Топ-100

Ткань для одежды Сибирских татар

Опубликовал: lomsecret, 13-06-2017, 20:16, Путешествие в историю, 1 153, 0

При изготовлении традиционной одежды у сибирских татар использовались три категории тканей: домашнего, кустарного и фабричного изготовления. Последняя категория выделялась и терминологически – покупные ткани фабричного изготовления назывались моллар (мн. от мол – «товар»). Такое восприятие и, соответственно, название покупных тканей характерно для многих народов, в т.ч. тюркских.

Так, в узбекском языке для покупных тканей (мануфактуры) существует термин газмол (от газ – «аршин» и мол – «товар»), т.е. ткань – это товар, который измеряется аршином. У русских мануфактура также носила название товар («черный товар» – гладкоокрашенные одежные ткани, такие, как молескин, диагональ и пр. и «красный товар» – набивные и разноцветные ткани) в отличие от тканей, изготовленных в домашних условиях и имевших собственные видовые названия.

В древнетюркском языке существовало парное выражение tavar ad tavar в значении «имущество», «хорошая материя», что может свидетельствовать о древней традиции отделять ткани домашнего изготовления, используемые повседневно и не представляющие особой ценности, от тканей дорогих, покупных, выделяющих владельца и являющихся как бы знаком высокого имущественного и социального положения. Собственно же термин tavar в древнетюркском языке означал как добро, имущество, богатство, так и товар.

В категорию тканей фабричного изготовления, которые преобладали в одежде сибирских татар конца XIX – первой трети XX вв., входят как хлопчатобумажные, так и шелковые и шерстяные ткани, причем, за небольшим исключением, все они сохраняли «русское» название, т.е. то, под каким названием ткани приобретались на ярмарках и в лавках. Из хлопчатобумажных тканей широко употреблялись ситец (ситцэ), сатин (сотин), коленкор (каленкур), кумач (комач) и др. Шелковые ткани, несмотря на разнообразие ассортимента и, соответственно, названий определялись единственным термином евяк (шелк), особенно качественные сорта шелковых тканей – торга, что восходит к древнетюркскому torqu (шелк), а этот термин, в свою очередь – к tor в значении «тенёта, сети».

Шерстяные ткани делились, в представлении сибирских татар, на ткани для платьев (под единым названием кашемир, независимо от сорта ткани) – относительно тонкие и мягкие, а также ткани для верхних вещей, называвшиеся в соответствии с торговой терминологией (драп, шевиот, коверкот и пр.). Для бархата и плюша, широко использовавшихся в одежде сибирских татар, применялся традиционно термин мокмал (махмал), а особенно любимый бархат красного цвета выделялся определением кысыл мокмал, причем это сохранялось и в названии видов одежды (кысыл мокмал манта тун – женское зимнее пальто из красного бархата).

Ткани кустарного производства в изучаемый период были представлены почти исключительно шелковыми среднеазиатскими и китайскими тканями, которые в основном называли евяк (шелк), но сохранялись и специфические термины – падшаи (подчай) или камга (камка, китайский шелк). Эти же виды тканей могли называться также и торга.

Из тканей домашнего изготовления сибирскими татарами использовались ткани из растительных (конопля, лен) и животных (овечья шерсть) волокон. Название сырья в этом случае переносилось на ткань: холст из конопли (киндер, турап) так и назывался – киндер (турап), из льна (китен) – китен. Иногда к названию сырья для уточнения добавлялось название технологической операции (напр. турап цугу – турап (конопля) + цугу (ткать), т.е. «тканая конопля»).

Основным типом домашних шерстяных тканей была армячина из овечьей шерсти черного или коричневого цветов. Армячину ткали простым полотняным переплетением, причем различали два ее вида по составу утка и основы – полностью шерстяную и с шерстяным утком и простой (льняной, конопляной, хлопчатобумажной) основой. Иногда армячину обрабатывали горячей водой или паром, т.е. сваливали для придания большей прочности и теплоизоляционности. Из армячины изготавливали традиционные халаты сухмен (сукман), и ткань носила аналогичное название.

Последними по времени в одежде сибирских татар появляются ткани фабричного производства, причем в таком количестве, что практически вытесняют ткани первых двух категорий. В первую очередь, это касается хлопчатобумажных тканей, производство которых в России конца XIX – начала XX вв. с ее развитой инфраструктурой и ориентированной на «восточного» потребителя текстильной промышленностью поднялось на небывало высокий уровень. «Дело было поставлено фундаментальнейшим образом. Множество фабрик специализировалось на продукции, соответствовавшей вкусам и запросам азиатского потребителя. Учитывалось все: рисунок, цвет, традиции той или иной страны...».

Политика России по наращиванию экспорта на азиатские рынки именно хлопчатобумажных, а не шерстяных тканей, а также низкая стоимость первых и позволила «сохранить» традиционное производство армячины, в т.ч. и у сибирских татар. Шерстяные ткани фабричного изготовления (в основном английские, лодзинские и московские), представленные на российском рынке, были достаточно дорогими; например, в 1905 г. отпускные цены на мануфактурные товары лодзинского производства были следующими: 1 аршин драпа высокого качества для мужских пальто стоил от 3 р. 75 к. до 5 р. 50 к., 1 аршин шевиота для мужских костюмов – от 1 р. 45 к. до 2 р. 40 к., 1 аршин шерстяного плюша для дамских верхних вещей – от 2 р. 60 к. до 4 р. 75 к.

Это делало более выгодным изготовление шерстяных тканей в домашних условиях (для основной массы одежды), в отличие от изготовления холста, трудозатраты на которое не шли ни в какое сравнение с дешевизной фабричного ситца (1 аршин стоил в среднем 10 к.). Тем не менее, и фабричные шерстяные ткани находили применение в одежде сибирских татар, хотя и в меньших масштабах. Названия фабричных тканей, как было сказано выше, употреблялись «русские», нетрадиционные, за исключением тех случаев, когда фабричная ткань приходила на смену кустарной, имевшей собственное название (например, мокмал – бархат, евяк – шелк).

Источник: Елена Смирнова. «История и культура татар Западной Сибири», Казань: Институт истории им. Ш. Марджани АН РТ; Изд-во «Артифакт», 2015. – 728 с. + 56 с. цв. вкл.
скачать dle 12.1



  • Не нравится
  • 0
  • Нравится

Похожие публикации
У данной публикации еще нет комментариев. Хотите начать обсуждение?

Имя:*
E-Mail:
Введите код: *
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив


Архив сайта
Апрель 2024 (36)
Март 2024 (43)
Февраль 2024 (36)
Январь 2024 (38)
Декабрь 2023 (29)
Ноябрь 2023 (20)
Календарь
«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930 
Реклама
Карта Яндекс
Счетчики
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru
При использовании материалов ссылка на источник обязательна. Спасибо за понимание.