Железнодорожный вокзал Тюмени - история строительства
Опубликовал: lomsecret, 4-02-2014, 22:18, Железнодорожная история, 11 255, 0
С началом строительства в 1881 году железной дороги Екатеринбург- Тюмень в лексикон тюменцев вошло новое слово «вокзал». Проект Урало-Сибирской железной дороги разработал в 1866 году первый Почетный гражданин города Тюмени, генерал от инфантерии Евгений Васильевич Богданович.
16 октября 1881 года на экстренном собрании городской думы обсуждался вопрос об отводе земли под строительство железной дороги и одновременно запрос инженера В.И. Мациевского, отвечает ли место, которое он выбрал для устройства пассажирской станции, интересам города – «против Малого городища». Городская дума постановила «уведомить г. Мациевского, что предложенное им место… вполне соответствует городским интересам». Вокзал был построен и готов к открытию 6 декабря 1885 года.
Дорога была проложена в город в 1885 году, но только к 1912 году этот железнодорожный узел стал центральным железнодорожным центром знаменитой Транссибирской магистрали. При этом необходимо помнить, что не малая заслуга этому принадлежит графу К. Н. Посьет, который будучи Министром путей сообщения с 1874 года по 1888 год, настоял на том, что бы магистраль прошла через Тюмень. Исходя из этого, ещё в начале прошлого века, Константин Николаевич был удостоен звания почётного гражданина города.
Тюменцы старшего поколения помнят свой первый железнодорожный вокзал, сохранившийся теперь только на старых фотографиях. Он был маленький, двухэтажный, беленый снаружи, весь в кирпичных кружевах, с толстыми стенами. Находился он там, где теперь на перроне нового вокзала зеленый газон. Под газоном сохранился и фундамент старого вокзала.
На фотографиях конца XIX- начала XX века видно, что со стороны железнодорожных путей перед зданием вокзала имелся навес на фигурных, видимо, чугунных, столбах, пассажирские поезда проходили под ним, и люди в непогоду не мокли под дождем, ожидая прибытие поезда и заходя в вагоны. Теперь такой заботы о пассажирах нет. Внутри вокзал разделялся на три части: зал кассовый, зал ожидания, с массивными дубовыми диванами (на их высоких спинках были вырезаны буквы «МПС») и ресторан. К двери на перрон висел изрядных размеров колокол, в который обязательно звонил дежурный по вокзалу, выходя встречать пассажирский поезд.
Перед вокзалом со стороны города – площадь с сиреневым сквером и фонтаном. В центре чаши фонтана, лежа на камнях, дремала олениха, а над ней в настороженной позе стоял олень с ветвистыми рогами. Новый вокзал построили на месте этого сквера, а скульптурную группу оленей перенесли в пионерский лагерь имени Заслонова, возле станции Тугулым. Вокзал и площадь отделялись от города шеренгой мощных тополей, посаженных, видимо, еще в позапрошлом –XIX – веке.
Старый вокзал было приказано снести в одну ночь, чтобы накануне октябрьских праздников 1974 года открыть здание нового. Курсанты из военно-инженерного училища бульдозерами и прочей техникой таранили старые стены. Но и к утру старый вокзал позиций не сдал. Открыли новый, а со старым, уже не спеша, возились еще месяц. Впрочем, в Камышлове сохранился вокзал, построенный по тому же проекту, что и Тюменский.
Интересное о станции и вокзале: Дважды посетил станцию Тюмень бывший император России Николай II с семьей. Первый раз – 4 августа 1917 года по пути в тобольскую ссылку. Однако поезд сделал короткую остановку и проследовал к станции Тура, император из вагона не выходил.
Второй раз Николай Романов с женой и дочерью Марией прибыл на вокзал 27 апреля 1918 г. Сюда их доставил из Тобольска комиссар В.В. Яковлев, чтобы вывезти в Екатеринбург. Однако поезд ушел к Омску, где от станции Куломзино его вернули обратно. 30 апреля поезд без остановки миновал Тюмень и ушел в Екатеринбург.
Не раз бывал на тюменской вокзале ставший теперь популярным Григорий Распутин. Он часто ездил к себе в село Покровское и назад в столицу. Однажды он остался недоволен вокзальным туалетом и дал деньги на постройку нового, более уютного.
За многолетнюю историю тюменского вокзала на нем побывали и другие выдающиеся личности - Л.Троцкий, М.Калинин, Ф.Дзержинский, «Челюскинцы», Л.Брежнев, Д.Устинов. Именно на вокзале появились первые в Тюмени платные туалеты - в 1992 году.