PUTI-shestvuy » Техника и вооружение » БМ-8-24 - "Катюша" на гусеницах |
![]() БМ-8-24 — легкая советская самоходная артиллерийская установка класса реактивных систем залпового огня, разработанная в СКБ московского завода № 733 «Компрессор» при участии НИИ-3 и КБ завода № 37 в период с августа по октябрь 1941 года. Руководил разработкой В.А. Тимофеев, а ведущим конструктором шасси был Д.И. Сазонов. Боевые машины этой марки серийно выпускались на заводах «Компрессор» и «Красная Пресня» путем демонтажа башни на легких танках типов Т-40 и Т-60 и установки артиллерийской части — М-8-24, то есть пакета направляющих для 24 неуправляемых ракет М-8 калибра 82 мм с пусковым оборудованием. После снятия с производства танка Т-60 выпуск САУ БМ-8-24 также был прекращен, артиллерийскую часть М-8-24 стали монтировать на грузовиках, также она монтировалась на особых броневых поездах (пример: «Козьма Минин» и других). Выпущенные машины участвовали в боях 1941 — 1943 годов и были хорошо приняты в войсках из-за лучшей защищенности и проходимости по сравнению с «Катюшами» на базе грузовых автомобилей. Боевые машины активно использовалась на первом этапе Великой Отечественной войны с 1941 по 1943 годы. В свое первое сражение они вступили в битве под Москвой. Также эта техника использовалась в наступлениях под Харьковом и Сталинградом. Всего на московских заводах «Компрессор» и «Красная Пресня» было произведено порядка 200 «Катюш на гусеницах». В 1942 году послужила прототипом для создания аналогичной системы в германской армии. Верховное главнокомандование вермахта отдало приказ о детальном изучении конструкции советских ракет и создании аналогичной системы. Реализация этой задачи была поручена заводу Waffenwerke Brünn (бывшие заводы Česka Zbrojovka в Брно), который до конца 1943 года разработал модифицированный образец оперенного РС М-8 калибром 80-мм. ТТХ ракеты были сходны с М-8, но точность стрельбы благодаря вращению, сообщаемому стабилизаторами (установленными под углом к корпусу снаряда), была выше, чем у советского образца (хотя ниже чем у немецких турбореактивных мин). Подверглась изменениям, и конструкция головной части ракеты. Электрический запал был вынесен на один из ведущих поясков, что благоприятно отразилось на надежности ракеты. В целом 8 cm Wurfgranate Spreng оказалась более удачной, чем ее советский прототип. Фактически скопирована и сама советская пусковая установка: 48 направляющих непривычного для немцев рельсового типа (официальное название: 8 cm Raketen-Vielfachwerfer) монтировались на бронетранспортере, для которого использовались различные шасси. Установка преимущественно использовалась частями СС и получила среди солдат вермахта прозвище «ОргАн Гиммлера». После военных действий в Корее развитие пусковых установок 82-мм и реактивных снарядов М-8 было прекращено. ![]() Тактико-технические характеристики: Боевая масса – 5,8 тонн Экипаж: 2 Габаритные размеры: - длина 4100 Ширина 2330 - высота 3000 - клиренс 300 Вооружение: -калибр – 82 мм Количество направляющих – 24 Максимальная дальность стрельбы – 5500 м Время залпа – 8-10 сек Толщина брони – 15-20 мм Двигатель – ГАЗ 202, 6-цилиндровый, карбюраторный. Мощность – 70 л.с. Максимальная скорость движения по шоссе: 45 км/ч Запас хода по шоссе: 300 км Преодолеваемые препятствия: Стенка – 0,25 м - ров 0,35 м Экспонат БМ-8-24 поступил в Музей «Боевая слава Урала» в 2014 году. Прежде чем попасть в музей, новый экспонат прошел процесс реставрации в Подмосковье, а уже затем на трале был привезен на постоянное место дислокации. Где увидеть: Свердловская область, г. Верхняя Пышма, Музей военной техники Боевая слава Урала. |