Топ-100

Символика Забайкальского казачьего войска

Опубликовал: zampolit, 7-05-2017, 10:23, Символы воинской чести и доблести, 3 011, 2

Значительное место в культуре казачества занимает государственная символика. Главной святыней в жизни казачества было знамя — свидетельство признания войск высшей государственной властью и проявления монаршей милости, оценки заслуг казачества в выполнении гражданского и воинского долга перед народом.

В начале XVIII века на службу русскому царю были приглашены и поверстаны в казаки буряты и тунгусы. Они проживали в караулах на границе с Монголией и Китаем. Инородческие войска зарекомендовали себя верными стражами Российского государства. В 1728 году одиннадцати родам (полкам) хоринских бурят Селенгинского и Нерчинского дистриктов «за их верность, прилежность к службе и чтобы впредь служили со всякою ревностью» было пожаловано по знамени, на них было возложено несение службы у Ара-Мензинского караула. Отсюда пошли корни Забайкальского бурятского казачьего войска. Семи родам селенгинских бурят 14 августа 1800 года также было пожаловано по знамени. Знамена представляли собой двухаршинное квадратное полотнище, сшитое из 17 отдельных кусков шелка. В середине круг белого цвета, от которого к центру сторон расходятся белые полосы в виде креста. Пространство между ними зашито красной тканью. На белой средней полосе на одной стороне изображен двуглавый орел, над которым написано: «Не нам, не нам, а имени Твоему», на другой стороне надпись над орлом гласит: «Сим знаменем победиши». По углам в красный цвет знамени нашиты овальные формы, окаймленные золотыми венками с надписью в центре: «Благодать».

В 1840 году из хоринских бурят Верхнеудинского округа выделились 7875 человек, обитавших в Нерчинской округе, которые вошли в Агинский округ, затребовав причитавшиеся им знамена. По предложению генерал-губернатора Восточной Сибири, отметившего, что агинцы чтут монаршую милость, помогают комплектовать людьми бурятские полки, содержать пограничную стражу и исправно платят ясак, 21 ноября 1842 года им было пожаловано 9 знамен «За верность и усердие». 21 апреля 1846 года состоялось пожалование селенгинским бурятам 15 знамен взамен устаревших. Знамена воспринимались бурятскими казаками как знак высшей милости, символ признания их заслуг, высоко ценились и свято охранялись.

Вскоре после образования Забайкальского казачьего войска 6 декабря 1852 года были высочайше пожалованы знамена четырем русским конным полкам и двенадцати пешим батальонам. В особой грамоте по этому поводу писалось: «...по освящении знамён употребить оные на службу Нам и Отечеству, с верностию, усердием и храбрастию, Российскому войску свойственными. Пребываем Императорской Нашею милостию благосклонны Николай I». В приказе Н.Н. Муравьева войску было велено по прочтении грамоты полкам и батальонам хранить ее в войсковом правлении, для чего учредить почетный караул из конных и пеших казаков. Знамена хранить в полковых и батальонных штабах, назначить к ним часовых из числа достойнейших казаков.

Полотно знамени пешего батальона представляло собой двусторонний шелковый квадрат, сторона которого несколько превышала 2 аршина. Полотно шилось из 9 кусков: в середине размещался желтый круг диаметром в 13 вершков, вокруг него — лавровый венок, в середине венка — государственный герб; от середины каждой стороны к центру шли белые полосы, образующие крест; промежутки между частями креста заполнены тканью зеленого цвета.

Знамена конного полка по размерам и общему принципу пошива были идентичными батальонным. Фон знамен вокруг центрального желтого круга был синего цвета. По углам располагались четыре красных круга диаметром 6 вершков каждый. На полотне нарисованы: вокруг желтого круга — лавровый венок, внутри него с одной стороны знамени — государственный герб, с другой — красный крест; вокруг красных кругов — лавровые венки с буквой «Н» в центре.

В 1897 году за успехи в освоении края простые знамена были пожалованы Амурскому казачьему полку, получившему в 1909 году имя генерал-адъютанта графа Н.Н. Муравьева-Амурского, и Уссурийскому казачьему дивизиону. Славная история Забайкальского казачьего войска была отмечена в 1903 году пожалованием войскового знамени.

Самой почетной коллективной наградой в старой российской армии были Георгиевские знамена. Они вручались от имени императора только тем частям, чьи действия обеспечили победу над превосходящими силами неприятеля, а личный состав проявил массовый героизм на поле боя. В Забайкальском казачьем войске Георгиевских знамен «За отличие в войну с Японией в 1904—1905 годах» были удостоены 1-й Верхнеудинский и 1 -й Читинский полки. На них — кровь забайкальских казаков, героев сражений под Ляояном, Мукденом, на реке Шахе, лихих рейдов в тыл врага в Корею, на города Инкоу и Факумынь.

У казачества формировалось особое отношение к знамени, которое являлось важным атрибутом, побуждавшим казаков в мирное время образцово выполнять свой воинский долг, а во время войны мобилизовавшим их на ратные подвиги. В «Памятке об Амурском казачьем полку» записано: «Знамя — это великая святыня, в ней честь, слава и жизнь твоего полка. Честный и храбрый казак умрет со знаменем в руках, но не даст его на поругание неприятелю. Знамя дано самим Царем, грамотою подписанное. Оно заключает все драгоценности русского воинства: Веру, Царя и Отечество».

Знамёна бережно хранились казачеством. Так, в Забайкалье находившиеся в доме наказного атамана войсковые знамена в 1890 году были помещены в часовне во имя Св. Александра Невского, возведенной по распоряжению наказного атамана генерала М.П. Хорошхина в честь полученной от царя благодарности за хорошее состояние Забайкальского казачьего войска. При отступлении войск атамана Г.М. Семенова войсковые святыни были вывезены из России под охраной полного георгиевского кавалера В.Г. Казакова. Он их сберег в трудные годы китайской эмиграции и вернул в 1945 году советскому командованию.

В 1904 году казачьим войскам восточных окраин России были пожалованы атаманские насеки, символы авторитета атаманской власти и верности казачества монархическому идеалу. Поэтому не случайно, по древнему казачьему обычаю, насеки были вручены на казачьих кругах в день рождения наследника великого князя Алексея Николаевича, августейшего атамана всех казачьих войск. Насека представляла собой трость черного дерева в серебряной вызолоченной оправе с серебряным наконечником. Венчалась насека государственным гербом с двуглавым орлом и державой, украшенной розами, что символизировало крепость Российского государства и императорской власти. Особую царскую благосклонность к забайкальскому и дальневосточному казачеству подчеркивали именные надписи с императорским вензелем.

К началу XX века забайкальское казачество представляло собой самостоятельную социальную группу со сложившимися в процессе исторического развития самобытными традициями. Оно осознавало свою значимость для края и стремилось закрепить ее во внешних формах культуры. В 1912 году военный губернатор Забайкальской области, наказной атаман Забайкальского казачьего войска А.И. Кияшко инициировал вопрос о создании войскового герба, отличного от герба территории. Обосновывая необходимость собственного геральдического знака, казаки-забайкальцы писали: «Когда гром оружия многолетних войн все еще продолжал звучать на полях окраин великого царства Российского, здесь тогда было место лишь одному сословию, среди которого бранные схватки считались потехой, где шашки не ржавели, удаль и отвага не вымирали, где от отца к сыну, от деда к внуку переходил один и тот же завет — любить родную землю и истреблять врагов ея... В области с казачьим населением живут двойной жизнью: жизнью населения войскового сословия и жизнью не войскового сословия. У каждого из этих сословий своя строго ограниченная земельная собственность, свой особый уклад жизни, свои особенные интересы, свои обязательства перед государством». Среди присоединившихся к просьбе А.И. Кияшко были наказные атаманы Амурского и Уссурийского казачьих войск.

В 1914 году хорунжий Размахнин выполнил эскиз герба. На щите с закругленными краями и мыском в середине нижней части был изображен голубой фон неба с северным сиянием, что означало расположение территории Забайкальского казачьего войска к северу от Китайской империи и близко к полярному кругу. В небе распростер могучие крылья двуглавый орел — символ Российской империи, частью которой являлось Забайкалье. В когтях у орла — лук со стрелою, опущенной острием вниз, символ вхождения в состав Забайкальского казачьего войска бурят, вооружение которых составляли лук и стрелы и которые готовы нанести удар лежащему к югу за пограничной чертой Китаю. Ниже орла — сопки, характерная особенность большей части Забайкалья. Переход сопок в зеленое ровное поле означает степной характер южной, пограничной с Китаем территории Забайкалья. В левой стороне щита изображено синее озеро Байкал, символизирующее название края и войска. От Байкала до правой стороны щита протянулся коричневого цвета тын, напоминающий о том, что при покорении края и несении пограничной службы казаки окружали свои селения тыном. Черная линия под тыном означает сухопутную пограничную черту с Китаем, синяя — пограничную реку Аргунь, желтое поле— это Китайская империя, извивающийся над ней красный дракон — постоянная опасность.

С проектом герба были ознакомлены атаманы родственных Амурского и Уссурийского войск. Уссурийцы выразили пожелание, чтобы символика дальневосточных войск от Байкала до Тихого океана была идентичной с отражением небольших особенностей, амурские казаки решили создавать свой герб, поручив работу над ним подъесаулу лейб-гвардии сводного казачьего полка Сычеву.

К сожалению, герб Забайкальского казачьего войска так и не был узаконен. В 1917 году появился декрет о ликвидации чинов, сословий и званий. Несколько позже ликвидация казачьего сословия привела к полному забвению местных геральдических символов.

В Забайкальском войске осуществлялась организационная работа по подготовке проекта и изготовлению нагрудных знаков. История их появления связана с тем, что 13 августа 1913 года Забайкальскому казачьему войску было пожаловано старшинство с 1655 года. А.И. Кияшко, желая увековечить это событие, постановил учредить нагрудный знак. 31 октября 1914 года он был высочайше утвержден. Знак представлял собой желтую эмалевую удлиненную подкову с золотыми краями. Его размер не превышал в высоту 17 см и в ширину — 13 см. В нижней части был изображен красный извивающийся дракон, а по сторонам темно-зеленые ветви. Во внутренней части подковы внизу помещен частокол темно-коричневого цвета, а под ним, по краю подковы, — извивающаяся узкая голубая полоса. В верхней части подковы находился двуглавый черно-коричневый орел с распростертыми крыльями, опиравшимися на боковые стороны подковы. Голова орла увенчана императорской золотой короной. На груди расположен щит, на белом поле которого помещен Георгий Победоносец на коне, поражающий копьем змия. Из-под крыльев орла исходят в виде молний золотые стрелы, доходящие до частокола и внутренних краев подковы. В лапах орел держит бант из желтой ленты, на концах которой написаны даты: слева — «1655» — год старшинства ЗКВ, справа — «1913» — год пожалования этого старшинства. Под бантом помещены два вензеля: золотой «Н» — императора Николая II и серебряный «А» — царя Алексея Михайловича, в царствование которого появились первые казаки за Байкалом. Геральдические элементы нагрудного знака по смыслу символизировали аналогичные изображения проекта войскового герба.

Были учреждены золотые, серебряные и бронзовые знаки. Право их ношения предоставлялось всем офицерским, классным и нижним чинам, служившим в частях войска, в штабах, управлениях, заведениях и учреждениях. Прикомандированные чины правом ношения знака не пользовались. Приобретение нагрудных знаков осуществляли войсковые части на собственные средства без дополнительных расходов казны. В1915— 1916 гг. была изготовлена небольшая партия знаков в Санкт-Петербурге, на фабрике «Эдуард», в массовое производство по известным причинам знак не был запущен. Тем не менее, попытки создания собственной геральдики свидетельствуют о достаточно высокой степени зрелости казачьих войск на восточных окраинах России.

Источник: А.И. Коваленко, «Государственная символика в культуре казачества восточных окраин России», «Военно-исторический журнал», № 4, 2009 г. с.64
скачать dle 12.1



  • Не нравится
  • +11
  • Нравится

Похожие публикации

Обсуждения

  1. Моей дочери нужен Знак Забайкальского Казачьего войска

    какая цена у вас?

  2. Мы не занимаемся продажей военной атрибутики.

Имя:*
E-Mail:
Введите код: *
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив


Архив сайта
Март 2024 (40)
Февраль 2024 (36)
Январь 2024 (38)
Декабрь 2023 (29)
Ноябрь 2023 (20)
Октябрь 2023 (33)
Календарь
«    Март 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Реклама
Карта Яндекс
Счетчики
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru
При использовании материалов ссылка на источник обязательна. Спасибо за понимание.