Авиаторпеды 45-36 топили фашистские корабли
Опубликовал: dokaspez, 7-11-2017, 15:55, Техника и вооружение , 1 064, 0
В 1932-1933 годах СССР приобрел партию итальянских торпед «53Ф» и «45Ф» выпускаемых заводом Уайтхеда в Фиуме (Италия) и «53Н» неапольского завода, а так же технологическую документацию. Торпеды тщательно изучили и решили запустить в производство торпеды фиумского типа двух калибров. Чертежи торпеды передали заводу «Красный прогресс» в 1934 году, но первые образцы нового изделия, получившего обозначение «45-36» появился только в 1936 году.
В начале 1938 года на вооружение ВМФ СССР приняли торпеду калибра 450 мм завода № 175 им. Кирова НКСП (г. Б. Токмак, Днепропетровская обл.) под шифром «45-36Н» (без стабилизатора). Первое число этого индекса обозначало калибр в сантиметрах, второе – год разработки. Таким образом, официальное обозначение торпеды в определенном смысле подчеркивает сложность и длительность разработки проекта.
На базе этого образца в НИМТИ ВМФ под руководством Алферова спроектировали торпеду для низкого торпедометания «45-36АН» и высотную «45-36АВА» (авиационная высотная Алферова), включавшая уже названную выше торпеду и парашютную коробку-конус, подвешиваемые под самолет, в которой размещаются парашют с амортизатором и поворотным тросом. В авиационных торпедах был оставлен только первый режим хода — 4000/39 (м/уз).
В 1939 году торпеды поступили на вооружение. От оригинала в них оставили только один режим хода и исключили возможность повреждения торпеды при ударе о поверхность воды.
Тактико-технические характеристики:
Основным носителем этого оружия стал самолет-торпедоносец ДБ-3Т конструкции С.В. Ильюшина. Для перевозки торпеды самолет получал специальное подвесное устройство типа Т-18, имевшее две точки для крепления оружия. В дальнейшем сотрудники НИМТИ и других организаций, а также военнослужащие предлагали и реализовывали другие варианты подвески, систем стабилизации и т.д. Целью таких проектов была оптимизация процесса сброса торпеды и обеспечение правильного ее входа в воду.
Особый интерес представляет применение торпед линейки 45-36 морской авиацией. Боевой опыт подтвердил достаточно высокий потенциал низковысотного торпедометания. Сброс торпеды 45-36АН с самолета на скорости 300 км/ч и высоте 30 м обеспечивал достаточно высокую точность атаки с большей вероятностью поражения цели, в сравнении с парашютным способом сброса. Одновременно с этим морские сражения показали всю сложность подобного использования торпед: на боевом курсе не допускались никакие маневры, что было связано с высокими рисками поражения средствами ПВО противника.
По некоторым данным, большая часть торпед семейства 45-36 была использована именно морской авиацией. За годы Великой Отечественной войны самолеты сбросили 1294 торпеды, при помощи которых удалось потопить 399 кораблей и судов противника.
Данную торпеду можно увидеть в Мемориальной экспозиции «Оружие и боевая техника периода Великой Отечественной войны 1941-1945г.г.» в Новороссийске.