Топ-100

На берегу Азовского моря: три века истории Таганрогского морского порта

Опубликовал: alisa, 20-11-2017, 19:17, Путешествие в историю, 3 035, 0

Таганрогский морской порт (9 июля 2017 г.)

Таганрогский морской торговый порт: от военной крепости до современного транспортного узла

Таганрогский морской торговый порт — один из древнейших и наиболее значимых портов юга России. Его история насчитывает более трёх столетий, начиная с эпохи Петра Великого и заканчивая современными экономическими преобразованиями. Сегодня он известен как Акционерное общество «Таганрогский морской торговый порт» (ТМТП), но его путь к этому статусу был долгим и непростым.

Основание Таганрогского порта связано с именем Петра I, который в 1698 году приказал строить здесь крепость и гавань. Выбор места не был случайным: мыс Таган-Рог на берегу Азовского моря стал ключевым пунктом для обеспечения выхода России к морям и защиты новых территорий от Османской империи. Петр I лично принимал участие в планировании строительства, понимая стратегическую важность порта.

Крепость, получившая название Троицкая, стала ядром будущего города Таганрога. Порт должен был стать базой российского флота, а также местом строительства кораблей. Строительство проводилось в экстремальных условиях: трудились десятки тысяч людей — крестьяне, солдаты, пленные. Использовались передовые технологии того времени, такие как деревянные сваи и каменные ящики для укрепления молов и форта «Черепашка».

Несмотря на временные успехи, судьба порта была неоднозначной. После Прутского похода 1711 года Россия вынуждена была сдать Азов и разрушить Таганрогские укрепления. На целых 24 года порт оставался заброшенным, пока в середине XVIII века, после очередных побед над Турцией, город не начал возрождаться.

Второе рождение Таганрогского порта произошло в конце XVIII века, при Екатерине II. Порт стал базой для формирования Азовской флотилии, а гавань активно использовалась для строительства и ремонта кораблей. К концу XIX века Таганрог превратился в крупнейший коммерческий порт Юга России. Через него шли экспорт хлеба, зерна, металла, мехов, кожи, а импортировались вина, кофе, ткани и фрукты.

Город процветал, развивал торговлю с Грецией, Италией, Францией и другими странами. К 1856 году через Таганрог проходило больше судов, чем через Одессу. Были построены новые причалы, углублен подходной канал, что позволило принимать более крупные суда.

Особую роль в развитии порта сыграло строительство металлургических и котельных заводов в конце XIX века. Это сделало Таганрог индустриальным центром Приазовья. К началу XX века порт занимал второе место в России по объемам экспорта и шестое — по импорту.

Сложные времена пришлись на XX век. В период революции и гражданской войны работа порта практически остановилась. Затем в годы Великой Отечественной войны Таганрог был оккупирован нацистскими войсками, которые полностью разрушили портовые сооружения. Однако уже в 1950-х годах началось восстановление: появились новые краны, склады, были построены четыре причала.

Создание Волго-Донского канала дало новый импульс развитию порта. Он стал важным звеном внутренних водных путей. Постепенно обновлялась инфраструктура, увеличивалась пропускная способность.

С распадом Советского Союза Таганрогский порт снова стал международным. В 2003 году произошла масштабная реконструкция подходного канала, глубина которого достигла 4,7 метра, что позволило принимать суда водоизмещением до 7000 тонн. Сегодня порт имеет 7 грузовых причалов общей протяженностью более 1100 метров, три бассейна, внешнюю акваторию и рейдовые якорные стоянки.

Таганрогский морской торговый порт обслуживает круглогодичную навигацию благодаря ледокольному флоту. Основные грузы — это металл и уголь, есть контейнерный терминал. Порт активно сотрудничает с зарубежными партнерами, обеспечивая логистические связи между Европой, Россией, Ближним Востоком и странами Северной Африки.

Таганрогский порт — экономический объект и исторический памятник. Именно здесь начинался путь российского флота, здесь родился Антон Павлович Чехов, а в XIX веке Таганрог был одним из самых влиятельных портов империи.

Сегодня ТМТП продолжает развиваться, сохраняя свои традиции и одновременно осваивая новые рынки. Его стратегическое расположение и современная инфраструктура позволяют ему быть важным элементом транспортной системы России. Многие эксперты видят в Таганроге потенциальное «сердце» международной логистики, объединяющее страны Евразии.
скачать dle 12.1



  • Не нравится
  • +1
  • Нравится

Похожие публикации
У данной публикации еще нет комментариев. Хотите начать обсуждение?

Имя:*
E-Mail:
Введите код: *
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив


Архив сайта
Июль 2025 (11)
Июнь 2025 (22)
Май 2025 (25)
Апрель 2025 (18)
Март 2025 (56)
Февраль 2025 (41)
Календарь
«    Июль 2025    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031 
Реклама
Карта Яндекс
Счетчики
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru
При использовании материалов с сайта ссылка на источник обязательна. Спасибо за понимание.