Ислам в Тюменской области на рубеже ХХ – XXI в

Опубликовал: lomsecret, 22-06-2017, 17:59, Путешествие в историю, 959, 0
Конченбург

Начавшаяся в СССР «перестройка», демократизация и либерализация советско-коммунистического режима, кризис коммунистической идеологии и привели к тому, что к началу 1990-х гг. в Тюменской области официально были зарегистрированы мусульманские общины не только в Тюмени и Тобольске, но и селах с преимущественно татарским населением: Ембаево, Чикче, Баишево.

Важным фактором реинституционализации ислама в позднесоветское время и в 1990-х гг. в тюменском регионе стала деятельность татар – мусульманских активистов А. Арангулова, Н. Аширова, Г. Бикмулина, И. Сухова, Ф. Гарифулина. Эти люди возглавили официальные мусульманские организации, расширяли сеть исламских общин, создавали исламские образовательные центры, налаживали доставку религиозной литературы и выпуск исламских региональных газет. Галимзям Бикмулин и Ибрагим Сухов были первыми мусульманами региона, получившими исламское образование, закончив медресе «Мир аль-Араб» в Бухаре.

Становление конституционного режима свободы совести и свободы вероисповедания, законодательные рамки которого были заложены законами СССР «О свободе совести и религиозных организациях» и РСФСР «О свободе вероисповедания» 1990 г., Конституцией Российской Федерации 1993 г. и Федеральным законом от 26.06.1997 г. «О свободе совести и религиозных объединениях», создало условия для официальной регистрации мусульманских организаций и строительства мечетей на территории Тюменского региона (который в административном плане с 1993 г. включает Тюменскую область, Ханты-Мансийский автономный округ и Ямало-Ненецкий автономный округ).

В Тюменской области к началу 2000-х гг. действовало 79 мусульманских религиозных организаций (2002 г.). На территории ХМАО первые мусульманские организации появились в 1997 г., а к началу 2000-х гг. их было уже более 24 (на 2002 г.). На Ямале в 1994 г. были зарегистрированы 2 исламские общины, а в 2002 г. – 18. Максимальное количество официально зарегистрированных мусульманских религиозных организаций в Тюменской области зарегистрировано в 2006 г. – 80, в ХМАО – 27 (в 2011 г.), в ЯНАО – 18 (в 2002 г.).

К 2010-м гг. из-за особенностей сложившегося в России юридического режима относительно общественных объединений численность мусульманских организаций в Тюменской области и в ЯНАО несколько сократилась, соответственно, до 71 и 16. Однако религиозные организации, лишившиеся официальной регистрации, как правило, не прекращали своей деятельности, продолжая существовать в качестве религиозных общин, не требующих официальной регистрации.

Мусульманские общины, возникшие на территории Тюменского региона, устанавливали взаимодействие друг с другом и в 1991 году по решению Духовного управления мусульман Европейской части СССР и Сибири (ДУМЕС) были объединены в Тюменский мухтасибат, который возглавил Г. Бикмулин.

В ходе пертурбаций в мусульманском сообществе Российской Федерации и в Тюменском регионе к концу 1990-х гг. на территориях региона, ХМАО и ЯНАО стали действовать российские централизованные мусульманские объединения: Духовное управление мусульман Тюменской области (ДУМ ТО), Духовное управление мусульман Азиатской части России (ДУМ АЧР), Центральное духовное управление мусульман России (ЦДУМР) и Омский муфтият.

В середине 2010-х гг. организационный ландшафт мусульманского сообщества выглядит следующим образом: в Тюменской области мусульманские общины входят в юрисдикцию ДУМ ТО, ДУМ АЧР ЦДУМР, одна община зарегистрирована за Централизованной религиозной организацией «Объединенный исламский конгресс России» (Объединенный муфтият), в ХМАО и ЯНАО общины входят, в основном, в состав ЦДУМР (Омский муфтият сохранил общины на Ямале в пос. Пангоды и г. Надым).

Как зарегистрированные, так и действующие без регистрации мусульманские организации, к началу ХХI в. располагали необходимым количеством как возвращенных (сохранившихся лишь в Тюменской области), так и вновь построенных мечетей. Так в Тюменской области действует 77 мечетей, в ХМАО – 18. Мечети начали активно строится с начала 1990-х гг. как на деньги самих прихожан, так и спонсорской помощи отдельных предприятий региона, государства, пожертвований мусульман, проживающих за пределами России (например, фонды «Дар уль Бир» – Объединенные Арабские Эмираты, «Хаят аль-Игаса» – Саудовская Аравия, Всемирной организации исламской молодежи, отдельных мусульманских семей из Северной Африки и Аравии).

Развитие сети мечетей и общин требовало подготовленных исламских специалистов. Сотни жителей Тюменского региона стремились получить мусульманское образование в медресе Татарстана, Башкирии, Москвы, Турции, мусульманских стран Большого Ближнего Востока. В то же время в конце 1990-х – начале 2000-х гг. предпринимались попытки создать собственное медресе. Например, на юге Тюменской области.

Непродолжительное время действовали медресе в г. Тобольск, с. Чикча. Более успешной была деятельность медресе «Белем» в г. Тюмени (действовала в 1993–2000 гг.) и «Медресе им. Нигматуллы» в с. Ембаево (Тюменский район), обучавшее шакирдов до 2010 года.

Изучение ислама приходило в регион не только через мечетные собрания, проповеди, распространение книг, но и с помощью газет, издававшихся местными мусульманскими общинами и просветителями. В Тюменской области в 1990-е – начале 2000-х гг. выходили: «Мусульманская газета», «Напоминание», в начале ХХI в. продолжали издаваться: «Истина», «Муслим-инфо», «Хикмет». Отдельные материалы об исламе размещают татарские газеты «Янарыш», «Сибирия». В ХМАО издаются мусульманские газеты «Магрифт», «Иман». В ЯНАО – «Иман – Мусульманский вестник», «Ватан», «Свет добра».

В целом, к настоящему времени закончился этап экстенсивного развития ислама в Тюменской области. Построены мечети, иные здания религиозного назначения. Налажены каналы поступления и распространения исламской религиозной литературы. Издаются периодические и эпизодические мусульманские газеты. Происходит обучение исламу как за пределами региона и России, так и в Тюменской области. Выросло число знатоков ислама, к которым обращаются за разъяснениями по вопросам применения шариата. Есть довольно многочисленный слой религиозных специалистов (имамов и т.п.), которые удовлетворяют обрядовые потребности татарского населения.

Можно говорить о том, что в современном Тюменском регионе сложились устойчивые, реально функционирующие мусульманские общины. Однако их совокупность не представляет собой постоянно связанного коммуникациями организма. Скорее, речь может идти о множестве религиозных общин, некоторые из которых совместно образуют сообщества (поддерживают взаимодействия) усилиями тех или иных религиозных и общественных деятелей. Кроме того, сами общины зачастую воспроизводятся на различных основаниях:
– на совместном проведении обрядов,
– на совместном изучении ислама,
– на обеспечении каналов социализации через исламскую идентичность,
– на повседневной бытовой коммуникации.

Большинство мужчин, посещающих мечетные собрания в городах региона – это выходцы из стран Средней Азии, российского Северного Кавказа и мигранты из Азербайджана. В дни наблюдений лица, которых антропологически можно отнести к указанным группам населения, образовывали до 5/6 состава молящихся.

Мусульманские общины, действующие в сельских поселениях Тюменской области, по преимуществу состоят из татар. В мусульманских общинах ряда городов ХМАО и ЯНАО до сих пор заметно присутствие татар и башкир. В Ишиме и прилегающих территориях заметное число практикующих мусульман составляют казахи.
Салаирка

Большинство женщин, публично ассоциирующих себя с исламом в Тюменской области, и меньше в северных округах – это татарки старшего среднего и старшего возрастов. Среди женщин публично исповедующих ислам, по мнению экспертов, заметны и азербайджанки.

В настоящее время можно говорить о сферах внутри мусульманского сообщества Тюменского региона, которые становятся зонами интенсивного развития.

Во-первых, это мусульманские общины, сосредоточенные в г. Тюмени, Тюменской сельской агломерации и городах ХМАО и ЯНАО. Они представляют основную (доминирующую) часть исламского сообщества Тюменской области. Это гетерогенные в этническом и конфессиональном плане (сунниты и шииты, суфии, последователи салафизма и т.н. «традиционного ислама») религиозные организации и группы. Основную роль в богослужебных собраниях и в организационном плане в них играют дееспособные мужчины среднего возраста и молодежь. Общины динамично развиваются в численном плане. Именно здесь расположены духовные управления мусульман, действующие в Тюменском регионе, сконцентрированы основные религиозные деятели.

Именно в общинах и иных мусульманских ассоциациях этих территорий формируются основные коллизии, оказывающие воздействие на вектор развития мусульманского сообщества региона в целом.

Во-вторых, интенсивное развитие переживает социокультурный пласт мусульманского сообщества, связанный с мигрантами, оседающими в Тюменской области и в северных округах. Здесь преобладают мужчины молодых возрастов, выросшие в постсоветский период, прошедшие социализацию в условиях исламских, а зачастую, и националистических идеологий. Ислам, под воздействием которого они формировались, не свободен от салафитских (догматико-обрядовых) и исламистских (религиозно-политических) трактовок.

В-третьих, начинается новый этап в развитии религиозно-догматической и религиозно-политической ситуации в мусульманской сообществе региона. Ислам стал системообразующим фактором для формирования жизненных и общественных стратегий заметного количества граждан, проживающих в регионе. Увеличилось количество мусульман, получивших более или менее системное представление об исламе и тенденциях его современного развития. Существуют разнообразные легкодоступные каналы поступления в регион информации исламского содержания.

В-четвертых, начинаются подвижки среди ранее оформившихся руководящих групп мусульманского сообщества региона. Это связано:
– с увеличением числа лиц, чувствующих (вне зависимости от реального положения дел) себя способными к самостоятельному осмыслению ислама, базирующихся на нем обрядово-догматических, повседневных и общественных стратегий;
– со старением лиц, стоявших у истоков формирования мусульманского сообщества, снижением их общественных потенций и социального значения для развития сообщества;
– с появлением «коридора возможностей» для второго эшелона мусульманских деятелей, которые могут рассчитывать на поддержку мусульман, воспринявших ислам под их воздействием или же под влиянием близких им по возрасту и иным социальным и социокультурным характеристикам сочувствующих.

Источник: Игорь Бобров, Максим Черепанов, Алена Шишелякина. «История и культура татар Западной Сибири», Казань: Институт истории им. Ш. Марджани АН РТ; Изд-во «Артифакт», 2015. – 728 с. + 56 с. цв. вкл.
скачать dle 12.1



Похожие публикации
У данной публикации еще нет комментариев. Хотите начать обсуждение?

Имя:*
E-Mail:
Введите код: *
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив


Архив сайта
Апрель 2020 (13)
Март 2020 (36)
Февраль 2020 (41)
Январь 2020 (31)
Декабрь 2019 (72)
Ноябрь 2019 (74)
Календарь
«    Апрель 2020    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930 
Реклама
Карта Wikimapia
Счетчики
Яндекс.Метрика
При использовании материалов ссылка на источник обязательна. Спасибо за понимание.