Топ-100

Ишим военный: решение топливной проблемы

Опубликовал: alisa, 27-11-2017, 15:05, Путешествие в историю, 893, 0

Обеспеченность топливом учреждений и жителей города Ишима до войны и в военные годы занималось учреждение, называемое Ишимский гортоп.

Поскольку централизованного отопления на тот момент еще не было, обеспечение запасом топлива своего дома либо квартиры являлось личной задачей практически каждого ишимца. Топливо либо получали от тех организаций, в которых работали, либо покупали, либо заготовляли самостоятельно; особые категории граждан (семьи военнослужащих) получали его от государства. Топливо было привозным (каменный уголь, добытый в Кузбассе и доставленный по железной дороге) и местным (дрова и торф, которые заготовлялись непосредственно в Ишимском районе).

До войны в город ежегодно привозили угля 10-15 тысяч тонн, двор заготавливали 40-50 тысяч кубометров, торфа добывали около 13-15 тысяч тонн.

Наиболее качественным был каменный уголь. Но его добыча к концу 1941 года резко сократилась из-за потери Донбасса, который давал до 50% угля. По все стране развернулась его экономия.

К этому тяжелому в истории Родины периоду Ишимский гортоп подошел, имея серьезные проблемы. Во-первых, сырьевая – еще в мае 1940 года было отмечено, что практически «лесные массивы Ишимского района вырублены». Во-вторых, организационная – «бараки в лесу для жилья рабочих не построены, автопарк не используется – горючего нет. Не хватает пил и топоров. Огромная текучесть рабочей силы». При этом с начала войны в город стали прибывать тысячи эвакуированных, были развернуты госпитали, размещены предприятия из европейской части страны.

Гортоп же в этих условиях, как показала финансовая ревизия, погряз в «растратах, хищениях и злоупотреблениях», которые покрывались областными начальниками – «растратчики переводились в другие места, чем усугубилось еще худшее положение ишимского гортопа». В декабре 1941 года, когда выяснилось, что вместо убытков на балансе была указана прибыль, дело передали в Омскую областную прокуратуру. Состояние гортопа было оценено как катастрофическое.

Проблему заготовки двор пытались решить принудительной мобилизацией работников учреждений и предприятий города. Так, в феврале 1942 года было мобилизовано 500 человек, по очередности по 160-170 человек, на 15 дней работы для каждой смены. А летом 1942 года впервые произошло привлечение к заготовке топлива и школьников старших классов (100 человек на дровозаготовки и 50 на торфозаготовки); бригадирами становились учителя. Гортоп обеспечивал их инструментом, жильем и питанием.

Нормой выработки для учащихся на дровозаготовках было установлено 50 кубометров на смену в 25 рабочих дней. Выполнившим эту норму гортоп отпускал в качестве поощрения по 4 кубометра со склада в Ишиме. Учащимся на торфозаготовках при выполнении нормы отпускали по 3 тонны торфа на каждого.

Г.П. Кузурманов вспоминал, что «торф добывали недалеко от города, рядом с озером, место назвали Камчатка. Сначала убирали слой травы над торфяником и рыхлый верхний слой. После один человек большой прямоугольной лопатой нарезал торф на кирпичи, другой их поднимал, третий раскладывал на траве. Тысячи таких кусков надо было еще все перевернуть, а потом складывать в штабеля. Мы часто видели, как «артспецы» (курсанты эвакуированной в Ишим 5-й артспецшколы) по 6-8 человек впрягались в конские сани и везли этот торф к себе в расположение».

Для вывозки дров привлекалось 5 машин городского автоуправления, 50 подвод и весь наличный транспорт гортопа. Дрова вывозились к железнодорожной линии, перегружали на платформы и везли в Ишим, где снова перегружали и развозили по организациям.
Еще в 1940 году в целях экономии дров горсовет рассматривал вариант перевода ряда организаций на торф. В военное время на отопление торфом перевели даже горэлектростанцию, переоборудовав для этого топку парового котла. Экономия получилась внушительная – от 7 до 14 тысяч кубометров дров в год.

Летом 1942 года горсовет принял решение постепенно вырубать на дрова Мещанскую рощу – массив березового леса на юго-западной окраине Ишима, занимавший тогда десятки гектаров. До войны роща была излюбленным местом отдыха ишимцев.
Г.П. Кузурманов так описывал это место: «Еще в 1930-е годы, в пору моего детства, мы собирали на поляне у Мещанской рощи землянику, примерно в районы нынешней школы № 2. Дальше рос крепкий березовый лес с густым подлеском – мощные высокие прямые деревья в обхват. Он тянулся от этого места до Красного Яра, в ширину – от реки Ишим до реки Мергенька. В роще были видны углубления в земле в виде окопов, вырытые, скорее всего, во время Гражданской войны…».

Получив от облисполкома положительный ответ, горсовет в августе 1942 года принимает решение «рощу вывалить, около 3000 кубометров, лес в основном 30-летнего возраста, высыхающий и ценности для города не представляет, как строительный материал также неполноценный». Поскольку роща была ближайшим к городу лесным массивом, а транспорта не хватало, она была уничтожена практически за одну зиму.

Широко практиковалось на протяжении военных лет привлечение в приказном порядке одних организаций для оказания помощи в вывозке дров другим. Например, 2 ноября 1942 года горсовет решил обязать «Омторг, Военторг и гарнизон оказать помощь артели Коминтерн в вывозке дров, муки для пекарни с целью освобождения транспорта артели для вывоза дров (1000 кубометров)». Тогда же решили «4 октября текущего года организовать воскресник по вывозке дров для школ, лечебных и детских учреждений».

Важным инструментом для мобилизации трудящихся на дровозаготовки явилось постановление СНК СССР от 10.08.1942 г. № 1353 «О порядке привлечения граждан к трудовой повинности в военное время».

Первый раз горсовет прибегнул к нему 14 ноября 1942 года, решив «мобилизовать на дровозаготовки для нужд социально-бытовых, культурных учреждений 30 человек в распоряжение гортопа на 2 месяца в порядке трудовой повинности». Через три дня это количество увеличили до 78 человек от 56 предприятий города. Особо оговаривается, чтобы предприятия при этом обеспечивали их теплой одеждой и обувью, инструментом и питанием. Данная мера будет применяться на протяжении всей войны.

Транспортные возможности Ишимского гортопа во время дровозаготовительного сезона 1942-1943 года были гораздо ниже, чем в предыдущий год: из трех автомобилей все три неисправны, многие лошади заболели чесоткой, здоровых осталось только 12. Поэтому из ишимской конторы «Заготскот» было выделено в качестве тягловой силы 30 быков на зимний период сроком на 4 месяца. Также обком партии и облсовет обязали председателей колхозов выделить ишимского гортопу 303 лошади и 520 человек для заготовки и вывозки дров. Председатели, дабы не срывать свои трудовые планы в условиях недостатка рабочих рук и тягловой силы, пытались уклониться от этой обязанности. В итоге горсовет закрепил каждый из выделенных колхозов для вывозки дров за конкретными организациями, от которых посылался уполномоченный, и даже потребовал от райсовета за срыв дровозаготовок привлечь к ответственности четырех председателей колхозов.

Итак, используя административные рычаги, мобилизуя трудящихся города на заготовки и вывоз топлива, регулярно привлекая работников колхозов, переведя ряд предприятий на торф, горсовет смог не допустить кризисной ситуации в отопительный сезон 1942-1943 гг. Но с 1942 года проблема топлива ставится одной из самых актуальных, она упоминается практически на каждом заседании. Самой распространенной была ситуация: одной организации или предприятию из-за отсутствия топлива угрожает остановка работы (либо уже произошла), поэтому транспорт нескольких других срочно мобилизуется для подвоза ей необходимого количества топлива.

К концу 1943 года лесные массивы в Ишимском районе были настолько истощены, что горсовет признал невозможным обеспечить дровами город в 1944 г. Поэтому крупные топливозаготовители теперь переключались на соседний Казанский район. Все кадры и ценности Ишимского леспромхоза передавались Казанскому, который обязан был проводить заготовку древесины и сплав ее по реке Ишим для обеспечения города.

План дровозаготовок гортопа, которому оставили деляны в Ишимском районе для обеспечения социально-бытовых учреждений города, на весь 1944 год теперь составлял 1000 кубометров. Но заготовить их стало еще труднее ввиду разбросанности большого числа мелких делян, из-за чего возросли трудности вывоза заготовленного ранее топлива: «из-за отсутствия транспорта дрова не вывозятся с места заготовки по 2-3 года и гниют».

Проблему дефицита топлива усиливала военная мобилизация мужчин, так как заготовка дров проводилась вручную. Дрова можно было и купить, но в условиях высокого спроса на них существенно поднялась цена. Соответственно, число граждан, обреченных на существование в полуотапливаемых помещениях, существенно возросло. Неудивительно, что с наступлением первых морозов в качестве дров использовалось практически все, что могло гореть.

Так, уже 27 ноября 1942 года на заседании горсовета прозвучала критика в адрес городской милиции: «Слабо ведется борьба городской милиции за сохранение тротуаров, мостов, заборов и даже построек, не законченных строительством. ( В ночь на 8 ноября был снят венец и срезаны стойки строящегося каркасного барака и изрезаны на дрова работниками 5-й спецшколы, госпиталя и частных лиц). Расхитители государственной собственности были пойманы и дело передано в милицию, но до сих пор ни один расхититель госсобственности не привлечен к уголовной ответственности».

Доходило до крайности: соседка начальника городской милиции разобрала у него забор, но по неуказанной причине он не стал привлекать ее к ответственности. Та же 5-я артспецшкола была обязана восстановить деревянный тротуар, разобранный на дрова ее курсантами. Вопросы об использовании общественной собственности в качестве дров жителями города поднимался на заседаниях горсовета ежегодно, с той лишь разницей, что в 1945 году там помимо заборов и построек были упомянуты еще и нижние ветви деревьев, произрастающих в общественных местах.

Если горожанам и выписывали деляны, то на относительно большом расстоянии от города, ввиду отсутствия близлежащих лесов. Появлялась проблема вывоза дров. Бывало, что на свой риск и страх использовали служебный транспорт. Г.Ф. Дедюхин, работавший подростком в ишимском отделении связи вспоминал: «Деляну мы выписывали в Плешково (14 км от Ишима). Дрова я привозил на связных лошадях, иногда и нанимался». Некоторые организации города выдавали дрова своим работникам. Г.П. Кузурманов вспоминал: «Мама работала главным бухгалтером в райпотребсоюзе. Ей ежегодно выдавали дрова – березовые чурки метровой длины. На лошадях привозили, и уже дома мы вместе с ней пилили их и кололи». Огромное преимущество имели железнодорожники: у каждого из них была топливная книжка, по которой полагалась выдача дров.

Труднее всего приходилось семьям военнослужащих. Их обязаны были снабжать топливом те организации, в которых работали их кормильцы до войны, и поскольку в каждой из них ситуация с топливом была разная, то иногда семьи получали дрова малыми партиями и после многочисленных обращений и жалоб. Например 25 января 1943 года на заседании горсовета обсуждалась такая проблема: «На мельзаводе семья фронтовика Третьякова живет в сыром подвале, не пригодном к жилью. Мельзавод оказал помощь только одним кубометром дров». А вот другой пример – начальник вагоноремонтного парка «т. Лосев чутко и отзывчиво относится к нуждам 112 фронтовиков…».

Чтобы уменьшить количество сжигаемого топлива, много ишимцы прибегали к хорошо известному, но опасному способу – закрывать на ночь печные заслонки. Он позволял сохранить тепло в доме площадью 16-20 кв. метров до самого утра, используя до десяти березовых поленьев. В военные годы такая практика стала повсеместной, и увеличилось число людей, отравившихся угарным газом. Статистику таких случаев никто не вел, но практически все, кто в годы войны проживал в Ишиме, вспоминают, что среди родственников, знакомых, соседей были такие отравления.

«Зимой часто закрывали дымоход, из-за этого однажды угорели. Я вышел из дома и сунул голову в снег, потом мне в уши вставили по луковице и сказали держать, чтобы боль прошла. Помогло», - вспоминал А.П. Пятанов.
Ввиду отсутствия мастеров, ушедших на фронт, возросло и количество неисправных печей, что приводило к учащению пожаров. Кроме этого, многие горожане покупали или изготавливали самодеятельно (подчас с нарушением норм безопасности) железные печи, которые очень быстро нагревались и требовали мало дров.

Г.Д. Дедюхин вспоминал: «У нас была русская печка, но чтобы ее протопить, много дров уходило, поэтому чаще топили маленькую железную «буржуйку», резали картошку на дольки и жарили прямо на ней». Сильный теплообмен «буржуйки» с деревянными стенами помещениями иногда становился причиной пожара.

Уже 22 мая 1942 года были приняты специальные меры по противопожарной безопасности. Впервые оборудовались пирсы на реках Ишим и Мергень. Также было решено «предложить начальнику горкомхоза организовать при ГЖУ трубочистно-печной отряд по очистке дымоходов на заводах, в учреждениях и среди жилого сектора г. Ишима, для этой работы завести домовые книги». Спустя два года появились более детальные требования: «… чистить дымоходы не реже 1 раза в 3 месяца, перед печами иметь железный лист 50 на 70. Железные печи разрешается ставить только с разрешения пожарной охраны. Всем домовладельцам обеспечить на чердаки свободный доступ». Кроме этого, организациям, имеющим лошадей и другой скот, было запрещено завозить сено до 15 октября. Также с случае движения пожарного обоза к источнику возгорания все водители были обязаны уступать ему дорогу. Наконец, впервые в истории Ишима запретили разжигать огонь керосином, бензином и денатуратом. Все эти меры улучшили противопожарную безопасность в городе.

В целом же катастрофической ситуации с топливом в частном секторе в годы войны не возникло – не было зафиксировано ни одного случая гибели от переохлаждения ишимцев в собственном доме.

По материалам статьи: К.С. Иванов «Повседневная жизнь ишимцев в году Великой Отечественной войны». «Коркина слобода», Краеведческий альманах Российского Приишимья. Выпуск 13, стр. 51
скачать dle 12.1



  • Не нравится
  • +3
  • Нравится

Похожие публикации
У данной публикации еще нет комментариев. Хотите начать обсуждение?

Имя:*
E-Mail:
Введите код: *
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив


Архив сайта
Март 2024 (41)
Февраль 2024 (36)
Январь 2024 (38)
Декабрь 2023 (29)
Ноябрь 2023 (20)
Октябрь 2023 (33)
Календарь
«    Март 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Реклама
Карта Яндекс
Счетчики
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru
При использовании материалов ссылка на источник обязательна. Спасибо за понимание.