Топ-100

Нижнесинячихинский завод на реке Синячихе

Опубликовал: zampolit, 16-12-2017, 20:44, Путешествие в историю, 1 369, 0

Вид на плотину пруда (25 сентября 2017 г.)

Нижняя Синячиха возникла в 1680-е годы на дороге из Верхотурья в Ирбит. А вскоре тут построили завод.

Нижнесинячихинский завод на реке Синячихе был передельным, сопутствующим Алапаевскому заводу. Дело в том, что казенный (государственный) Алапаевский завод не справлялся с переработкой чугуна в железо. При осмотре завода в 1723 году начальник Уральских горных заводов Вильгельм де Геннин распорядился построить дополнительный завод.

Место под новый завод нашли бергмейстеры Никофор Клеопин (доверенное лицо генерал лейтенанта де Геннина) и молотовой мастер Лоринс Пожаров (один из пятерых иноземцев прибывших с Вильгельмом де Генниным на Урал), которые по приказу генерал лейтенанта де Геннина должны были осмотреть окрестности Алапаевского завода для постройки плотины и молотовых фабрик. Место под будущий завод было выбрано на реке Синячиха, что в 10 верстах от Алапаевского завода и в 152 от Екатеринбурга.

Администрация села (23 февраля 2024 г.)

Строительство завода началось 14 апреля 1724 года и закончилось в марте 1727 года, а производить первое железо начали уже в 1726 году.

В строительстве завода участвовали крестьяне Алапаевской, Арамашевской, Невьянской и Мурзинской слобод, под руководством молотового мастера Пожарова, под присмотром капитана Тобольского полка, Ивана Королева. Крестьянам, строившим завод, платилось жалование в размере от 4 до 6 копеек за день. Размер плотины составлял в длину тридцать три сажени, поперек 8 саженей и 2 аршина в высоту около 4 саженей.

Через плотину был переброшен мост и поставлены земляные лари. Привязка к источникам гидравлической энергии, силой которой приводились в движение все основные заводские механизмы, обусловила в XVIII веке - первой половине XIX века постройку всех уральских металлургических заводов в речных долинах, на берегах рек, в местах, топографически удобных для возведения плотин и создания больших водохранилищ — заводских прудов. Для строительства плотины выбирался участок, где берега реки были сближены между собой и достаточно высоки, чтобы образовать пруд, являвшийся по сути дела резервуаром для хранения воды, который обеспечивал бы водой двигатели заводов в течение всего года, а зимой не промерзал до дна.

Уральские гидростроители — инженеры и «плотинные мастера» — выработали свои особые способы сооружения плотин, приспособленные к условиям водного режима уральских рек, с их бурными весенними разливами и пересыханием в летнее время. Плотины строились земляные. Использовалась глинистая земля, которая набивалась в деревянные срубы, причем полагалось предварительно вынуть «рыхлую землю» в основании плотины «до материка», то есть до твердой породы, водонепроницаемого слоя. На некоторых заводах плотины укреплялись еще деревянными «свинками» — особыми срубами, набитыми глиной, а на больших заводах облицовывались серым бутовым камнем. В Западной Европе тогда плотины на больших реках строить не умели. Заводские плотины создавали большие пруды.

Музей деревянного зодчества

В плотине обычно устраивались два «прореза» — сосновые или лиственничные срубы с задвижками для регулирования уровня воды в пруду. Один широкий — «вешняжный», «вешняк», служил для пропуска излишней поды весной при таянии снегов или летом после сильных дождей. Второй, более узкий — рабочий или «ларевый» — подавал воду в водовод — деревянный «ларь», который прокладывался во всю длину территории завода и по которому вода по разветвленной системе деревянных труб и желобов подавалась к двигательным механизмам, на рабочие колеса. Главным принципом планировочной структуры металлургических заводов было расположение производственных зданий вдоль рабочих прорезов — «ларей». Производства, требовавшие большего количества водной энергии, располагались ближе к плотине, требовавшие меньше энергии — дальше от нее. Возле плотины ставился доменный цех («доменная или молотовая фабрика»).

При молотовой фабрике было 6 горнов, три больших молота с двумя кожухами. Так же была построена кузница для починки разных инструментов. Домна соединялась с плотиной мостом, по которому на колошник подвозились чугун, уголь и флюсы.
Для хранения припасов, в стороне от реки, построили два амбара и два сарая. Решено было поставить избу, где производилась проба железа на излом. Было построено 40 квартир для мастеровых людей.

В постоянном штате Нижнесинячихинского завода насчитывалось 53 человека. В непосредственном производстве железа было занято 36 человек: 12 мастеров, 12 подмастерьев и столько же работников, также при них состояло 6 учеников. Оплата труда была сдельная, мастерам платили по пять копеек с пуда, остальным в два, в три раза меньше. Если же железо получалось более низкого качества, ломалось при пробе, то оплата урезалась на треть. Работали по 6 дней в неделю. Администрация завода состояла из трех человек: Шихмейстер (звание горного чиновника XIII и XIV классов; младший горный офицер, горный чин, соответствующий XIII и XIV классам гражданской службы).

Делопроизводством на заводе занимались подканцелярист (младший письмоводитель, переписчик бумаг в канцелярии), копиист (писец, переписчик, канцелярский служитель). Четыре работника ведали материально-хозяйственной частью, выдавали и принимали сырье и продукцию, их называли целовальниками (должностные лица, выбиравшиеся земщиной в уездах и на посадах для исполнения судебных, финансовых и полицейских обязанностей, избранный человек клялся честно исполнять свои обязанности и в подтверждение клятвы целовал крест, откуда и происходит название, за недобор или неаккуратность целовальников ожидал). Еще девять человек были заняты обслуживанием плотины и самого завода. Все они получали фиксированное жалование.

Доменные печи уральских заводов, построенные в первой четверти XVIII века, по своим объемам, конфигурации, производительности и экономичности превосходили печи большинства западноевропейских металлургических заводов. Если «старые» английские, немецкие и шведские домны XVII века давали в сутки по 40 - 50 пуд чугуна, усовершенствованные «новые» шведские высотой в 9,1 аршина (6,5 м) — по 134 пуд, «знаменитейшая» английская доменная печь в Суссексе – по 85 - 100 пуд, бельгийские в Люттихе — по 104 пуд, тульские – по 100 - 120 пуд, и лишь единственная шведская домна в Даннеморе высотой в 10,5 аршина (7,4 м) – по 261 пуд, то уральские доменные печи, построенные в начале XVIII века, высотой в 12 - 12,7 аршина (8,5 - 9,1 м), сразу же стали выплавлять от 245 до 325 пуд чугуна в сутки.

Основной «черной» заводской рабочей силой того времени выступали приписные крестьяне. Приписные крестьяне в России XVII века-первой половине XIX века государственные, дворцовые и экономические крестьяне, вместо уплаты подушной подати работавшие на казенных или частных заводах и фабриках, то есть прикрепленные (приписанные) к ним. В конце XVII века и особенно в XVIII веке правительство для поддержки крупной промышленности и обеспечения ее дешевой и постоянной рабочей силой широко практиковало приписку государственных крестьян к мануфактурам на Урале и в Сибири. Обычно приписные крестьяне прикреплялись к мануфактурам без определённого срока, то есть навечно. Формально они оставались собственностью государства, но на практике промышленники эксплуатировали и наказывали их как своих крепостных. Тяжёлое положение вызывали побеги, волнения и восстания приписных крестьян.

В конце XVIII века правительство прекращает вновь приписывать крестьян к заводам. По указу 1807 года приписные крестьяне на уральских горных заводах начали освобождаться от обязательных заводских работ. Они вели работу по строительству заводов, для действующих же заводов они заготовляли лес, выжигали уголь, добывали руду. Приписные крестьяне отрабатывали на заводах подушную подать, размер подати для государственных крестьян составлял 1 рубль 10 копеек с каждой души мужского пола. Плата за работу приписным крестьянам была установлена довольно низкая.

На Нижнесинячихинском заводе крестьяне получали за работу такие суммы:
-за рубку дров на уголь, с сажени 12 копеек,
-за кладку куч и осыпку, с кучи 1 рубль 20 копеек,
-за возку угля из куреней, с короба 1,5 – 2 копейки.

В 1726-1727 годах на Урале разразилось сильное недовольство приписных крестьян. Крестьяне просто перестали ходить на заводские работы. Многие пытались самовольно переселиться в другие места. Если в 1724 году приписные крестьяне Уральских заводов заработали 22391 рубль, а в 1725 году 21164 рубля, то в следующие два года эта сумма снижается.

Только с помощью применения войсковых частей удалось предотвратить массовый уход приписных крестьян с заводов из-за низкой оплаты труда.

В 1730 году то ли из-за недосмотра, то ли из-за большой нагрузки, землю из клетей плотины вымыло, и плотину прорвало. Для устранения повреждений были отправлены молотовые, подмастерья, работники с Аннинского завода. Также к восстановлению привлекли ссыльных. Государству пришлось потратить 68 рублей 37,75 копеек. Через три года плотину снова прорвало, тогда было решено в пруду перед плотиной поставить сваи и на них положить брус, чтобы хоть как-то защитить плотину от льда и мусора.

В 1759 году предприятие перешло к гвардии секунд-майору Александру Григорьевичу Гурьеву. Секунд-майор Гурьев получил столь щедрое пожалования не за свое высокое звание и происхождения, а за то, что руководил охраной арестованного царевича Иоанна VI Антоновича, свергнутого с Российского престола и посаженного под арест по приказу Елизаветы Петровны.

11 сентября 1766 года, Нижнесинячихинский завод был куплен Саввой Яковлевичем Яковлевым, который построил новую кричную фабрику, получавшую чугун с Алапаевского завода.

Выходец из крестьян, откупщик питейных сборов, миллионер Савва Яковлевич Яковлев купил следующие заводы на Урале:
- в 1766 году у А. Г. Гурьева 4 завода: Алапаевский, Синячихинский и два Сусанских;
- 1769 году у А. И. Глебова 4 завода: Холуницкий, Климковский, Уинский, Шермяитский;
- 1769 году у Прокопия Акинфиевича Демидова 5 заводов: Невьянский («демидовское родовое гнездо»), Быньговский, Шуралинский, Верхнетагильский и Шайтанский заводы;
- в 1774 г. у Р.И. Воронцова Верх-Исетский завод;
- в 1778 году у С. П. Ягужинского 2 завода:Уткинский и Сылвинский.

Построил сам 6 заводов:
- чугуноплавильные и железоделательные – Верхнесинячихинский (1770 г.), Верхнейвинский (1772 г.), Ирбитский (1776 г.),
- железоделательные – Режевской (1774 г.), Вогульский (1776 г.) и Верхнеалапаевский (1779 г.).

В дополнение к ним, его наследниками были построены заводы: Петрокаменский чугуноплавильный и железоделательный (1790 г.), Саргинский (1795 г.) и Боровской (1799 г.) железоделательные.

Промышленная корпорация Яковлева стала одной из крупнейших в Российской империи. Уральские металлургические заводы XVIII века - первой половины XIX века, с их техникой мануфактурного периода, действовавшей с помощью гидравлической энергии, работали очень неравномерно. Продолжительность и ритмичность их деятельности полностью зависели от уровня воды в заводских прудах и состояния гидравлических сооружений.

Во время Пугачевской Войны 1773 - 1775 годов Нижнесинячихинский завод не был разрушен. На это было несколько причин. С продвижением войск повстанцев Алапаевский и Нижнесинячихинский заводы подготовились к обороне. Нежелание крестьян и мастеровых завода перейти к повстанцем связано с условиями и оплатой труда. На заводах Саввы Яковлева рабочие получали довольно неплохие деньги и поэтому крестьяне и мастеровые завода активно участвовали вместе с войсками в разгроме восставших. В Крестьянской Войне 1773-1775 года погибло 38 рабочих Нижнесинячихинского завода.

В первой половине XVIII века, но и во второй половине XVIII века и первой половине XIX века, до внедрения машинной индустрии, из-за недостатка воды в прудах, прорывов плотин вешними водами, отсутствия не подвезенных вовремя руды или древесного угля и т. п., металлургические заводы ежегодно бездействовали от двух-трех до шести и более месяцев.

Наиболее интенсивно заводы действовали весной, во время таяния снегов, и осенью, после продолжительных дождей, когда в заводских прудах скапливалось много воды. Зимой или в засушливую погоду летом, когда пруды мелели, производство приходилось сокращать. Неравномерный, неритмичный, сезонный характер заводского производства самым непосредственным образом сказывался на организации труда и социальной структуре рабочих кадров тогдашней уральской металлургии. Рубка дров осуществлялась весной и в начале лета – с конца апреля - начала мая до конца июня, углежжение выполнялось осенью и в начале зимы – в октябре - декабре. Большая часть заводских грузов – чугун, древесный уголь, готовые изделия – перевозилась гужевым транспортом зимой, по санному пути, в период с ноября - декабря по февраль - март. Летом, по сложившейся традиции, все металлургические заводы останавливались на срок до 2 месяцев на так называемую «страду», во время которой рабочие занимались заготовкой сена для своего домашнего скота и припасов на зиму, а на заводах производился ремонт машин и механизмов.

Нижнесинячинская школа

Конец XVIII века на уральских заводах ознаменовался «революцией в дутье». Вместо устаревших, малопроизводительных и очень громоздких деревянных клинчатых мехов, имевших длину в 10 аршин (7,1 м), ширину 2,75 (1,95 м) и высоту 2 аршина 1 вершок (1,47 м), на заводах повсеместно стали внедряться компактные, более совершенные и более производительные цилиндрические (чугунные или деревянные) мехи.

Первые цилиндрические воздуходувки появились в 90-х годах XVIII века, а уже в первые годы XIX века из 33 доменных заводов, обследованных пермским берг-инспектором П. Е. Томиловым в 1807 - 1809 годах, старые клинчатые мехи сохранились лишь на 9 заводах, на всех остальных были уже поставлены цилиндрические (поршневые) установки. Внедрение цилиндрических воздуходувок, более сильного дутья (до 12 вдуваний в минуту вместо 2 - 3) позволило значительно увеличить производительность домен, сократить до 20% расход древесного угля. Вместо двух выпусков из домны в сутки большие уральские домны с введением новых воздуходувок стали производить четыре выпуска, их суточная производительность доходила до 900 - 1200 пуд.

Дом на улице Балакинской

В 1807 году, по описанию берг-инспектора Томилова, при заводе имелась плотина, сверху укрепленная деревянными свинками, снизу обложенная бутовыми камнями. Плотина имела длину 55 саженей (117,2 метра), ширину внизу 25 саженей (53,3 метра), ширину вверху – 14 саженей (29,8 метра), высота – 10 аршин (7,1 метр). Воды в заводском пруду скапливалось до 7,7 аршин (5,3 метра).

При плотине находилось две кричные фабрики. В первой фабрике размещались 6 кричных горнов, 6 кричных молотов, 1 горн для изготовления уклада, 1 горн для ремонта молотов, деревянные меха с 8 цилиндрами. Во второй фабрике имелись 8 кричных горнов, 8 кричных молотов, деревянные меха с 8 цилиндрами. На одном молоте, который производил железо, работали 2 мастера, 2-е подмастерьев, 2-е работников.

В самом селе Нижняя Синячиха на момент 1807 года не было ни госпиталя, поэтому больные лежали по домам без всякого медицинского ухода, ни училища, ни богадельни.

По данным ревизских сказок за 1811 год в Нижней Синячихе проживало 479 мастеровых крестьян мужского пола, 497 женского. Вечнообязанных было 9 человек, из них 3 мужчин и 6 женщин, крепостных крестьян было 6 человек.
Нижнесинячихинский завод действовал до 1828 года. Позже на территории завода была построена мукомольная мельница, а ныне существует музей-заповедник деревянного зодчества и народного искусства, открытый в 1978 году. От старого Нижнесинячихинского завода сохранились плотина и пруд.

Адрес: Свердловская область, Алапаевский район, село Нижняя Синячиха. Координаты: 57.952172, 61.769381скачать dle 12.1



  • Не нравится
  • +4
  • Нравится

Похожие публикации
У данной публикации еще нет комментариев. Хотите начать обсуждение?

Имя:*
E-Mail:
Введите код: *
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив


Архив сайта
Март 2024 (40)
Февраль 2024 (36)
Январь 2024 (38)
Декабрь 2023 (29)
Ноябрь 2023 (20)
Октябрь 2023 (33)
Календарь
«    Март 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Реклама
Карта Яндекс
Счетчики
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru
При использовании материалов ссылка на источник обязательна. Спасибо за понимание.