"Ангара" - пароход, ледокол, филиал музея

Опубликовал: lomsecret, 26-11-2017, 17:42, Путешествие в историю, 379, 0
"Ангара" - пароход, ледокол, филиал музея

К 15 июля 1899 года по железной дороге из Ревеля на Байкал были доставлены части ледокола. 18 июля, на том же стапеле на котором строили паром-ледокол «Байкал» приступили к сборке вспомогательного ледокола. 4 августа 1899 г. распоряжением министра путей сообщения этот ледокол получил имя «Ангара». Работы по сборке велись в высоком темпе.

Сборка производилась теми же методами, которыми собирали паром. В среднем ежедневно было задействовано 290 опытных рабочих.

25 июля 1900 года ледокол был спущен на воду и через неделю, осуществляя еще пробные рейсы, уже включился в работу переправы.

Заказчиком судна выступал Комитет по постройке Сибирской железной дороги, который за два года до этого приобрел у «Армстронга» паром-ледокол «Байкал». Оба судна предназначались для обеспечения Байкальской железнодорожной переправы, как временная мера до постройки путей вокруг озера. Ледокол «Ангара» предназначался для прокладки пути во льдах для парома «Байкал», который не мог безопасно для груза преодолевать льды толщиной свыше 70 см. До постройки Кругобайкальской железной дороги (КБЖД) в 1906 году связка «Ангара» — «Байкал» совершала регулярные рейсы через Байкал. После этого, из-за нехватки средств на содержание двух ледоколов, судно было поставлено на консервацию и десять лет находилось в бездействии.

В 1916 году ледокол вновь вышел в плаванье в связи с оживлением движения на КБЖД. После Октябрьской революции 1917 года пароход был национализирован и переоборудован для пассажирских перевозок. С началом Гражданской войны судно было вооружено двумя 6-дюймовыми орудиями и четырьмя пулеметами и стало совершать рейды по уничтожению чехословацких войск на побережье Байкала. Осенью 1918 года, в связи с переходом власти в руки белых, «Ангара» вернулась под управление Байкальской железнодорожной переправы и была разоружена.

6 января 1920 года, во время бегства белых, на борту «Ангары» произошло массовое убийство 31 заложника из тюрьмы города Иркутска. По распоряжению подполковника А. И. Сипайло и начальника гарнизона станции Байкал штабс-капитана Годлевского арестованных раздели до нижнего белья и по одному выводили на палубу. Казак Лукин сзади ударял пленного по голове деревянной колотушкой, служащей для околки льда. Оглушенную жертву сбрасывали за борт. Убитые были сторонниками Политцентра, противостоявшего правительству Колчака. В их числе оказались видные эсеровские деятели Б.Д. Марков, П.Я. Михайлов, Н.П. Петров, Я.Ф. Терещенко, М.П. Храбров и Я.Я. Аунен. Среди погибших был отец историка А.П. Окладникова П.С. Окладников, служивший в Иркутске прапорщиком 56-го Сибирского стрелкового полка.

В мае, когда на Байкал вернулись красные, «Ангара» вошла в состав Байкальского отряда судов для борьбы с колчаковскими и каппелевскими отрядами. Ледокол входил в состав отряда до октября 1922 года.

25 декабря 1929 года ледокол потерпел крушение на обратном пути из Курбуликского залива и едва не затонул. В 1931—1932 годах, в связи с полученными повреждениями, судно прошло капитальный ремонт. Второй капитальный ремонт «Ангара» должна была пройти в июне 1941 года, который был отложен в связи с началом Великой Отечественной войны. Во время войны ледокол перевозил баржи с рыбой и ходил до 1949 года, когда был поставлен на второй капитальный ремонт.

Из-за осложнений с использованием старого стапеля, «Ангара» смогла выйти в плаванье только в июле 1960 года. Однако уже спустя два года, зимой 1962 года, пароход был исключен из состава флота в связи с износом оборудования. До 1967 года судно находилось в отстое, позднее оно было переведено в Иркутское водохранилище, где использовалось местным отделением ДОСААФ. В 1975 году общество отказалось от ледокола, и он должен был быть разрезан на металл, но про него забыли и «Ангара» долгое время простояла в одном из заливов Иркутского водохранилища.

В 1979 году судно было отбуксировано к Иркутской ГЭС в черту города Иркутска с целью организации на нем филиала областного краеведческого музея. Но, будучи на приколе в микрорайоне Солнечный, в 1983 году, в результате поджога, почти полностью выгорело и находилось в полузатопленном состоянии до 1987 года, когда по инициативе Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПИиК) было принято решение о реставрации парохода и превращения его в музей. Работы продолжались три года и 5 ноября 1990 года «Ангара» была поставлена на вечную стоянку на Иркутском водохранилище, напротив иркутского микрорайона Солнечный.

30 марта 1991 года состоялось торжественное открытие музея «Ледокол «Ангара». Были представлены — экспозиция Иркутского областного краеведческого музея по теме «История судоходства на озере Байкал», и экспозиция «Музей сибирской фотографии» И.И. Козлова.

В 1993 году культурно-экологический центр свою деятельность прекратил. Ушел с ледокола «Музей сибирской фотографии» т.к. не смог заплатить арендную плату Иркутскому отделению ВООПИК, владельцу ледокола. Экспозиция Иркутского областного краеведческого музея по распоряжению ВООПИК была перенесена с носовой части ледокола на корму. Четыре зала в носовой части, кают-компанию и капитанскую рубку ВООПИК сдал в аренду, чтобы иметь средства на содержание ледокола и вахтенной команды.

С 1993 по 1997 год освободившиеся помещения арендовала редакция газеты «Номер 1», которая полностью оплачивала содержание ледокола.

С сентября 1997 года большую часть арендной платы, на которую содержалась вахтенная команда и экспозиция, оплачивал Иркутский областной краеведческий музей. В 2002 г. Иркутский областной краеведческий музей расторг договор с ВООПИК и вывез свои экспонаты с ледокола «Ангара». В 2015 году ледокол был возращен в собственность Иркутской области.

Сегодня «Ангара» (отдел иркутского областного краеведческого музея) — оставшаяся частичка живой истории, работавшей на озере Байкал железнодорожной паромной переправы, в которую входил кроме него паром-ледокол «Байкал.

Паром-ледокол «Байкал» мог перевозить в ледовой обстановке 25 вагонов, паровоз и до 250 пассажиров, а ледокол «Ангара» — багаж 10 вагонов и 160 пассажиров. Ледоколы опосредованно стали героями Русско-Японской войны 1904 – 1905 годов: на них одновременно через Байкал перевозилось до 3500 человек пехоты. Ледокол «Ангара» работает как музей.

Здесь в рабочем состоянии сохранился двигатель и машинное отделение ледокола, развернута выставка «По волнам славного моря Байкал», освещающая вехи освоения Байкала. В каюте 1-го класса для посетителей демонстрируются фильмы о ледоколах.

Адрес: Иркутская область, г. Иркутск, проспект Жукова, 36А/1. Координаты: 52.250145, 104.343875
скачать dle 12.1



Похожие публикации
У данной публикации еще нет комментариев. Хотите начать обсуждение?

Имя:*
E-Mail:
Введите код: *
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив


Архив сайта
Ноябрь 2019 (37)
Октябрь 2019 (65)
Сентябрь 2019 (46)
Август 2019 (50)
Июль 2019 (71)
Июнь 2019 (34)
Календарь
«    Ноябрь 2019    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 
Реклама
Карта Wikimapia
Счетчики
Яндекс.Метрика
При использовании материалов ссылка на источник обязательна. Спасибо за понимание.