Киркенес и наш ИЛ-2
В 1984 году на дне озера Сеннагрессваннет, юго-восточнее города Киркенеса (Северная Норвегия) группой норвежских поисковиков во главе с Терье Даниэльсоном был обнаружен и поднят на поверхность советский штурмовик ИЛ-2, сбитый при освобождении северной провинции Норвегии Финмарк. Местные власти решили реставрировать его и установить памятник советским освободителям.
Примерно в то же время, к известному на Севере полковнику в отставке Владилену Алексеевичу Бондаренко, который занимался поиском погибших в войну самолетов и их экипажей, обратился бывший летчик 214-го штурмового авиаполка Александр Максимович Чечулин.
Он сообщил, что воевал на Севере и был сбит. Его стрелок Николай Степанович Максименко,
видимо погиб при прыжке из падающей машины, а Чечулину удалось посадить подбитый самолет на замерзающее озеро и выйти к своим. Чечулин считал, что произошло это на советской территории и просил Бондаренко начать поиски штурмовика. Они начались, но были безрезультатны. Тем временем норвежские власти обратились за помощью в Мурманск, так как не имели необходимого опыта, чертежей и материалов для достоверного восстановления ИЛа.
Зная опыт Ловозерского ГОКа, по восстановлению самолетов Великой Отечественной войны, мурманчане предложили эту работу ГОКу, и в июле 1988 года самолет был передан для реставрации бригаде Владимира Цепнятова.
«Русские восстанавливают самолет для Киркенеса», - писала тогда газета Северной Норвегии «Финнмаркен». Контакты норвежцев и советской стороны стали регулярными. Однажды «крестный отец» этой программы Терье Даниэльсен, будучи в Мурманске, в музее Северного флота увидел на одной из фотографий своего дядюшку, который вместе с другими норвежцами оказывал медицинскую помощь раненым советским бойцам. К слову, Терье и Александр Комаров, создатель музея истории поселка Ревда и директор горно-обогатительного комбината, подружились. Появились контакты между музеями Ревды и Киркенеса, между двумя мэриями двух северных городов.
17 октября 1988 года колонна машин отправилась в 400 – километровый рейс из Ревды в Никель, на советско-норвежскую границу.
Рано утром 20 октября на КПП «Борисоглебск» состоялась передача самолета от жителей Ревды гражданам Киркенеса. «Дэ эр прима! – Великолепно!» - такой была оценка работы «советских экспертов» по восстановлению штурмовика. Довольны были и мэр Киркенеса Нильс Эдвард Олсен, и Терье Даниэльсен, с которого, собственно и началась эта история.
Норвежские «Вольво» вновь пересекли границу, но на этот раз уже с перегруженным на них самолетом.
Торжественного открытия 25 октября, как планировалось, не состоялось. Норвежцы непременно хотели, чтобы в нем участвовали советские виновники торжества, а тем наши бюрократы не оформили выездные документы. Празднество состоялось лишь 1 декабря в Киркенесе, куда приехали делегаты коллектива комбината и представители Советского посольства в Норвегии во главе с послом.
В настоящее время наш штурмовик находится в Музее пограничных земель недалеко от Киркенеса, где одна из экспозиций посвящена Второй мировой войне.