку Лену с побережьем Тихого океана. На новую железную дорогу направлялись выпускники железнодорожных вузов и техникумов. Надо заметить, что Министерство путей сообщения с 1965 года пыталось вменить в обязанность студентам вузов ношение форменной одежды, ссылаясь на приказ от 26 сентября 1963 гола № 31Ц. Фабрика наглядных пособий МПС изготовила альбомы с образцами формы, которые были разосланы по институтам, но особого действия это не возымело, большинство студентов игнорировали приказ.

Вторая попытка относится к 1978 году, когда на основании постановления ЦК КПСС и Совета Министров от 13 января 1977 года № 49 министр путей сообщения И.Г. Павловский подписал приказ о бесплатной выдаче форменной одежды, предусмотренной для среднего начальствующего состава, и введении знаков различия студентам вузов и учащимся средних специальных учебных заведений, подведомственных МПС.

Следующему этапу предшествовало обращение ректора Ленинградского института инженеров железнодорожного транспорта К .Я. Красковского к министру путей сообщения Н.С. Конареву по поводу введения новой форменной одежды для студентов и преподавателей высших учебных заведений. В подготовленном проекте постановления Совета Министров СССР указывалось, что новая форменная одежда и знаки различия разработаны для «укрепления дисциплины, повышения престижа транспортных профессий и улучшения профориентации молодежи для работы на железнодорожном транспорте». Но при этом стоимость комплекта форменной одежды нового образца не превышала лимита, установленного Госпланом СССР.

Форменный железнодорожный костюм в 1970-80-е годы

Два гола ушло на согласование, и вот приказом № 113Ц от 19 марта 1985 года были утверждены новые образцы формы для личною состава железнодорожного транспорта и студентов дневного отделения высших учебных заведений МПС, ибо «работники железнодорожного транспорта должны иметь опрятный внешний вид и являться примером подтянутости и аккуратности». Этому предшествовали: приказ МПС № 2114 (1973) «Об изменении знаков различия для личного состава железнодорожного транспорта» и приказ за № 32Ц(1979) «Об изменении знаков различия на форменной одежде работников железнодорожного транспорта», предусматривающий порядок выдачи одежды и предоставления скидки с ее стоимости. Скидка полагалась: лицам старшего и среднего состава, должностные оклады которых не превышали 110 рублей в месяц - в размере 20% стоимости; лицам рядового и младшего состава, получающим бесплатную спецодежду (кроме машинистов локомотивов), - в размере 40% стоимости и не получающим бесплатной одежды - 50% стоимости. Устанавливалась также рассрочка оплаты стоимости форменной одежды: лицам младшего и рядового состава на срок носки, а остальным категориям работником - на один год.

Форменный железнодорожный костюм в 1970-80-е годы

Форменная одежда и знаки различия для студентов высших учебных заведений МПС, 1965 год:
Устанавливается черный цвет зимней одежды и светло-серый цвет летней одежды.

Форменная одежда для студентов:
Пальто - однобортное, с пристегиваемой утепленной подкладкой, двумя боковыми прорезными карманами. Костюм - пиджак однобортный на трех пуговицах, с открытыми лацканами, двумя боковыми прорезными и одним нагрудным карманами. Брюки навыпуск, без манжет.

Блуза-сорочка - с пришивным воротником, с застежкой на пуговицах; низ блузы заканчивается поясом. Носится с галстуком.

Фуражка - тулья из той же ткани, что и костюм, с черным бархатным околышем; козырек черный, лакированный; по верхней части околыша и тульи идет кант зеленого цвета. На околыше фуражки - белый металлический технический знак в венке, а на тулье - белая металлическая эмблема железнодорожного транспорта. Над козырьком фуражки прикрепляется черный лакированный ремешок.
Шапка-ушанка - из черной цигейки или искусственного меха черного цвета. Верх шапки - из сукна черного цвета. Спереди, в центре прикрепляется технический знак в венке, а над ним - эмблема железнодорожного транспорта, как и на фуражке. Обувь черного цвета. Пуговицы на пальто, пиджаках и жакетах - белые, металлические, с изображением технического знака.

Форменный железнодорожный костюм в 1970-80-е годы

Форменная одежда для студенток:

Пальто - однобортное с пристегиваемой утепленной подкладкой, двумя боковыми прорезными карманами.

Костюм - жакет однобортный на двух пуговицах, с открытыми лацканами, двумя боковыми прорезными и одним нагрудным карманами; юбка прямая с односторонним швом и шлицей сзади. Блузка - с отложным воротником, рукава с манжетами.

Головной убор - специального образца с техническим знаком и эмблемой железнодорожного транспорта. Знаками различия служили нарукавные знаки в виде угольников острием вверх, выполненных из белого посеребренного галуна шириной 6 мм, от одного до пяти - в зависимости от курса, на котором обучается студент. Угольники нашивались на левом рукаве пальто, пиджака и жакета, выше локтя. На правой стороне пиджака или жакета прикреплялась белая металлическая эмблема железнодорожного транспорта.

Форменный железнодорожный костюм в 1970-80-е годы

Форменный костюм и знаки различия железнодорожников, 1973 год:
Был введен зимний однобортный костюм со шлицей. Прежний, двубортный, костюм разрешалось донашивать, но с заменой старых знаков различия новыми. Устанавливался цвет рубашек и блузок - серый и белый.

Высшему начальствующему составу полагались нарукавные знаки в виде пятиугольника шириной 100 мм, высотой боковой стороны 65 и высотой от основания до вершины 100 мм. Поле нарукавных знаков - из той же ткани, что и одежда, на которую они нашивались, - на оба рукава пальто, пиджак, жилет и куртку на расстоянии 80 мм от низа рукава, острием вверх.

На поле знаков располагались галуны золотистою цвета шириной 40 мм. В верхней части пятиугольника над галуном вышивались звезды золотистого цвета размером 20 мм в количестве от одной до четырех.

Форменный железнодорожный костюм в 1970-80-е годы

Нарукавные знаки старшего и среднего начальствующего состава имели ширину 80 мм, высоту 60 и 90 мм.
У старшего состава на поле размещались две поперечные полосы, у среднего состава - одна поперечная полоса шириной 15 мм и вышитые или прикрепленные металлические золотистого цвета звездочки размером 18 мм.

Нарукавными знаками для младшего и рядового составов служили пятиугольники шириной 65 мм и высотой от основания до вершины 85-108 мм. Поле пятиугольника - из ткани черного цвета. Нарукавный знак нашивается на левом рукаве пальто, пиджака, жакета и куртки на расстоянии 120 мм от верхней точки рукава, вершиной вниз.

На поле знака, в окантовке зеленого цвета, помешен желтый технический знак в венке, нал венком - эмблема железнодорожного транспорта. В нижнем разрыве венка нанесенная надпись «МПС» или «Метро». У младшего начальствующего состава в нижней части пятиугольника имелись зеленые полоски (одна или две) шириной 10 мм. Рядовому составу полосок не полагалось.

Форма эмблемы железнодорожного знака не изменилась: диаметр колеса 20 х 12 мм, длина эмблемы в верхней части 70 мм, в нижней 35 мм - для всех составов. Для высшего начальствующего состава она вышивалась позолоченным шпуром, для всех остальных изготавливалась металлическая эмблема золотистого цвета. Крепилась на правой стороне пиджака, куртки, жакета.

На воротнике пиджака нашивались петлички: у высшего начальствующего состава размером 50-30 мм, с кантом золотистого цвета. На поле петличек, нарукавных знаках - шитье золотистого цвета. У остальных петлички размером 60-30 мм. В верхней части прикреплялся металлический технический знак золотистого цвета. Ниже - две у старшего и одна у среднего составов поперечные металлические полосы золотистого цвета шириной 3 и длиной 18 мм.

Кокарда для головного убора имела вид эллипса шириной 25 и высотой 30 мм темно-зеленого цвета в золотистом обрамлении. На поле размешен технический знак золотистого цвета. Кокарда изготовлена из металла и прикреплена на околыш фуражки в венке золотистого цвета. Для высшего начальствующего состава венок вышивался золотистым шнуром, у остальных венок металлический.

На тулье фуражки крепились эмблема железнодорожного транспорта уменьшенного размера: колесо диаметром 15 х 10 мм, длина эмблемы в верхней част и 65, в нижней 30 мм. Материалом служил позолоченный шнур или металл.
Над козырьком фуражки двумя пуговицами прикреплялся плетеный шнур золотистого цвета; у младшего начальствующего и рядового состава - черный лакированный ремешок. На рубашке в летнее время крепились наплечные знаки (погоны) в виде четырехугольника шириной у основания 50 мм и в вершине 35 мм. Длина погона 120-140 мм, и верхний конец закруглен. Четырехугольник изготовлялся из шелкового (вискозного) галуна или материи серого цвета. У высшего состава на поле четырехугольника вдоль центральной линии вышивались золотистым шнуром звезды размером 20 мм. В верхней части к погону прикреплялась пуговица диаметром 15 мм.

Наплечные знаки старшего состава имели два золотистых галуна шириной 6 мм с вершиной, расположенной по центру, среднему составу полагался один галун. Размер металлических звездочек золотистого цвета - 13 мм; пуговицы диаметром 14 мм.
На наплечных знаках младшего состава - один галун, пуговица и в верхней части металлический технический знак золотистою цвета, у рядового состава - пуговица и знак. Независимо от размера на пуговицах золотистого цвета изображены: герб Советскою Союза - у высшего состава и технический знак - у всех остальных.

Форменный железнодорожный костюм в 1970-80-е годы

Знаки различия для студентов высших учебных заведений и учащихся средних специальных учебных заведений МПС, 1978 год

1. Знаками различия служили пятиугольники на рукавах, повернутые вершиной вверх, шириной 65 мм и высотой от основания до вершины 105-135 мм - для студентов высших учебных заведений и 105-125 мм для учащихся средних специальных учебных заведений. Поле нарукавных знаков - из той же ткани, что и одежда, на которую они нашивались.

2. На пятиугольнике в окантовке зеленого цвета находились у студентов высших учебных заведений - желтый технический знак, а у учащихся средних специальных учебных заведений - серебристый техническим знак в венке; над венком эмблема железнодорожного транспорта и в нижней части венка надпись «МПС». В верхней части пятиугольника студентам вузов полагались - желтые углы, а учащимся средних специальных учебных заведений - серебристые углы острием вверх, шириной 5 мм, числом от одного до пяти - в зависимости от курса, на котором обучается студент или учащийся.

3. Знаки различия студентов высших учебных заведений и учащихся средних специальных учебных заведений нашивались на левом рукаве пальто, пиджака и жакета вершиной вверх на расстоянии 120 мм от верхней точки рукава.

Форменный железнодорожный костюм в 1970-80-е годы

Форменный костюм и знаки различия железнодорожников, 1979 год
Форменная одежда для личного состава в основном не изменилась. Сохранялся установленный черный цвет для зимней и светло-серый цвет для летней одежды. Был утвержден табель должностей работников транспорта на получение форменной одежды, непосредственно связанных с движением поездов, обслуживанием пассажиров и перевозкой грузов. Устанавливался также порядок выдачи и предоставления скидки со стоимости форменной одежды.

В качестве знаков различия для начальствующего состава устанавливались нашивки из галуна золотистого цвета в сочетании с шитьем, нарукавные эмблемы того же цвета, звезды золотистого цвета и петлицы. Нашивки располагались на наружной стороне рукавов, параллельно их нижнему краю, на расстоянии 90 мм до нижнего края галуна. Длина галуна - 110 мм.

Знаками различия служили:
- для высшего состава - галун шириной 60 мм с зеленой окантовкой по верхней и нижней части. Вдоль галуна по осевой линии вышивалось до четырех звезд серебристого цвета размером 20 мм. Нал галуном располагался углом вверх правильный шестиугольник (расстояние между параллельными сторонами 40 мм), окантованный шнуром золотистого цвета. На поле шестиугольника вышивался технический знак размером 30 мм. Шестиугольник пришивался на расстоянии 40 мм от галуна до центра. На воротник пиджака наносилось шитье в виде лавровых листьев золотистого цвета, имеющее выпушку зеленого цвета;
- старшего состава - один галун шириной 30 мм и два галуна сверху и снизу от него по 6 мм шириной, между ними просветы зеленого цвета шириной 4 мм. Вдоль широкого галуна, по осевой линии прикреплялись (металлические) или вышивались звездочки серебристого цвета числом до четырех, размером 18 мм;
- среднего состава - два галуна по 15 мм шириной, с просветом между ними зеленого цвета шириной 4 мм. Вдоль просвета прикреплялись или вышивались до четырех звездочек серебристого цвета размером 18 мм. У старшего и среднего начальствующего составов шестиугольник размером 35 мм имел окантовку шнуром зеленого цвета; на поле помещался металлический технический знак размером 20 мм;
- младшего и рядового составов - пятиугольник шириной 65 мм и высотой от основания до вершины 90-100 мм, верхней частью пятиугольник имел окантовку зеленого цвета на расстоянии 5 мм от его верхнего края и боковых сторон. В центральной части поля угольника размешались технический знак размером 25 мм в венке из лавровых листьев и эмблема железнодорожного транспорта. В нижней части венка изображалась желтая лента с надписью «МПС». У младшего состава по нижним сторонам пятиугольника, на расстоянии 5 мм от них и от окантовки, зеленым цветом наносилась полоска шириной 12 мм острием вниз.

Старшему, среднему, младшему и рядовому составам на воротнике пиджака полагались петлицы размером 60 х 30 мм, с кантом золотистого цвета. Их расположение, связанное с покроем воротника, отличалось от образца на военной форме. В верхней части прикреплялся металлический технический знак золотистого цвета размером 20 х 40 мм.

Кокарда для головного убора представляла собой эллипс шириной 25 и высотой 30 мм с полем темно-зеленого цвета, в золотистом обрамлении. На поле помещался технический знак золотистого цвета. Для высшего состава венок на знаке вышивался, остальным полагался металлический. Над венком на тулье фуражки имелась эмблема железнодорожного транспорта. Над козырьком фуражки у высшего, старшего и среднего составов прикреплялся шнур золотистого цвета, у всех остальных - черный лакированный ремешок. Пуговицы золотистого цвета остались без изменения.

Изменился размер наплечных знаков (погон), выполняемых в виде четырехугольника с закругленной верхней частью; ширина стала у основания 55 и у вершины 45 мм, а длина 130-140 мм. Погоны изготовлялись из шелкового и вискозного материала серого цвета и прикреплялись к сорочке (блузе) пуговицей золотистого цвета диаметром 15 мм.

Для высшего состава погоны окантовывались шнуром золотистого цвета, на поле вышивались звезды, установленные для нарукавных нашивок. Старшему составу полагалась окантовка зеленого цвета. У основания погона нашивались два галуна шириной но 6 мм в виде угла, с вершиной, направленной к его основанию. Расстояние между галунами 2 мм. Звездочки на погонах имели золотистый цвет.

Форменный костюм и знаки различия железнодорожников, 1985 год

Комплекс одежды включал двубортное пальто и костюм, состоящий из (двубортного у высшего и старшего начальствующего составов и однобортного у остальных) пиджака с открытыми лацканами, двумя боковыми прорезами и одним нагрудным карманом и брюк цвета пиджака - без манжет, носимых навыпуск. Летний костюм состоял из однобортного пиджака с открытыми лацканами, двумя боковыми прорезями и одним нагрудным карманом и брюк, которые посиди навыпуск. Для женщин предусматривалась прямая юбка с односторонней складкой сзади. Цвет зимней формы темно-синий, летней - светло-серый. Высшему, старшему и среднему начальствующему составу полагался темно-синий двубортный плат с открытыми лацканами.

Блузы-сорочки и женские блузы серого, голубого и белого цветов по покрою идентичны блузам, введенным в 1963 году. Головным убором служила фуражка с тульей из ткани костюма и черным околышем. Козырек черный, лакированный. Верхний край тульи и верх околыша украшался зеленой выпушкой. На фуражку машиниста на верхний край околыша нашивался белый шелковый галун. Женщинам полагался шерстяной берег по цвету костюма. Зимой фуражку заменяла шапка-ушанка, выполнявшаяся из серого каракуля, - для высшего состава, из черного каракуля - для старшего и среднего составов, из цигейки или искусственного меха черного цвета - для остальных категорий работников. Верх шапки был из черного сукна. Галстук полагался однотонный, синий или серый, в зависимости от цвета костюма.

Знаками различия, заимствованными из приказа 1979 года, служат; для начальствующего состава - нашивки из золотистого галуна в сочетании с шитьем, эмблемами такого же цвета, звездами серебристого цвета и петлицами; для младшего и рядового составов - пятиугольник из ткани в цвет костюма, шириной 65 мм и высотой от основания до вершины 100 мм. Верхняя часть пятиугольника закруглена.
Весь прибор: пуговицы, кокарда, эмблема, галуны, шитье - желтого цвета.

Форменная одежда для студентов дневного обучения высших учебных заведений железнодорожного транспорта, 1985 год:
Устанавливается темно-синий цвет форменной одежды.

Форменный костюм для мужчин:
Пиджак - однобортный с двумя боковыми накладными карманами; лацканы прямые, длинные, борта закругленной формы. Брюки - навыпуск, без манжет.
Жилет - прилегающего силуэта, однобортный с двумя боковыми карманами с листочками.

Форменный костюм для женщин:
Жакет - полуприлегающий, однобортный, с двумя накладными боковыми карманами, с маленьким воротником под петлицы и лацканами. Юбка - расширенная книзу, с тремя односторонними складками на переднем полотнище. Жилет - прилегающего силуэта, однобортный, с двумя боковыми карманами с листочками. Пуговицы - золотистого цвета с изображением технического знака.

Знаки различия для студентов, 1985 год

Знаками различия служили петлицы размером 60 х 30 мм, с кантом золотистого цвета, которые нашивались на воротнике пиджака или жакета. На петлицах прикреплялись металлические римские цифры (I, II, III, IV, V) золотистого цвета, высотой 12 мм, обозначающие курс (год обучения) студента, и в верхней части - металлический технический знак размером 20 мм золотистого цвета.

В летнее время на сорочке или блузе носили нарукавные знаки в виде закругленного снизу четырехугольника шириной 70 и высотой 77 мм, изготавливающегося из плотного материала цвета сорочки или блузки. Поле нарукавного знака разделялось на две части окантовкой желтого цвета; в верхней части поля нарукавного знака (прямоугольник размером 60 х 22 мм) золотистым цветом наносилось наименование высшего учебного заведения; в нижней части поля (закругленный снизу четырехугольник размером 60 х 42 мм) располагались золотистого цвета эмблема железнодорожного транспорта с размером колеса 8x5 мм и длиной 30 мм, а также ниже ее на 10 мм римская цифра (I, II, III, IV, V) высотой 12 мм, указывающая курс (год обучения) студента.

Нарукавный знак нашивался на левом рукаве сорочки (блузки). Расстояние между верхним краем нарукавного знака и верхней точкой рукава - 120 мм.

Нагрудный знак для студентов вузов железнодорожного транспорта, 1986 год
Форменный железнодорожный костюм в 1970-80-е годы

Нагрудный значок полагается носить на правой стороне пиджака или жакета, на 5 мм ниже эмблемы железнодорожною транспорта. Нагрудный значок представляет собой металлический ромб размерами: по высоте 32, по ширине 16 мм, на темно-синем фоне изображены вверху - горящий факел, в середине - сокращенное наименование вуза и внизу - технический знак.

Значки студентов вузов, которым присвоено имя выдающихся государственных деятелей, ниже наименования института имеют выпуклую красную ленту шириной 2 мм с золотистой окантовкой; на ленте - имя государственного деятеля, нанесенное буквами золотистого цвета, высотой 1 мм. В нижней части располагается технический знак (молот и ключ) золотистого цвета, размером 4 мм. Окантовка значка шириной 1 мм, золотистого цвета.
скачать dle 12.1



Похожие публикации
У данной публикации еще нет комментариев. Хотите начать обсуждение?

Имя:*
E-Mail:
Введите код: *
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив


Архив сайта
Октябрь 2018 (53)
Сентябрь 2018 (99)
Август 2018 (79)
Июль 2018 (50)
Июнь 2018 (37)
Май 2018 (71)
Календарь
«    Октябрь 2018    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031 
Реклама
Карта Wikimapia
Счетчики
Яндекс.Метрика
При использовании материалов ссылка на источник обязательна. Спасибо за понимание.