Рельсовая колея на погранпереходе в Забайкальске
Опубликовал: zampolit, 4-06-2017, 16:42, Маршруты путешествий, 3 328, 0
Железнодорожники коротко называют железную дорогу, т.е. рельсы и полотно, по которым ходят поезда, «путем». Расстоянием между двумя рельсами называется шириной колеи. Ширина европейской колеи в большинстве случаев составляет 1435 мм.
Эта странная цифра возникла в силу определенных исторических фактов, она соответствует английской мере – 4 фута 8,5 дюймов. В свое время этот размер переняло большинство европейских стран, заказывавших свои первые паровозы в Англии. То же относится к 75% железных дорог всего земного шара. Поэтому ширину колеи в 1435 мм принято называть нормальной. 25 % дорог отклоняется в ту или иную сторону от нормальной колеи.
Колея шире нормальной (ширококолейка) существует у русских (1524 = 5 английских футов), ирландских и австралийских (1600 мм) дорогах, а также в Индии, Испании и Португалии (1667 мм). В Бразилии, Малой Азии, Японии, Африке и ряде колониальных стран привилась узкоколейка, шириной в 1 м и меньше.
Не только в России ширина колеи имеет 1520 мм, а также в странах бывшего СССР, Финляндии и Монголии. Ширина в 1524 единицы либо в 1520, разница в каких-то 4 мм, практически не заметна, и не несет в себе негативные последствия. Не требуется переоборудование состава, и изменение мелких нюансов. Но, во время переходного этапа, были вызваны серьезные проблемы с износом колесных пар. Самая первая железная дорога России — Царскосельская — имела еще более широкую колею: 1829 мм.
Ширина в 1524 единицы, стала актуальной, во время построения Николаевской железной дороги, в период XIX века. О выборе колеи для этой дороги инженер П.П. Мельников, после тщательного изучения железнодорожного дела в США, писал: «Трудно допустить, чтобы измерение одного из главных элементов железной дороги (т. е. ширины колеи), принятое почти случайно на первой дороге в Англии, было выгоднейшим для всех железных дорог вообще… » Мельников предложил колею в 5 дюймов, что было на 89 мм шире стефенсоновской. 29 сентября 1842 года был издан указ «Об учреждении Комитета устройства железной Петербурго-Московской дороги». Крупнейшая дорога России длиной 650 км с колеей 1524 мм стала предшественницей всех российских железных дорог, а также железных дорог Финляндии. С тех пор она именуется «пятифутовой», «советской» или «русской».
С мая 1970 года магистральные железнодорожные пути в СССР начали постепенно переводиться на колею 1520 мм. Это было сделано в целях лучшего взаимодействия пути и подвижного состава.
Россия стала строить Китайскую восточную железную дорогу (КВЖД) с российской колеей (1524 мм), Франция — линию из Индокитая в провинцию Юньнань с метровой колеей (1000 мм), а остальные компании (британские, американские, немецкие и бельгийские) — со стандартной европейской колеей (1435 мм). Таким образом, к 1925 году на территории Китая существовала разноколейная сеть — в центральной и восточной его частях преобладала стандартная колея, на северо-востоке — широкая, а на крайнем юго-западе, а также в провинции Шаньси (дорога Ченгтай) — метровая колея.
После образования КНР колею перешили на единую ширину — 1435 мм. В настоящее время все магистральные и региональные железные дороги Китая имеют стандартную европейскую колею 1435 мм, и только ряд угольных (главным образом, в провинциях Шаньси и Хэнань) и лесовозных дорог (преимущественно в Манчжурии и на юге) местного значения, построенных в 50—60-е годы, — узкую колею с 1000 мм или 762 мм.
До 2008 года на станции Забайкальск при переводе поезда с одного стандарта колеи на другой колесные тележки меняли в три этапа: сначала у первых шести вагонов, затем у трех, потом у оставшихся шести – произвести необходимый для замены колес подъем более шести вагонов не позволяла недостаточная мощность и охват существующего оборудования.
К Пекинской олимпиаде был модернизирован пункт подготовки вагонов (ППВ) – был построен еще один путь для перестановки колес и установлено десять новых домкратных установок с увеличенной высотой ходовых винтов, которые позволяют за один этап менять тележки на узкоколейные сразу у девяти вагонов.
Домкраты поднимают вагон, а лебедка вытягивает ширококолейные тележки и загоняет под вагоны узкоколейные. Тележки заранее выставляются на особом пути, где между рельсами российской колеи уложена китайская. На обратном пути операция с перегоном тележек проходит точно так же, только на этот раз извлекают из-под вагонов уже иностранные колеса.