Ислам - как составная часть культуры Сибирских татар

Опубликовал: lomsecret, 21-06-2017, 07:12, Путешествие в историю, 664, 0
Ислам - как составная часть культуры Сибирских татар

Несмотря на этническую гетерогенность современной мусульманской уммы Тюменского региона, основную роль в руководстве общинами, в духовном просвещении, продолжают играть татары. Татарское население региона составляет доминирующую часть сельских исламских общин.

Отметим, что ислам воспринимается многими современными татарами как составная и сущностная часть национальной культуры. Однако далеко не все татары, проживающие в Тюменском регионе, придерживаются исламской традиции, одни определяют себя неверующими, другие ассоциируют с иными религиями, например с христианством. Татары заметны в среде православных и протестантских общин, есть и татары-священнослужители в различных христианских деноминациях. Однако значительная часть татарского населения региона ассоциирует себя с мусульманами (более 60% опрашиваемых).

Основная часть татар, ассоциирующих себя с исламской традицией, соотносит себя с наследием ханафитского мазхаба. Однако, до сих пор в нашей стране значительная часть исламского наследия не достижима для тех, кто именует себя мусульманами.

Важную роль в религиозном просвещении должны играть имамы. Несмотря на предпринимаемые ДУМ ТО и ДУМ АЧР многолетние усилия по исламскому просвещению, многие имамы продолжают оставаться в религиозном плане людьми малообразованными. Их знания связаны с усвоением лекций и книг-учебников по основам вероубеждения. Полемика по этому вопросу осмысливаться в мусульманской среде и общественностью Тюменской области как борьба «традиционного ислама» и «салафизма».

Наставления в исламе во время хутб джума-намазов, проповедей во время праздников, иных религиозных мероприятий до начала 2000-х гг. велись преимущественно на татарском языке, иногда с аннотированием на русском. Однако в настоящее время все проповеди в городских мечетях и в пригородных селениях ведутся на русском языке. Это связано с тем, что основная часть прихожан в мечетях – это не татары, а также с тем, что татарская молодежь не достаточно хорошо владеет татарским языком. В деревенских мечетях продолжает в целом доминировать татарский язык.

Важную роль в воспроизводстве ислама в повседневности современного татарского населения занимают совместные трапезы и беседы во время хатымов. Хатымами обозначаются мероприятия, проводимые в связи со значимыми событиями в жизни той или иной мусульманской семьи (рождение ребёнка, обрезание, свадьба, встреча с родственниками, крупная покупка, похороны, поминки и т.д.). На этих мероприятиях, как правило, ключевая роль отводится имаму (местный или с другого района) и/или его помощнику, либо лицам их замещающим.

Независимо от поводов, по которым организуются хатымы, их структура практически не меняется и представляет собой следующее.
1. В одном помещении за одним столом напротив друг друга или по разные стороны стола, или в разных помещениях, находятся мужчины и женщины. На столах схожее меню: суп (чаще всего шурпа), мучные изделия, фрукты, конфеты, чай.
2. До начала приема пищи приглашенный религиозный деятель (имам/помощник имама/лицо их замещающее) читает те или иные аяты Корана.
3. После чтения Корана гости (кроме религиозного деятеля и неимущих) раздают друг другу садака (милостыню), в качестве которой могут выступать деньги или одежда (рубашки, платки, носки и т.д.).
4. После раздачи садака начинается коллективный приём пищи.
5. После трапезы этапы 2 и 3 могут повториться. Если они не повторяются, то, как правило, начинается беседа людей с религиозным специалистом и между собой, что заканчивает обрядовую часть мероприятия.
6. В конце мероприятия хозяева, приглашавшие религиозного деятеля, могут (в зависимости от предварительных договоренностей) рассчитаться с ним деньгами за оказанные услуги.

На основании проводимых с 2007 по 2014 гг. на территории Тюменского региона интервью можно говорить о том, что для значительной части татарского населения представления об исламе и собственно мусульманская идентичность формировались благодаря семье и родственникам именно через практики хатыма.

Среди татарского населения Тюменского региона распространены коллективные молитвы о ниспослании дождя, организуемые, в основном, активистам ДУМ АЧР. В некоторых местностях региона (например, в пос. Андреевский/Юрты Андреевские Тюменского района), они проводится ежегодно в середине лета (конец июня – июль). Данное мероприятие по структуре схоже с хатымом (прием пищи, садака). Однако оно проводится на улице, а прием пищи предваряется коллективным намазом.

В последние годы в среде татарского населения усилиями активистов ДУМ АЧР обретает популярность концертный формат проведения праздников Ураза-байрам, Курбан-байрам и Мавлид. Для этих целей, как правило, арендуются концертные залы ДК «Торфяник», ДК «Строитель», залы торжеств «Принц», «Принцесса» в Тюмени.

Их программа состоит, в основном, из кратких молитв, экскурсов в историю празднуемого события, поздравлений от руководства ДУМ АЧР, Совета муфтиев России, официальных лиц Российской Федерации (поздравления всем мусульманам страны) и Тюменской области (поздравления губернатора всем мусульманам региона), выступлений представителей Комитета по делам национальностей Тюменской области, Конгресса религиозных организаций Тюменской области, концертной программы татарских деятелей искусств, чествований уважаемых, влиятельных и выдающихся представителей татарской общественности.

Существенное значение продолжает играть культ астана. В Тюменском регионе в настоящее время известно 25 мест, которые связывают с захоронениями т.н. «шейхов», принесших ислам в Сибирь, и иных почитаемых легендарных и мифических личностей. В 1980–2000-е гг. многие астана были восстановлены, обнаружены, к ним значительно возрос общественный и ритуальный интерес. Как правило, на астана совершаются коллективные и индивидуальные молебны, жертвоприношения и трапеза, оставляется садака. Поклонения на астана неоднозначно воспринимаются разными группами татар. Одни считают, что чтение молитв и другие обряды на «святых местах» лишь поминовение «обитателей рая», погибших при распространении ислама в Сибири. Другие же отмечают, что подобные «паломничества» и молитвы являются более поздними обычаями, выходящими за рамки тех, которые заповедовал Мухаммед, а значит, они не соответствуют традициям ислама.

Заметное распространение у татар получает паломничество – хадж. Сотни человек, индивидуально и в группах, ежегодно формируемых ДУМ ТО, ДУМ АЧР и ЦДУМР, посещают Мекку и Медину, выполняя один из столпов ислама. В то же время особого отношения к хаджи в исламском сообществе региона не наблюдается и какой-либо религиозной или общественной роли они не играют.

В повседневность татарского населения входят и другие нормативные предписания ислама. Все большее распространение получает халяльная пища. В регионе не только налажена поставка халяльной продукции, но и усилиями отдельных хозяйствующих субъектов, ДУМ ТО, ДУМ АЧР налаживается выпуск сертифицированной продукции на месте.

Существенное влияние исламские традиции оказывают на семейные отношения у татар: появляются новые атрибуты во внешнем образе, новыми религиозными смыслами наделяются гендерные роли, для заключения браков требуется соблюдение религиозных обрядов, которые считаются более значимыми, по сравнению со светскими и т.д.

Это связано, в первую очередь, с конструированием мусульманскими лидерами региона нормативных образов женственности и мужественности, модели семейных отношений. Они репрезентируют женственность через нормы шариата – богобоязненность, что может проявляться через ношение хиджаба, послушание мужа, воспитание ребенка.

Женственность непосредственно связывается и с материнством: «…у мужчины и женщины в этом мире своя миссия… Женщина – в первую очередь мать, воспитательница человека…». Мужественность репрезентируется через выполнение роли главы семьи, финансовое обеспечение семьи и ближайших родственников.

В регионе наблюдается рост число браков, заключаемых путем проведения религиозного обряда – никах. В городской среде мечети и сложившиеся мусульманские сообщества становятся популярными площадками для поиска брачного партнера, конкурируя в этом отношении с прежними институтами – родственниками, этнокультурными мероприятиями. При выборе партнера все более значимым становится критерий «религиозность» супруга/супруги. Этническая идентичность становится второстепенной. Среди некоторых мусульманок/мусульман встречаются и те, кто находился в браке с русскими мусульманами.

Новыми практиками становятся ранние браки, стремительное вступление в брачные и семейные отношения. Популярность быстрых брачных союзов связана, во-первых, с наличием положительных стереотипов о мусульманской умме, представлениями о добропорядочности «мусульман» и «мусульманок» как партнеров. Во-вторых, с запретом на интимные отношения до брака. В-третьих, с использованием брака молодыми людьми и, особенно девушками, как способа сепарации от родительской опеки.

Такая ситуация вызывает некоторую тревогу у мусульман, поскольку зачастую «быстрые, и особенно ранние, браки» заканчиваются «быстрыми разводами», от которых в большей степени страдают молодые женщины, оставшиеся с детьми. При условии заключения брака лишь по религиозным нормам, а не по гражданско-правовым правилам, процедура взыскания алиментов на ребенка (детей) с отца становится крайне затруднительной. В связи с чем, молодые женщины вынуждены самостоятельно обеспечивать себя и ребенка (детей).

Таким образом, можно говорить о том, что на современном этапе в Тюменском регионе существуют благоприятные условия для воспроизводства ислама. Татары могут его исповедовать, обращаться за разъяснениями по вопросам шариата к «знатокам» ислама, получать общее и специальное религиозное образование, прибегая к услугам духовных управлений мусульман, имеют возможность читать литературу на бумажных и электронных носителях, поддерживать связь с единоверцами во время локальных, региональных, внутрироссийских и международных мероприятий религиозного содержания, организуемых мусульманскими инициативными группами.

Ислам начинает нормировать и регулировать все больше и больше сфер жизнедеятельности татарского населения. Это нормирование, однако, до сих пор не является однородным. Зачастую, оно определяется усвоением различных версий исламского вероучения, источниками которого могут являться те или иные наборы текстов, а также социальный опыт населения, через который пропускаются черпаемые смыслы. Поэтому в среде татарского населения зачастую встречаются мусульмане по-разному оценивающие нормативность тех или иных религиозных практик, образцов поведения, имеющие различные жизненные приоритеты.

Источник: Игорь Бобров, Максим Черепанов, Алена Шишелякина. «История и культура татар Западной Сибири», Казань: Институт истории им. Ш. Марджани АН РТ; Изд-во «Артифакт», 2015. – 728 с. + 56 с. цв. вкл.

скачать dle 12.1



Похожие публикации
У данной публикации еще нет комментариев. Хотите начать обсуждение?

Имя:*
E-Mail:
Введите код: *
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив


Архив сайта
Март 2020 (36)
Февраль 2020 (41)
Январь 2020 (31)
Декабрь 2019 (72)
Ноябрь 2019 (74)
Октябрь 2019 (65)
Календарь
«    Март 2020    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031 
Реклама
Карта Wikimapia
Счетчики
Яндекс.Метрика
При использовании материалов ссылка на источник обязательна. Спасибо за понимание.