шаблоны для dle, uaBIG.com - инструменты для вашего сайта
Форма входа
Логин:
Пароль:
Забыли пароль?
» Путешествие в историю » Таганрогский морской порт - основан Петром I

Таганрогский морской порт - основан Петром I

Автор: zampolit
20-11-2017, 19:17
Таганрогский морской порт - основан Петром I

Сегодня он носит название - Акционерное общество «Таганрогский морской торговый порт». Это порт в городе Таганроге Ростовской области, который был основан Петром Великим в 1698 году как военная крепость.

В июле 1696 года после взятия русскими войсками турецкой крепости Азов, царь Петр I отправился в Азовское море, чтобы выбрать место для устройства гавани и крепости. Изучив побережье от реки Самбек до реки Миус, Петр остановил свой выбор на старой Турецкой бухте у мыса Таган-Рог. Для царя-реформатора Азовское море стало долгожданным выходом на широкие водные просторы, а мыс Таганий Рог - наилучшим местом для первой российской военно-морской базы, призванной этот выход беречь и охранять. Именно здесь Петр решил строить гавань, а для ее защиты с берега - крепость, названную Троицкой.

12 сентября 1698 года Пушкарский приказ, по указанию Петра I, издал указ о строительстве нового города и сооружении гавани. Крепость, ставшая ядром города, получила название Троицкой на Таганьем Роге. Таганрог закладывался как крепость и база русского военного флота.

Османская империя, владевшая Азовом сотни лет, конечно же не хотела мириться с потерей северного Приазовья, и потому в прочность мирного договора с Турцией не слишком верили. Особо опасались ее вассала, крымского хана (земли за Миусским лиманом в документах того времени именуются Крымской стороной). С 1701 года на строительстве укреплений и портовых сооружений постоянно трудилось несколько тысяч человек: мобилизованные крестьяне, заключенные, пленные шведы, солдаты гарнизона.

Чтобы обезопасить гавань, кроме Троицкой крепости создавался мощный укрепленный район: весь Миусский полуостров отделили от материка непрерывным валом высотой в три метра и длиной около восьми километров. На концах этой линии возвели небольшие крепости - Павловскую у реки Миус (ее валы хорошо сохранились на окраине села Гаевка) и Черепахинскую на берегу моря (низовье балки Большая Черепаха, район современного Металлургического завода). При впадении Миусского лимана в море, у Беглицкой косы, построили Семеновскую крепость. В крепостях и укреплениях линии разместились гарнизоны, а по восточному берегу Миусского лимана, между Павловской и Семеновской крепостями, расселили 500 семей донских казаков, составивших Таганрогский казачий полк.

Все новые крепости были земляными. Такими их строили не только из-за спешности дела и отсутствия на месте прочного камня. Земляные укрепления хорошо выдерживали артиллерийский огонь: их нельзя разбить, а повреждения гарнизон мог быстро исправить. По гребню валов проходила невысокая, сложенная из камня «стена загрудного боя» - защитники стреляли из-за нее, прикрытые по грудь.
Однако главной огромной работой стало строительство гавани и охранявшего ее с моря форта «Черепашка». Петр писал: «Гавань это начало и конец флота, без ней, есть ли флот или нет его, - все равно».
Таганрогский морской порт - основан Петром I

Конструкция молов и фундамента форта, устроенного на отмели в двух километрах от берега, по тем временам была самой современной. Между рядами дубовых свай, вбитых в морское дно, закладывали деревянные ящики с камнями. Всего забили более 30000 свай и заложили более 50000 кубометров камня. Материалы подвозили на телегах и лодках, а все строительные и земляные работы выполняли вручную. Труд был в полном смысле слова каторжным. Ежегодно объемы только земляных работ составляли сотни тысяч кубометров грунта.
Один из главных организаторов строительства, итальянский капитан на русской службе, Матвей Симонт сообщал в Москву: «Летом прошлого 1705 года, сентября по 1 число, в Троицком гавана построена». Немецкий генерал Христофор Герман Манштейн в своих записках о России писал: «... Он (Петр) устроил на Азовском море в местности, именуемой Таганрог, прекрасную гавань, названную им Троица, в которой суда, пройдя без груза устьем Дона, под Азовом окончательно вооружались и могли стоять совершенно безопасно. Все, видевшие эту гавань, сознаются, что это одна из наилучших гаваней Европы».

Болевший за свое детище Петр I предостерегает губернатора И.А. Толстого: «Изволь в том, от чего, Боже сохрани, под нынешние часы, осторожность учинить, как в Азове, так и наипаче в Таган-Рогу, к обороне того места. Сам, Ваша милость, сведом, каково туркам Таганрог».

Зимой и весной 1709 года царь находился на юге, в Воронеже, Азове и Таганроге, которые укреплялись на случай нападения турок и крымцев. Перед своим выездом из Таганрога к Полтаве, где назревала решающая битва со шведами, Петр писал А. Д. Меншикову: «Сие место, которое перед десятью летами пустое поле видели (о чем сам сведом), ныне с помощью Божьей изрядный город, купно с гаванью, обрели, и хотя, где долго хозяин не был, и не все исправно, однако ж есть что посмотреть». В честь окончания строительства гавани, верфи и города, подчеркивая особые заслуги Матвея Симонта, Петр 23 мая 1709 года приказал адмиралу Ф.М. Апраксину изготовить памятную медаль: «Изволь приказать сделать Матвею Симонтову монету золотую с каменьями ценою в ста три, и на одной стороне чтобы была наша персона, а на другой - гаван здешний и подпись тут, что дана ему за труды гавана».

Построив Таганрог, Россия получила водную дорогу на кубанский берег Азовского моря, крепкую опору в борьбе с Крымским ханством, много веков тревожившим Россию с юга, и перспективу в черноморской и средиземноморской торговле. На таганрогской верфи строились корабли. Помимо того воронежские, хоперские и донские верфи поставляли в Таганрог корпуса, которые здесь достраивались, оснащались и вооружались. Затем корабли, укомплектованные командами, несли боевую службу.

В разные периоды создания Азовской флотилии, строительства гаваней и крепостей здесь служили адмиралы Ф.Я. Лефорт, Ф.М. Апраксин, П.П. Бредаль, Ф.А.Головин, Ф.А. Клокачев, А.Н. Сенявин, К.И. Крюйс, В.Я. Чичагов, Я.Ф. Сухотин, Д.Н. Сенявин, будущий командор Витус Беринг, будущий адмирал Ф.Ф. Ушаков, тысячи офицеров и матросов.

Победа под Полтавой показала, что стараниями царя и его народа Россия вышла в ряд самых могучих стран Европы. Однако Северная война (война со Швецией) на этом не закончилась. Вскоре оправдались тревоги и по поводу южного соседа. Подстрекаемая Англией, Францией и бежавшим в Стамбул шведским королем Карлом XII Турция 20 ноября 1710 года объявила России войну. Ситуация для страны сложилась тяжелая, предстояла борьба на два фронта с великими державами. Троицкая крепость была полностью готова к встрече с врагом, на ее валах и бастионах стояли 238 пушек, да еще более 100 пушек - на молах гавани и в форте «Черепашка». В Таганрогской гавани базировался сильный флот, основу которого составляли 70-пушечный «Спящий лев», 60-пушечные «Гото-Предестинация» и «Шпага», 50-пушечные «Геркулес», «Скорпион», «Ласка» и «Уния», 30-40-пушечные «Вилькельчаг», «Дельфин», «Еж», «Меркурий» и «Соединение».

В 1711 году турки направили в Азовское море флот, но все их морские и десантные операции оказались неудачными: русские превосходили противника силой и умением. К несчастью, решающие события этой войны произошли не здесь, а на берегах Дуная и Прута, куда двинулись две русские группировки под командованием царя и фельдмаршала Б.П. Шереметева. Валашский господарь переметнулся к туркам. Молдавский князь Кантемир не выполнил договоренности о подготовке запасов продовольствия и фуража (главным образом из-за нашествия саранчи, опустошившей край), и русские попали в отчаянное положение. Были допущены и военные просчеты. В конце концов, армия оказалась прижатой к реке Прут превосходящими силами врага. Как пишет историк С.М. Соловьев, против 38246 русских стояли 119 665 турок и 70000 крымцев. Тем не менее русские отбили штурм благодаря отличной стрельбе своих артиллеристов. И янычары, понеся большие потери, отказались продолжать атаки. Мужество россиян и неуверенность турок сделали свое дело: предложение русских о переговорах противник принял. В ход пошла дипломатия, и вместо безоговорочной капитуляции, которую вначале потребовал великий визирь, был подписан так называемый Прутский договор, по которому турки снабжали русских провизией и фуражом и те уходили.

Однако плата за такой исход оказалась чрезвычайно высокой. Пришлось отдать Азов, уничтожить флот, срыть все укрепления на берегах Азовского моря и платить крымцам ежегодную дань. Русские спасли свои жизни и честь, царь и царица избежали плена, как и высшие сановники империи, бывшие при армии, но многолетние труды и жертвы на Азовском море пошли прахом. Прутский поход в России назвали «прутской бедой». «Как не своею рукою пишу, - сообщал Петр Апраксину, - нужно турок удовлетворить... Таганрог разорить как можно шире, однако ж, не портя фундамента, ибо может Бог иначе совершит».
Таганрогский морской порт - основан Петром I

Гарнизон Троицкой крепости с пушками и припасами перевели в крепость около Черкасска (ныне - станица Старочеркасская), в Хоперскую, Тавровскую и Ново-Павловскую крепости. Теперь все усилия царь перенес на север, где строился Петербург, начало которому положила земляная Петропавловская крепость, построенная в 1703 году. С моря вход в Неву прикрывала также земляная крепость на острове Котлин (будущая Кронштадтская крепость) с выдвинутым в море глинобитным замком Кроншлот. В своих первоначальных вариантах эти знаменитые крепости по размерам и вооружению не превосходили Троицкую на мысу Таганский Рог.

Приазовье находилось под властью турок 24 года. Азов они старались укреплять, а Таганрог был заброшен. В ходе очередной войны в 1736 году после четырехмесячной осады русские снова овладели Азовом, заняли они и Таганрог. Сразу же началось восстановление крепости. Однако Россию и на этот раз подвел ее союзник - Австрия, заключившая с Турцией сепаратный мир. Хотя по договору 1742 года Азов, Таганрог и прилегающие территории навсегда отошли к России, все восстановленные укрепления опять пришлось срыть. Россия не имела права иметь на юге военный и коммерческий флот. Торговля на Черном и Азовском морях могла вестись исключительно на турецких судах. Таганрогу не повезло во второй раз.

И только после победоносной войны 1768-1774 годов русские войска вернулись на эту землю окончательно. Троицкую крепость быстро восстановили на старых фундаментах. От нее начал расти город (это наглядно демонстрирует план 1808 года). Гавань стала базой для создания Азовской флотилии. В соответствующем указе (ноябрь 1769 года) Екатерина II говорит: «Таганрогскую гавань отдаем мы совсем в ведомство вице-адмирала Сенявина с тем, чтобы оную поставить в такое состояние, чтоб она могла служить убежищем судам, так и для построения оных, а тем паче галер и других судов ... и чтоб в будущую кампанию 1770 года флотилия во оной уже зимовать могла ...»

В личном письме А. Н. Сенявину императрица уточняет задачи на 1770 год: «Главный предмет будущего года на Азовском море, кажется, быть должен для закрытия новозаведенных крепостей, чтоб сделать нападение на Керчь и Тамань и завладеть сими крепостями, чтобы через то получить зунд (пролив) Черного моря в свои руки и тогда нашим судам свободно будет крейсировать до самого Цареградского канала и до устья Дуная».
Таганрогский морской порт - основан Петром I

В конце апреля 1771 года А.Н. Сенявин сообщал президенту Адмиралтейской коллегии графу И. Г. Чернышеву: «При всей моей скуке и досаде, что флот еще не готов, Ваше сиятельство, вообразите мое удовольствие видеть с 87-футовой высоты стоящие перед гаванью суда под военным российским императорским флагом, чего со времени Петра Великого ... здесь не видали». А в конце мая 1771 года под командой Сенявина находился уже 21 корабль с 450 орудиями и 3300 членами экипажей. В июне Азовская флотилия поддерживала взятие Перекопа, крепостей Керчь и Еникале, отбивала попытки турецкого флота блокировать продвижение русских по восточному берегу Крыма и обеспечивала другие действия армии генерала В.И. Долгорукова.

Возрождение Таганрогской гавани, судостроительных доков и флота началось в период с 1769 по 1770 годы. На имевшемся старом фундаменте был возведен мол, и к 80-м годам XVIII века в связи с присоединением Крыма к России и с перемещением военных судов в Севастополь город Таганрог утратил значение крепости, став крупным торговым портом.

В том же году флотилия перебазировалась из Таганрога в Керчь. Строительство военных кораблей вскоре перенесли в Херсон, а Таганрог превратился в купеческий портовый город. В его истории был еще один эпизод, связанный с царской фамилией: в ноябре 1825 года от простуды (по другой версии - от менингита) в Таганроге скоропостижно умер русский император Александр I.

И кто не знает в России, что именно в Таганроге в 1860 году родился будущий великий писатель Антон Павлович Чехов. Здесь он провел свои детские и юношеские годы.

Через Таганрогский порт шла интенсивная торговля. На экспорт уходили зерно, икра, уральское железо, сибирские меха, кожи, лен и многое другое. Импортировались вина, фрукты, ткани, кофе. Наибольший объем товарооборота в то время приходился на Грецию, Италию, Францию, Великобританию, Турцию. Впервые иностранные суда пришли в Таганрог еще в сентябре 1699 года, но крупнейшим торговым портом Юга становится в начале XIX века.

Темпы торговли быстро нарастали. Так, например, в 1856 году в Таганрог пришло 2670 судов, в 1860 уже 3421 каботажное судно и больше половины судов отправлялись из Таганрога с хлебом. Город прочно удерживал позиции главного порта на юге Российской империи, превосходя по показателям грузооборота Одессу. В связи с ростом порта вскоре потребовалось увеличение числа причалов порта для обработки судов.

В 1876 году был построен Южный мол шириной 1,8 м и длиной 235 м. В этом же году было завершено строительство Северного мола длиной 381 м и шириной 12 м. В образовавшемся бассейне были возведены три причала.

Порт продолжал развиваться. Так как малые глубины при подходе судов к порту не позволяли судам грузоподъемностью свыше 1000 тонн заходить в гавань, был прорыт подходной канал к порту, по которому могли подходить суда с осадкой 3,2 м. (к 1971 году этот подходной канал был углублен до 5 м и продлен до 19 км).

В связи с развитием быстрыми темпами во второй половине XIX века железных дорог в России, снизилось количество грузоперевозок водного транспорта. Таганрог стал уступать по показателям в торговле Одессе и Ростову-на-Дону.

Однако ситуация изменилась в 1896 году в связи с началом строительства котельного и металлургического заводов, а также благодаря близости города к морскому порту и возможности морских перевозок по Азовскому и Черным морям, Таганрог в XX веке стал промышленным центром Приазовья. Обороты таганрогского порта заметно возросли, и он стал занимать второе место в России по экспорту и шестое место по импорту товаров.

В период с 1917 по 1920 годы, по причине революционных событий и последующей гражданской войны, неоднократной смены власти в городе, работа порта практически полностью была остановлена. Портовые постройки находились в руинах, а железная дорога была захламлена.

В 1920 году Таганрогский порт перестал быть международным, поскольку крупные суда уже не могли зайти в порт из-за того, что на канале и у причалов в морском порту не проводились дноуглубительные работы.

В 1923 году порт снова начал возрождаться. Начали работать портовые ремонтные мастерские, в которых ремонтировались суда Таганрогского и других портов Азовского моря.

В период Великой Отечественной войны город и морской порт Таганрог были захвачены немецкими войсками. Большая часть конструкций морского порта была разобрана и взорвана оккупантами, гидротехнические сооружения, склады, административно-служебные здания были разрушены.

Деятельность порта была возобновилась к 50-м годам XX столетия, в нем начался ремонт боевых судов.

Постепенно порт был оснащен различными средствами малой механизации, портальными кранами «Ганц» грузоподъемностью 5 тонн, «Альбатрос» грузоподъемностью 10-20 тонн. После строительства Волго-Донского судоходного канала грузооборот порта стал расти. В последующие 20 лет в порту было возведено четыре новых причала протяженностью от 155 до 220 метров.

Позже был построен новый пассажирский причал и Морской вокзал. Для размещения грузов построено три крытых склада площадью 5250 кв.м, для грузов открытого хранения построены складские площади 59000 кв.м

С распадом СССР в 1991 году разрушилась и единая прежде транспортная система. Крупнейшие Южные порты отошли к Украине и Грузии. В этой ситуации Таганрог был вновь открыт для захода иностранных судов. Заканчивается долгий период его изоляции от внешнего мира.

Сегодня Государству принадлежит 25,5 % акций Таганрогского порта, более 50 % — у владельца таганрогского АПК «Каравай плюс» Александра Денисова. Владельцем акций ТМТП Денисов стал в 2003, выкупив сначала за $7,5 млн 38,9 % акций порта у «Северстальтранса», а оставшиеся скупил небольшими пакетами у менеджеров и других миноритариев. В конце февраля 2006 года находящийся в федеральном розыске Денисов выставил свой пакет акций порта на продажу. Пакет купила компания UNIVERSAL CARGO LOGISTICS HOLDING B.V. близкая к структурам Владимира Лисина.
Таганрогский морской порт - основан Петром I

Порт обеспечивает круглогодичную навигацию за счет использования ледоколов. В порту имеется 7 грузовых причалов, общая протяженность причальной линии — 1143 м. Внутренняя акватория порта Таганрог ограничена Северным, Южным и Петровским молами и включает в себя три бассейна: Новый, Петровский и Ремонтная гавань. Внешняя акватория порта включает в себя Таганрогский подходной канал протяженностью 19 километров и пять мест рейдовых якорных стоянок. Проведенная в 2003—2004 годах реконструкция канала позволила довести проходные глубины судов, посещающих порт, до 4,7 м и принимать под обработку суда дедвейтом до 7000 т.

ТМТП принимает суда, курсирующие по Азовскому, Черному и Средиземному морям, а также суда типа река-море. Основные грузы Таганрогского морского торгового порта — металл и уголь. Также имеется контейнерный терминал.

Сегодня Таганрог успешно возрождает славу Южных торговых ворот России. Порт практически полностью ориентирован на внешнеэкономические операции. Его услугами пользуются крупнейшие российские экспортеры металла, угля, сельскохозяйственной продукции. Многие российские и зарубежные эксперты считают, что Таганрог способен стать «сердцем» глобальной транспортной системы, связывающей индустриальную Европу, Россию, Ближний Восток, страны Южной Азии и Северной Африки.

Комментарий: 0
|
Другие новости по теме:
Добавление комментария




Реклама
Календарь
«    Декабрь 2017    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Точное время
Карта
Найти рейсы
События
Счетчики
Яндекс.Метрика
Цены на топливо
Купить жилье