Украшения Сибирских татар
Опубликовал: lomsecret, 18-06-2017, 13:53, Путешествие в историю, 2 288, 0
Характеристика украшений сибирских татар (женских по преимуществу), казалось, не представляющая особой сложности, тем не менее, затруднена. И связано это, в первую очередь, со специфическим характером источников. Полевые материалы представлены в основном информацией вербального характера.
Сложная социально-политическая обстановка в определенные периоды истории нашей страны (революции, Гражданская война, коллективизация, Отечественная война) не позволила информаторам сохранить украшения, особенно ценные, хорошей ювелирной работы. И если татарка могла сшить взамен утраченного новое платье, восстановив в памяти традиционный покрой, то с украшениями так поступить было нельзя – торговые связи нарушились, ювелиров-кустарей, владеющих традиционными приемами, не осталось, да и материальное положение большинства семей было неблагополучным (особенно в послевоенный период).
Кроме тех украшений, которые были выменяны на продукты, проданы, или, наконец, конфискованы, немногие сохранившиеся в 1960–1970-е гг. были доверчиво «отданы в музей». Оговоримся, что речь идет не о крупных государственных музеях, где все поступления фиксируются, хранятся и доступны исследователю, а о школьных или клубных, куда местными энтузиастами, без всякой системы, собиралось большое количество предметов традиционной культуры и где отсутствовала даже элементарная информация о месте сбора, дарителе и пр.
Такие музеи часто переезжали с места на место, закрывались «за ненадобностью», вновь открывались, при этом неизбежно терялась часть предметов. Нередки случаи, когда создатель музея, переезжая в другой населенный пункт, увозил значительную часть фонда. В лучшем случае мы сталкиваемся с «немыми» предметами, а в худшем – только с воспоминаниями о таком музее.
Так что единственные сведения, которые могут дать информаторы о бытовавших у них украшениях – назвать термин и «на пальцах» рассказать об их внешнем виде. Те же, у кого по странному с течению обстоятельств все же сохранились отдельные украшения, старательно скрывают этот факт, т.к. элементарно боятся лишиться памятных для них вещей.
Приведем, однако, некоторые сведения относительно техники изготовления, материалов и способов приобретения украшений.
Основным материалом, из которого изготавливали украшения, было серебро (кумиш) различной степени чистоты. Наименьший процент серебра содержали дешевые изделия, в этом случае можно говорить скорее о сплавах на серебряной основе. Самые же дешевые изделия часто выполнялись из олова, меди, бронзы, латуни, альпака (род мельхиора), польского серебра и пр., в этом случае они могли быть и посеребренными, т.е. сохраняли внешний вид серебряного украшения. Золото в качестве материала для ювелирных изделий применялось значительно реже, тем не менее, в комплектах украшений богатых татарок оно присутствовало.
В основном это были серьги, иногда перстни. Некоторые украшения выполнялись с позолотой, это встречалось довольно часто.
Характерным для украшений сибирских татар было сочетание металла с различного рода вставками-«глазками» (куслар). Чаще всего использовали бирюзу, кораллы, перламутр, малахит, сердолик, аметист, аквамарин, рубин, но в основном это была имитация натуральных материалов в массовых украшениях. Так, аметист, аквамарин и рубин заменялись прозрачным граненым стеклом, сердолик – матовым стеклом соответствующего цвета (кстати, «на глаз» отличить сердолик от имитации очень сложно – необходимо видеть скол, что не всегда возможно), бирюза, малахит и кораллы имитировались стеклянной пастой (смальтой), а перламутр нередко заменялся фрагментом зеркала.
Прежде чем дать характеристику технических приемов, использовавшихся в украшениях сибирских татарок, скажем несколько слов о приобретении украшений. Основная их масса была изготовлена кустарями-ювелирами, причем часть – местными сибирскими мастерами (кумишче), а часть – казанскими кустарями-серебряниками. В последнем случае центром ювелирного производства было с. Рыбная Слобода Лаишевского уезда Казанской губернии (правый берег Камы), где работали и татарские, и русские мастера. Произведенные здесь ювелирные изделия – серьги, кольца, браслеты и пр. сбывали в основном на Нижегородской ярмарке.
Эта ярмарка, являясь «первым всероссийским торжищем», была местом оптовых сделок, откуда товары, в том числе и ювелирные изделия, поступали на Ирбитскую ярмарку (1 февраля – 1 марта), которая имела для Западной Сибири то же значение, что Нижегородская для всей страны. В Ирбите сибиряки делали главные запасы промышленных товаров, которые распределялись по основным торговым центрам и перевалочным пунктам.
Таким образом, товары казанского производства, в числе которых были и ювелирные изделия, поступали к сибирским татарам практически напрямую и в больших количествах. Именно в этих украшениях и использовались различного рода вставки из камней и их имитаций, которые частью производились в Рыбной Слободе, а частью (например, сердолик) выписывались крупными скупщиками из-за границы.
Сибирские кустари-ювелиры в своих изделиях повторяли в основном казанские украшения, но работа их была грубее, цветные вставки практически не применялись, а ассортимент ограничивался изготовлением браслетов и перстней.
В силу изложенного выше становится очевидным, что технические приёмы в ювелирных изделиях сибирских татар конца XIX – первой трети ХХ вв. – это приёмы казанских ювелиров, упрощенные в ходе массового производства и заимствованные сибирскими кустарями. Отметим, что широко применялась чеканка (пуансонная, плоскорельефная и высокорельефная), гравировка, штамповка, литье, эмали и плоская скань, сочетающаяся с зернью, с характерными пирамидками, закрученными из сканой веревочки. Чеканка, гравировка и штамповка использовались, в основном, при изготовлении браслетов, литье – при изготовлении жетонов и подвесок.
Мотивы гравировки носили растительный стилизованный характер: стебли, листья, цветки; реже – геометрический. Часто встречаются формулы-благопожелания, охранительные цитаты из Корана, выполненные арабской графикой, иногда такие надписи носят декоративный характер, имея вид арабесков.
Так, поверхность браслета из д. Улуцк Венгеровского района Новосибирской области покрыта гравированным узором, в том числе, выгравирована и короткая надпись арабскими буквами (сарма-ша-дж). На лицевой стороне медальона огаёк (д. Утузы Тевризского района Омской области) из непрозрачного стекла красно-коричневого цвета (имитация сердолика) выгравировано арабской графикой с добавочными тюркскими буквами одно из 99 имен Аллаха, выражающих его божественную сущность – «Аль-Гафур» (имя это восходит к названию 40-й суры Корана – «Гафер», т.е. «прощающий»).
Впрочем, надписи на ювелирных украшениях сибирских татар не всегда были религиозного характера – для неграмотных людей любой арабский текст считался имеющим отношение к Корану. Это явление – общее для всего восточного ювелирного искусства, на котором следует остановиться подробнее.
Известно, что ислам принес не только новое мировоззрение, но и новую шкалу ценностей, в основе которой лежит слово, знаменуя этим переход к новому типу культуры, т.н. книжному, опирающемуся в способе самоорганизации на книжность. Арабский язык, являясь языком Откровения, на котором написан Коран, утвердился во всем мусульманском мире как язык сакральный, а само графическое начертание арабского слова стало наделяться магической силой. Будучи нанесенной на какой-либо предмет, такая надпись «освящала» и выводила его из мирского в сакрально значимый ряд. Хотя, повторимся, арабская надпись могла быть вовсе не сурой из Корана.
Например, О.А. Сухарева приводит в качестве примера надпись на одном из самаркандских браслетов (биларузуки оятин – браслеты со стихами из Корана): зиннати парируен – «украшение красавиц». Интересно, что в ОГИКМ хранится приобретенная у курдакско-саргатской татарки Сайфуллиной медная бляшка фабричной работы с русской надписью, почти дословно повторяющую приведенную выше: «украшение для женщин и девиц». Тем не менее, основная часть надписей на ювелирных украшениях сибирских татарок все-таки выполнены арабской графикой.
С точки зрения технологии несомненный интерес представляют способы монтировки и сборки ювелирных изделий сибирских татар. Очевидно, что при большом многообразии технических приемов ювелиров-профессионалов, в кустарном производстве сохраняются лишь некоторые из них, т.е. происходит своего рода «естественный отбор». Именно этот процесс мы и попытаемся рассмотреть на примере закрепки драгоценных камней (вставок) и замков для серег как наиболее показательном для ювелирных украшений сибирских татар.
Наиболее распространенным видом оправы для вставок был глухой каст, который обеспечивает надежное крепление камня, но дает возможность лучам света падать на него лишь сверху. Камень покоится в гнезде каста и удерживается его вертикальными стенками, верхний край которых придавлен к камню. В глухой каст крепят, как правило, только непрозрачные камни с гладкой нижней поверхностью, которые должны подстилаться дном оправы снизу. Именно таким образом закреплены камни-вставки в серьгах, браслетах, поясных застежках и пр. Часто в глухой каст закрепляли и прозрачные камни – в этом случае усиление блеска и яркости вставки в глухой оправе достигалось подкладыванием на дно каста металлической фольги (или еще проще – в кастовую оправу вставляли фрагмент зеркала).
Рассматриваемые нами ювелирные изделия – продукт кустарного массового производства, поэтому основным качеством таких изделий была прочность, что отвечало и требованиям заказчиков, и условиям производства. Естественно, что глухой каст стал излюбленным видом оправы такого рода изделий. Тем не менее, в классической кастовой оправе стенки каста часто выбирались треугольными зубцами, что дает внешнее сходство с ободковой крапановой оправой.
Источник: Елена Смирнова. «История и культура татар Западной Сибири», Казань: Институт истории им. Ш. Марджани АН РТ; Изд-во «Артифакт», 2015. – 728 с. + 56 с. цв. вкл.