Топ-100

Продовольственное обеспечение в конце Великой Отечественной войны

Опубликовал: zampolit, 14-05-2017, 19:44, Великая Победа, 1 034, 0

Завершающий этап третьего периода войны в Европе пришелся на январь—май 1945 года. Он характерен был тем, что операциям фронтов не предшествовала, как это положено по канонам военной науки, стратегическая пауза после завершения летне-осенней кампании 1944 года, что поставило службу тыла перед лицом серьезных проблем: тылы фронтов растянулись на сотни километров, запасы материальных средств, в том числе и продовольственные, во многом исчерпали себя. При этом предстояло решить массу новых задач по заготовке сельскохозяйственных продуктов, восстановлению хозяйства на территории освобождаемых от фашистской оккупации государств, оказанию помощи, прежде всего продовольствием, местному населению, обеспечению репатриированных и бывших военнопленных всем необходимым — пищей, одеждой, транспортом, медицинской помощью. В продовольствии в первую очередь нуждалось население таких городов, как Прага, Белград, Будапешт, Вена, Берлин.

После взятия Берлина в качестве первой помощи со стороны советского правительства в город поступило 96 тыс. т зерна, 60 тыс. т картофеля, до 50 тыс. голов скота для убоя, а также сахар, жиры и другие продукты. В результате этих срочных мероприятий удалось ликвидировать угрозу голода. Следует отметить, что в Берлине во втором полугодии 1945 года проживало около 3,5 млн человек. Из запасов фронтов для населения города было выделено 6 млн пудов муки и зерна, другие продукты, органы тыла действующей армии организовали питание жителей и военнопленных по выделенным нормам снабжения. Особая забота проявлялась о детях.

Нормы питания для различных категорий населения Берлина и других крупных городов Германии были по тому времени весьма неплохими. Так, лицам, занятым на тяжелых физических работах, и рабочим вредных профессий выдавалось в день по 600 г хлеба, 80 г крупы и макаронных изделий, 100 г мяса, 30 г жиров, 25 г сахара. Рабочие получали по 500 г хлеба, 60 г макаронных изделий и круп, 65 г мяса, 15 г жиров и 20 г сахара. Остальное население получало по 300 г хлеба, 30 г макаронных изделий и круп, 20 г мяса, 7 г жиров и 15 г сахара. Кроме того, каждый житель получал по 400—500 г картофеля в день и по 400 г соли в месяц. Наконец, по карточкам выдавали кофе и чай. Для ученых, инженеров, врачей, работников культуры и искусства, а также для руководящих работников городского и районного самоуправления, тяжёлой промышленности и транспорта были установлены такие же нормы, как и для рабочих, занятых на физически тяжёлых и вредных работах. Прочие технические служащие в Берлине, равно как и предприниматели, учителя и служители церкви, получали продовольствие по тем же нормам, что и рабочие обычных предприятий. Для больных, находящихся на излечении в больницах, были введены особые нормы. Кроме того, детям до 13- летнего возраста выдавалось по 200 г молока.

Всю работу по завозу в Берлин продовольствия, организации товаропроводящей сети, обеспечению порядка при выдаче продовольствия жителям Берлина выполняли органы тыла. Например, на складах фронта натурального кофе не имелось, в наличии был только суррогатный. Тогда А.И. Микоян распорядился доставить натуральный кофе для берлинцев из Москвы. Наркомат путей сообщения обеспечил этому поезду зеленую улицу.

Для примера сопоставим эти нормы с теми, какие были введены в начале войны в СССР. Нормы снабжения устанавливались в зависимости от количества товарных ресурсов и дифференцировались по 4 группам населения: рабочие и приравненные к ним лица; служащие и приравненные к ним; иждивенцы и приравненные к ним; дети в возрасте до 12 лет. В зависимости от значения отдельных отраслей промышленности рабочие снабжались хлебом и сахаром по нормам 1 -й и 2-й категорий. Это по 800 (600) г хлеба в день и такое же количество сахара и кондитерских изделий на человека в месяц.

На завершающем этапе войны и сразу после ее окончания личному составу службы тыла и действующей армии приходилось выполнять и не свойственные им задачи. Так, 11 июля 1945 года было вынесено постановление «Об организации лова рыбы на побережье Балтийского моря», согласно которому войска бывшего 1-го Белорусского фронта должны были во втором полугодии 1945 года наловить 21 тыс. т рыбы, что могло заменить 14 тыс. т мяса (около 100 тыс. голов крупного рогатого скота).

Однако задача хозяйственного освоения территории восточнее Одера заключалась не только в этом.
Прежде всего нужно было спасти скот, оставшийся без всякого надзора, а также оказать немедленную ветеринарную помощь больному скоту. Требовалось огромное количество фуража, сочных кормов и концентратов.

Встал вопрос о выборе наиболее благоприятных зон для сосредоточения и длительного содержания скота с учетом кормовых и водных ресурсов, благополучия в эпизоотическом отношении, удобств хозяйственного обслуживания и т.д. В связи с этим отдельным гуртам предстоял переход на большие расстояния. У советских тыловиков имелся опыт перегона скота от Волги до Днепра, но то был наш скот, привыкший ходить каждый день по нескольку километров. А на Западе крупный рогатый скот находился в стойловом содержании и не был приспособлен к дальним переходам. Специалистам пришлось разработать определенную тренировочную программу, предусматривающую массаж, зачистку и обрезку копыт, покрытие их слоем смолы. Ценой величайших усилий со стороны военно-тыловых органов и местного населения всю массу скота удалось спасти от неминуемой гибели. При этом 5000 дойных коров были выделены в распоряжение берлинских властей.

Кроме того, на землях восточнее Одера в марте—апреле 1945 года следовало провести весенний сев. Гитлеровские войска ушли оттуда, угнав большую часть местного населения. Пришлось наспех создавать импровизированные «совхозы», в результате чего еще до начала Берлинской операции и во время ее проведения удалось засеять 300 тыс. га различными яровыми культурами, что позволило вырастить не менее 40 млн пудов зерна. Эти земли по окончании войны были возвращены Польской Народной Республике, но так как переселение поляков шло медленно, то по договоренности с польским правительством урожай пришлось убирать нашим войскам.

Впрочем, деятельность такого рода для тыловиков и личного состава действующей армии не была неожиданной: они уже занимались подобным делом на освобождаемой советской территории. Так, весной 1944 года силами частей 1 -го Украинского фронта, которым с марта по май 1944 года командовал Маршал Советского Союза Г.К. Жуков, было вспахано и засеяно более 55 тыс. га, для колхозов и семей красноармейцев отпущено около 5000 т семенного картофеля, передано колхозам 9000 лошадей.

Аналогичную работу вели 2, 3, 4-й Украинские и другие фронты. Так, военный совет 1-го Белорусского фронта еще 25 февраля 1944 года принял постановление «О мерах помощи со стороны фронта в восстановлении народного хозяйства Белорусской республики», согласно которому тыл фронта выдал местным органам власти соответствующую технику, лошадей, строительные материалы, а армии и отдельные части направляли без ущерба для боеспособности часть личного состава для проведения сельскохозяйственных работ.

После Берлинской операции было организовано сенокошение в поймах рек Одер и Варта. Тыловики на освобожденных территориях помогали также налаживать работу текстильных и кожевенных предприятий, мельниц, хлебозаводов, макаронных фабрик и других отраслей легкой промышленности. Так что к концу войны в системе тыла ведущее положение заняли новые отделы — сельскохозяйственный и промышленный.

Много хлопот тыловой службе доставляло содержание военнопленных. Пленные оказались в более выгодном положении, нежели находившиеся на свободе их соотечественники, жители Берлина и других крупных городов, которые еще до крушения фашистского режима практически голодали. Следовало также принимать репатриантов, а это 1 млн советских, английских, французских, чешских, югославских и даже американских граждан. Их направляли в специальные сборные пункты, там они проходили медико-санитарный осмотр и обработку, некоторые нуждались в госпитализации и практически всех надо было заново одевать и обувать, а главное — кормить и обеспечивать ночлегом.

Кроме того, тыловые части выполняли также трофейную службу, то есть демонтировали заводы и цеха для вывоза в СССР в счет репараций, занимались ликвидацией военных объектов на территории Германии на основе решений Крымской (Ялтинской) и Потсдамской конференций союзных держав.

Источник: В. И. Соколова, «Военно-исторический журнал», № 8, 2009 г.
скачать dle 12.1



  • Не нравится
  • 0
  • Нравится

Похожие публикации
У данной публикации еще нет комментариев. Хотите начать обсуждение?

Имя:*
E-Mail:
Введите код: *
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив


Архив сайта
Апрель 2024 (32)
Март 2024 (43)
Февраль 2024 (36)
Январь 2024 (38)
Декабрь 2023 (29)
Ноябрь 2023 (20)
Календарь
«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930 
Реклама
Карта Яндекс
Счетчики
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru
При использовании материалов ссылка на источник обязательна. Спасибо за понимание.