Мост через Парфеновскую старицу
Опубликовал: lomsecret, 27-02-2014, 12:12, Маршруты путешествий, 4 216, 0
Мост через старицу (13 февраля 2014 г.)
Улица Щербакова проложена по построенной в 1911 году Парфеновской дамбе. Эта улица - транспортная ось Заречья и Парфеновской части Тюмени. На северо-восточной окраине города она переходит в Велижанский тракт, который ведет к реке Тавде.
Начальный участок современной улицы Щербакова виден уже на первом плане регулярной застройки Тюмени, созданном в 1765 году по указанию губернатора Д.И. Чичерина.
Заречье в то время было небольшим - три узких улицы пролегали вдоль берега Туры на прирусловом валу - самом высоком месте туринской поймы, которое редко или совсем ненадолго заливалось в половодье.
Дальше в направлении к деревне Парфеновой, построенной в конце XVII века, простирались пойменные озера, болота, заросшие ивняком, и открытые луговины. Улица начиналась в том месте берега, где располагался паромный причал (сейчас - парк 65- летия Победы), а позже наплавной мост через Туру. В середине дня его разводили для пропуска плотов и судов по реке. Прямой дороги через пойму к деревне Парфеновой не было ни в XVII, ни в XVIII, ни даже в XIX веках из-за сильной заболоченности поймы.
В Парфенову ездили вдоль берега Туры влево от причала, если смотреть со стороны города, в деревню Мысовскую - современный Мыс - ездили вдоль берега Туры вправо от причала, примерно до современного моста в створе улицы Мельникайте, а там через пойму к Мысовскому бору.
Некоторые озера в пойме были отравлены жидкими ядовитыми отходами овчинного и кожевенного производства зареченских заводов. В конце XIX века тюменским улицам стали давать названия, и короткую улочку, идущую от наплавного моста и пересекающую три продольных улицы - Большую и Малую Береговую и Заречную, назвали Мостовой.
Таковой она была до 1966 года – «Парфеновская дамба». В 1911 году переселенческое управление решило проложить прямую дорогу из Тюмени до сел Велижанского (теперь Велижаны) и Тавдинского (п. Нижняя Тавда) напрямик через Тарманские болота, где прежде ездили только зимой по зимнику, а летом объезжали через село Салаирское.
Стройку начали от наплавного моста на Туре и в 1911-1912 гг. построили прямую дорогу через пойменные болота Парфеновой, дорога-дамба поднималась на высоту полутора метров, гребень ее не заливался речными водами.
Чтобы дамба не мешала прохождению весеннего половодья и не повышала уровень воды в пойме, в ней было сделано три моста длиной 22, 39 и 100 метров.
Дорога-дамба поднималась на полтора метра над поймой, ее даже не залило высокое наводнение 1914 г. Самый длинный мост на дамбе был через Парфеновскую старицу, он существует и теперь, но уже не деревянный, а железобетонный. Остальные два моста убраны при ремонте в 1950-е годы. Дамба была глинистой, тело ее в непогоду размокало, улица становилась непроезжей. В сумме длина мостов составляла 161 метр и равнялась ширине русла поймы Туры в городе, то есть для пропуска полых вод было два русла, этого было достаточно, чтобы и дамбу не снесло, и не затапливало дома сверх обычного.
В сентябре 1937 г. газета «Красное знамя» писала: «До сих пор Мостовая улица в осеннюю пору превращалась в болото. Сейчас на протяжении 260 погонных метров улицы в пределах двух ближних к мосту кварталов уложен бревенчатый настил, покрытый стойкой к непогоде смесью щебня и песка». Дальше, конечно, все осталось без изменений.
В 1953 г. мостодорожная станция № 46 на всем протяжении улицы Мостовой уложила камень, и получилась распространенная в те годы булыжная мостовая. Была такая мостовая и на Республики в свое время. В самом начале ул. Щербакова, у перекрестка с ул. Береговой, летом виден кусок булыжной улицы, где откололся асфальт.
В годы Великой Отечественной войны на Мостовой построили лежневую колейную дорогу- на деревянные шпалы, уложенные через 60-70 см поперек дороги, были прибиты толстые деревянные же плахи там, где катились колеса автомобилей, вывозивших из южнотавдинских лесов бревна.
Дорогу можно было использовать в любую погоду, на ней не было ухабов и колдобин, меньше изнашивались автомобили. Через несколько километров устроили разъезды, чтобы пропустить встречный поток порожних автомобилей. Тут стояли «махальщики» с флажками, регулируя движение колонн. Эта дорога продолжалась до поселка Караганда (30 км от города), где бревна грузили в автомобили.
За прошедшее столетие дамба осела, почти сравнялась с окружающим рельефом, но все же выше него. Когда в 1979 г. случилось небывало высокое половодье, то вода дошла до уровня заасфальтированной улицы и тонким слоем переливалась через нее в районе первого и второго Заречных микрорайонов (первый из них тогда только начал застраиваться).
Прислали экскаватор и начали грузить грунт (песок с глиной) в машины для отсыпки дамбы (вал в Заречной части) и брали грунт рядом с парфеновским кладбищем, затем начали забор грунта прямо по захоронениям пленных немцев.
Парфеновская старица (13 февраля 2014 г.)
Теперь улица Щербакова - одна из трех главных магистралей Заречья. Она выводит транспорт прямо на Велижанский тракт, ведущий в Нижнетавдинский район, где автодорогу продолжают строить к реке Конде.
В те годы еще не планировалась намывка песка и строительство Заречных микрорайонов, поэтому широкий мост мог пропустить через пойму в весеннее половодье столько же воды, сколько и основное русло Туры. Таким путем устранялся весенний подъем воды возле улицы Щербакова, которая перегораживала пойму как дамба.
Однако строительство подъездов к совмещенному мосту в 1967 г. а потом к мосту в створе улицы Профсоюзной в 1983-1987 гг. нарушило движение паводковых вод по пойме Туры. Строительство Заречных микрорайонов сделало пойму незатопляемой, что вызывает ежегодное весеннее беспокойство властей и жителей Заречья- зальет эту территорию или беда пройдет мимо?