Танк Т-26 - на основе английского Виккерса
Опубликовал: dokaspez, 2-09-2017, 12:20, Техника и вооружение , 1 215, 0
В 1930-м году специальной закупочной комиссией УММ была закуплена лицензия на производство легкого английского танка Виккерс Мк.Е Тип.А Данная машина была принята 13 февраля 1931 года на вооружение Красной Армии под обозначением Т-26.
В Великобритании советская закупочная комиссия столкнулись с отказом фирмы «Виккерс-Армстронг» продавать что-либо в единичном экземпляре, тем более – с документацией. Поэтому у тогдашнего законодателя мирового танкостроения было приобретено несколько образцов бронетанковой техники в комплекте с чертежами: а) эскизными, б) сборочными, в) монтажными, г) инспекционно-производственными. Фирма «Виккерс-Армстронг» обязалась предоставить все танки сначала в виде опытной партии по 3 штуки каждого типа, по итогам которых внести изменения в конструкцию.
СССР получил 3 малых шеститонных танков Vickers Mk.E Type A (в наших документах «В-26») – они стали родоначальниками многочисленного семейства Т-26. Любопытно, что британская армия оценила Vickers Mk.E, но не приняла на вооружение. Производитель выпустил 153 танка этого типа по заказам от СССР, Греции, Польши, Боливии, Сиама, Финляндии, Португалии, Китая и Болгарии.
Три британских «шеститонника» прибыли в СССР и вышли на испытания, которые проходили, в том числе, и на склонах Поклонной горы. У испытуемых выявили ряд серьезных недостатков, как-то: специальный двигатель воздушного охлаждения, который будет плохо работать жарким летом, дюймовые размеры, слабое бронирование, недостаточный обзор, невозможность форсирования двигателя без переделки моторного отсека, трудности зимнего пуска.
В тоже время отмечались высокая скорость и маневренность танка, надежность и простота конструкции.
Очень интересным выглядит мнение М.Н. Тухачевского, который, в частности, писал: «… касаемо осмотренного мною недавно английского танка Викерса, нашел его как нельзя лучше подходящим задаче сопровождения при атаке вражеских окоп… Расположение башен танка бок-о-бок очень выгодно позволяет танку развить сильный побортный огонь при пересечении окоп и траншей…, от которого никак не укрывает бруствер…
В этот ответственный момент танку недостает, как видится, еще одной огневой точки в виде пулемета или легкой пушки, направленной вперед по ходу для подавления целей (как то: пулемет, пушка) из второй линии обороны…
Нетрудно понять, что двухбашенная и трехбашенная схемы потому и приняты англичанами, что очень перспективны и наиболее выгодны для преодоления вражеской обороны среди своей пехоты…»
По сравнению с Виккерс Мк. Е Тип А в наш Т-26 было внесено множество изменений в конструкцию, а также установлено вооружение советского производства. С 1931 по 1933 годы было произведено 1626 Т-26 в двухбашенной версии, из них 450 с пулеметно-пушечным вооружением. По состоянию на 1 июня 1941 года в Красной Армии состоял 1261 двухбашенный Т-26.
Тактико-технические характеристики:
Боевая масса: 8 тонн
Экипаж: 3 человека
Вооружение: 7,62-мм пулемет ДТ – 2
Боекомплект: 6489
Бронирование: 6-15 мм
Максимальная скорость: 31 км/ч
Запас хода по шоссе: 140 км
До наших дней сохранилось около пяти десятков комплектных и реконструированных танков Т-26 разных модификаций, не считая большого количества разрозненных башен и деталей бронекорпусов. В музее Великой Отечественной войны на Поклонной горе представлен легкий танк Т-26, двухбашенной модификации с пулеметным вооружением (выпуск 1931-1933 гг.).
Часы работы музея: Вторник-воскресенье (кроме четверга и пятницы) 10:00-20:00 (кассы и вход посетителей до 19:30) Четверг, пятница 10:00-20:30 (кассы и вход посетителей до 20:00) Открытая площадка и выставка "Моторы войны" Вторник-воскресенье 11:00-19:30 (кассы и вход посетителей до 19:00) Выходной - понедельник Санитарный день последний понедельник каждого месяца
Проезд: Метро «Парк Победы», ул. Площадь Победы, д. 3., стр.1
В экспозиции Музея техники Вадима Задорожного, Красногорский район (Московская область) находится реконструированный Т-26 с использованием ряда подлинных элементов башни и бронекорпуса (фото 2).