Корабль-музей с трудным названием "Гото Предестинация"
Опубликовал: zampolit, 21-09-2017, 15:20, Путешествие в историю, 1 619, 0
Немногие города, расположенные на расстоянии более 600 км от моря, могут гордиться статусом родины военно-морского флота. В России по воле Петра Великого такое почетное звание принадлежит Воронежу.
Строительство военного флота в Воронеже началось перед Азовскими походами. К этому времени в городе уже снаряжали караваны грузовых лодок — стругов, на которых по реке спускали товары для донских казаков. Здесь уже были небольшие верфи и, самое главное, жили специалисты по судостроению, в окрестностях росли необходимые для верфей дубы и корабельные сосны, поэтому Воронеж был идеальным местом для постройки кораблей.
Для военных действий на Азовском море требовались не только парусно-весельные галеры и галеасы, предназначенные преимущественно для плавания вдоль берегов, но и настоящие морские парусные корабли, способные выходить в длительные походы и имеющие на вооружении мощную артиллерию. Таких кораблей в России раньше не строили и 19 ноября 1698 г. был заложен первый российский линейный корабль «Гото Предестинация» («Божье Предвидение») — представитель самого сильного класса судов того времени. Для строительства «Гото Предестинации», выбрали воронежскую верфь, которая располагалась на правом берегу реки Воронеж — между современными улицами Чернышевского и Большой Стрелецкой.
Строительством корабля руководил Петр Алексеевич, а в его отсутствии за строительством наблюдали два русских корабельных мастера Федосей Скляев и Лукьян Верещагин.
Порядок постройки кораблей регулировал указ от 4 ноября 1696 г., по которому ответственными за изготовление судов назначались землевладельцы, в чьей собственности находилось более 100 крестьянских дворов. Они объединялись в так называемые кумпанства и должны были поставить по одному готовому кораблю с каждых 8–10 тыс. крестьянских дворов. В отдельное кумпанство входили богатейшие купеческие семьи, а бедные дворяне, не имевшие 100 крестьянских дворов, были обязаны платить корабельный налог — по 50 копеек с каждого двора. Помощь со стороны государства ограничивалась наймом иностранных специалистов и наделением кумпанств правом на бесплатную вырубку леса.
Итогом деятельности кумпанств стало создание к весне 1698 года 52-х военных судов — именно такое количество кораблей требовал Петр I. Однако царь убедился в низкой эффективности подобной организации кораблестроения: неопытные в данном деле купцы и помещики, желая сэкономить, сооружали корабли очень низкого качества, из сырой древесины. По определению царя, эти суда годились только в торговый флот, но никак не в военный. Поэтому по указу от 20 апреля 1700 г. кумпанства были упразднены, а вместо них учредили государственный орган — Адмиралтейский приказ. Для частных же владельцев вводился корабельный налог.
В 1700—1711 годах кораблестроительная деятельность в Воронеже продолжалась весьма интенсивно: проводились ремонтные работы, закладывались новые корабли (в том числе и большие, на более чем 80 пушек), активно развивалась инфраструктура для нужд Адмиралтейства. Однако печальный итог Прутского похода 1711 г., в результате которого Россия потеряла выход в Азовское море, прервал кораблестроительную деятельность в городе.
Корабль стоящий сегодня у Адмиралтейской площади - действующая историческая копия русского линейного корабля «Гото Предестинация» времен Петра I, построенная в 2011—2014 годах.
16 декабря 2009 года на заседании общественного художественного совета губернатор Воронежской области Алексей Гордеев объявил о том, что принято решение воссоздать по чертежам первый российский линейный корабль «Гото Предестинация». В начале 2010 года принялись к созданию чертежей на основе архивных документов.
8 июля 2010 года на Адмиралтейской площади Воронежа мастерами колокололитейного завода «Вера» была отлита рында для будущего корабля весом 25 кг. Тогда Морской коллегией при Правительстве Российской Федерации были озвучены планы изготовления корабля к 425-летию Воронежа и создание из Петровского острова историко-культурного парка «Воронежская адмиралтейская верфь».
Первоначально предполагалось, что строительство корабля проведут специалисты из Дании, однако позже от этих планов отказались в пользу российских судостроительных компаний. В январе 2011 года региональные власти объявили аукцион на выполнение работ по строительству корабля с начальной стоимостью 300 млн рублей, месяцем позже эта сумма была сокращена до 200 млн рублей. Единственным участником аукциона стал Павловский судостроительно-судоремонтный завод, который и выиграл тендер на строительство корабля. Строительство верхней деревянной надстройки было отдано по договору подряда петрозаводской верфи деревянного судостроения «Варяг», а сроки сдвинуты на конец декабря 2012 года.
15 июня 2011 года на Павловском заводе торжественно, с участием губернатора области Алексея Гордеева и митрополита Сергия, установили закладную доску будущего парусника. Деревянная часть корабля воссоздавалась по акварели Питера Бергмана, написанной в 1700 году. Для ее строительства использовались те же материалы, из которых строили и оригинальный корабль: сосна и дуб, причем возрастом не меньше 100 лет.
Летом 2012 года в очередной раз были сдвинуты сроки сдачи проекта на лето 2013 года. В мае 2013 года в дополнение было выделено еще порядка 15 миллионов рублей на достройку линейного корабля, а сроки передвинуты уже на конец декабря.
21 июля 2013 года нижняя часть судна из Павловска с помощью 2 буксиров по рекам Дон и Воронеж отправилась в Воронежское водохранилище к Петровскому острову, где была пришвартована 25 июля. На следующий день судно привели к Петровской набережной. В конце августа 2013 года из Петрозаводска была отправлена верхняя часть будущего корабля. В середине сентября начался монтаж надстройки на металлическую часть. На день города по строящемуся судну проводились кратковременные экскурсии. В конце декабря 2013 года судно перевели к Адмиралтейской площади.
В январе 2014 года началось обустройство береговой стоянки для корабля. В апреле были установлены все мачты корабля. 2 июля 2014 года судно вышло в первое плавание на ходовые испытания.
27 июля 2014 года, в день Военно-Морского флота, корабль «Гото Предестинация» был торжественно открыт у Адмиралтейской площади города Воронежа. Глава региона Алексей Гордеев вместе с директором Павловского ССРЗ Надеждой Маринкиной разбил бутылку шампанского о борт «Гото Предестинации». На судне был поднят Андреевский флаг, освященный в Успенской церкви митрополитом Сергием. После этого корабль отправился в первое плавание, в котором приняли участие работники Павловского судоремонтного завода, строившие корабль. Во время отправления был дан залп из пушек судна и пушек, расположившихся на площади. С помощью морской азбуки было отданы первые три приветственных послания: «Воронеж — колыбель военно-морского флота», «Слава военно-морскому флоту России» и «Ура!». Корабль сделал почетный круг и пришвартовался обратно к пирсу у Адмиралтейской площади. Были проведены первые экскурсии в музей корабля.
На создание судна с момента закладки ушло чуть более 3 лет, в то время как оригинал во времена Петра Великого строили чуть менее 1,5 лет.
Экспозиция музея состоит из предметов быта моряков XVIII века. В экспозиции можно увидеть диорамы, монеты, оружие, столовую утварь, корабельную печь, восковые фигуры в костюмах той эпохи, расставленные по капитанской каюте, батарейной палубе, трюму, кают-компании.
Продолжительность экскурсии составляет чуть более часа. Цена билета составляет 200 рублей для взрослых и 100 рублей для детей. Льготный билет по цене детского. Бесплатно посещают корабль-музей: дети до 6 лет; Герои Советского Союза и РФ; полные кавалеры ордена Славы; Участники Великой Отечественной войны и боевых действий; солдаты по призыву; инвалиды всех категорий; престарелые граждане, находящиеся в домах интернатах; дети-сироты; многодетные семьи; сотрудники всех музеев РФ и члены Союза художников; лица не достигшие 18 лет (в последнее воскресенье месяца); воспитанники Суворовских и Нахимовского училищ, Воронежского кадетского Михайловского корпуса.
Посещение музея организовано только в сопровождении экскурсовода в составе группы. Для групп от 10 человек предварительная запись по телефону: 8-903-853-61-60. Выходной: понедельник и вторник.