шаблоны для dle, uaBIG.com - инструменты для вашего сайта
Форма входа
Логин:
Пароль:
Забыли пароль?
» Путешествие в историю » Финансовая система Тобольской губернии в XIX веке

Финансовая система Тобольской губернии в XIX веке

Автор: zampolit
26-04-2017, 16:30
Финансовая система Тобольской губернии в XIX веке

На новый уровень развития финансовая система страны вышла после реформ, проводимых по инициативе В.А. Татаринова, в 60-х годах XIX века. Специально командированный в Европу Татаринов в течение двух лет изучал опыт в сфере управления финансами Бельгии, Франции, Австрии, Пруссии. По возвращении в Россию Татаринов представил обширный доклад о постановке сметного и контрольного дела в странах пребывания и мероприятиях, которые следовало провести в России.

В конце 1858 г. Александру II был представлен разработанный В.А. Татариновым проект организации бюджетного, кассового, контрольного дела в России. В основу проекта был положен принцип единства бюджета.
Единая государственная роспись должна была охватить все без исключения доходы и расходы.

В проекте признавалось необходимым провести следующие меры:
1. Составить единообразные для всех Министерств и ведомств сметы, которые должны охватить все государственные доходы и расходы.
2. Рассматривать и утверждать сметы одновременно с рассмотрением последнего отчета об исполнении государственного бюджета.
3. Запрещать переносить кредиты из одного главного подразделения сметы в другое.
4. Заключать сметы в определенный срок, после которого кредиты по сметам министерств должны быть закрыты.

Основополагающим принципом для В.А. Татаринова являлся принцип единства кассы, то есть сосредоточие всех государственных доходов в кассовых учреждениях финансового ведомства, откуда производятся все государственные расходы.
Законом 23 мая 1866 г. в связи с преобразованием Казенных палат в них были созданы 3 отделения — казначейское, ревизионное и канцелярия. Казначейства делились на семь разрядов. В некоторых местностях империи, где денежные обороты были не столь значительны, учреждались взамен казначейств приходно-расходные кассы Министерства финансов. Представляется справедливым считать основой финансового управления губернские Казенные палаты, а центральной фигурой в губернской системе — скромную должность уездного казначея.

Казенная палата непосредственно не собирала доходов, она осуществляла надзор и ревизию подведомственных казначейств, а также готовила обобщенные отчеты по их деятельности для передачи в Министерство финансов. Управляющий Казенной палатой назначался и увольнялся по представлению Министерства финансов «Высочайшими приказами». Помощники управляющих и начальники отделений назначались и увольнялись министром финансов по представлениям департамента Государственного казначейства. Все прочие должностные лица Казенной палаты назначались и увольнялись управляющим Казенной палатой.

В записке губернского казначея обязанности казначейского отделения были определены следующим образом:


В Тобольской губернии казначейства были в 8 городах: Березове, Ишиме, Кургане, Таре, Тобольске, Туринске, Тюмени, Ялуторовске. Известно, что в XIX в. какое-то время действовало Сургутское отдельное казначейство.
Самым загадочным из всех представлялось Сургутское казначейство. Несмотря на многообещающий заголовок архивного дела в Тобольске, фактической информации там не оказалось. Удалось обнаружить некоторые сведения об этом казначействе только в Санкт-Петербурге, в обращении генерал-губернатора Западной Сибири к министру финансов:

«Осматривая в минувшем году северные округа Тобольской губернии, я между прочим обратил внимание на отсутствие в г. Сургуте казначейства, и принимая во внимание, что в Нарыме Томской губернии, находящемся в гораздо лучших условиях против Сургута Министерством финансов признано необходимым учреждение особой кассы, просил Управляющего Тобольскою казенною палатою доставить лишь свои соображения, не вызывает ли такое отсутствие в городе казначейства каких-либо неудобств и затруднений в финансовом отношении.

В ответ на это действительный статский советник Неудачный сообщил мне копии с постановления общего присутствия Казенной палаты, из которой видно, что необходимость существования финансовой кассы в г. Сургуте, отстоящем от казначейства в 820 верстах, признавалось с давнего времени и до 1866 г. в нем даже находилось особое Отделение Березовского казначейства со всеми правами уездных казначейств со введением же единства кассы, хотя Казенною палатою и возбуждено было ходатайство не только об оставлении в Сургуте казначейства, но даже и об увеличении состава его одним бухгалтером, но из Министерства на это ходатайство никакого ответа не подавало, и финансовая часть в этом городе приурочена к специальной кассе соляного пристава. В настоящее время, с окончательною распродажею в Сургутском округе казенной соли и с упразднением там должности соляного пристава, все обороты этого округа производятся по Березовскому окружному казначейству и только, в виде некоторого облегчения, существующие там Правительственные учреждения причислены к числу мест, содержимых на счет авансов.

Принимая во внимание все неудобства, которые должны испытывать как кредиторы казны, так и плательщики в особенности в весеннее и осеннее время, когда сообщение г. Сургута со всеми местностями совершенно прекращается, я заявление Казенной палаты о необходимости учреждения в этом городе особого казначейства со своей стороны признаю вполне основательным и заслуживающим уважения, тем более, что такое учреждение финансовой кассы, кроме помянутого облегчения для частных лиц, должно иметь своим результатом и установление порядка хранения и расходования разных сумм как депозитов местных учреждений, так и в особенности сумм, выручаемых в Сургутском округе за продаваемые инородцам муку, порох, дробь, свинец и соль, которые в настоящее время собираются вахтерами продовольственных магазинов и следовательно не вполне обеспечены от возможных растрат.

Сообщая о сем на усмотрение Вашего Высокопревосходительства, с приложением копии с постановления Тобольской казенной палаты 18-го декабря минувшего года, имею честь покорнейше просить о последующем почтить меня Вашим уведомлением.
Генерал-губернатор, генерал-адъютант».

К изложенному в письме генерал-губернатора следовало бы добавить, что казначейство в Сургуте во время своего существования там в 1860-е годы осуществляло прием податей от проживающих в Сургутском отдельном участке государственных крестьян и ясака от инородцев, акцизных денег за вино и проданную соль; проводило продажу разного вида гербовой бумаги, патентов и выдачу торговых свидетельств. Все местные расходы также проводило казначейство: оплата содержания отдельного Сургутского заседателя, почтового отделения, церковных причтов; отпуск сумм на содержание земской и почтовой гоньбы, расчеты с поставщиками в казенные магазины за муку, выдачу пособия политическим ссыльным, выдачу кормового довольствия подсудимым как на месте, так и в пути следования.

На 1 января 1862 г. остаток государственных доходов в Сургутском казначействе составил 2311 руб. 22 3/4 коп., за 1862 год поступило всех видов доходов 17631 руб. 61 1/2 коп.

К моменту появления настоящего ходатайства (1878 г.) эти цифры были бы неизмеримо больше. Одних только торговых документов, разных сортов гербовой бумаги и марок было выслано из Березовского казначейства сургутскому мещанскому старосте в 1877 году на сумму 1314 руб. 90 коп. Сумма подушной подати в Сургуте в 1878 году составила 2979 руб. 32 коп., акциза за вино от сургутского оптового склада за три года — 10822 руб.

При всей очевидной необходимости казначейства в Сургуте на ходатайство генерал-губернатора в 1879 г. поступил отказ, причиной которого стало мнение государственного контролера о нецелесообразности его открытия. Следует отметить, что расходы на содержание казначейств регламентировались очень жестко.

«Министру финансов предоставлялось право, не выходя из пределов общей суммы, ассигнуемой на содержание казенных палат и казначейств:
1) распределять казначейства по разрядам и преобразовывать приходно-расходные кассы в казначейства с тем, чтобы на перечисление казначейств низших трех разрядов в четвертый или в высшие разряды и обратно испрашивалось разрешение в законодательном порядке;
2) назначать для каждого казначейства число должностных лиц и суммы на наем писцов и нижних служителей, а также на канцелярские и хозяйственные расходы;
3) определять размер прибавочного жалования присяжным казначейств с тем, чтобы высший оклад прибавочного жалования не превышал пятидесяти рублей в год за выслугу одного пятилетия, ста рублей в год за выслугу двух пятилетий и ста пятидесяти рублей в год за выслугу трех пятилетий».

Управляющим Казенными палатами представлялись следующие права в отношении казначейств:
1) увеличивать суммы на наем писцов, присяжных, сторожей и на канцелярские расходы одних казначейств за счет сбережений по другим, не выходя из общей суммы, определенной министром финансов для всех подведомственных палате казначейств;
2) обращать по своему усмотрению в пособия и награды штатным чиновникам и писцам казначейства остатки, которые могут образовываться от сумм, назначенных на содержание личного состава и на канцелярские расходы, причем остатки по одному казначейству могли распределяться на пособия и награды между служащими всех казначейств, подведомственных этой Казенной палате.

В губернии казначей подчинялся непосредственно Казенной палате, и кроме нее принимал указы и распоряжения только от губернатора и губернского правления. Казенная палата не могла использовать казначея ни на какие дела, не возложенные на него законом, а губернское начальство не могло требовать от казначея никаких других сведений кроме тех, которые ему было предписано подавать по закону. Губернатору, губернскому правлению и Казенной палате казначей посылал рапорты и донесения. Со всеми присутственными местами своего города (уезда) он сносился сообщениями если же возникала необходимость заставить кого- либо исполнять законы, то казначей делал представление об этом Казенной палате.

При вступлении в должность казначеи обязаны были дать подписку, что они сами, без разрешения Казенных палат, не будут передавать принадлежащую им собственность или ссуды от своего имени, а также от имени жен, детей, открыто, в противном случае они подвергались ответственности.

Печать казначейства должна была находиться в распоряжении и под надзором казначея, и он нес личную ответственность за правильность использования печати на основании Уложения о наказаниях, утвержденного указом императора Николая I от 15 августа 1845 г. и вступившего в действие 1 мая 1846 г.

Обязанности казначейств в губернии и уезде были следующие:


Казначейство принимало и хранило также доходы, учрежденные для особых предметов и относившиеся к разным местам: сборы на земские повинности, платежи, следовавшие в общий продовольственный капитал, платежи по добровольному страхованию, взносы в пользу кабинета Его Императорского Величества, Приказов общественного призрения, Александровского комитета о раненых и других мест.
Казначейство также принимало суммы, вносимые за другие казначейства. Министру финансов представлялось право, не учреждая отделений Государственного банка в тех местностях, где будет признано возможным ограничиться производством простейших банковских операций, как, например: выдачей ссуд под ценные бумаги, переводом сумм, приемом платежей за счет доверителей, покупкой и продажей процентных бумаг на комиссию, прием вкладов, разменом кредитных билетов и т.п. — возлагать эти операции на местные казначейства.

В кладовые казначейств принимали на временное хранение суммы присутственных мест, общественных учреждений и должностных лиц по специально изданным правилам.

Казначейства зависели от распоряжений Казенной палаты. Отчетность их по денежным оборотам ревизовалась Казенной и Контрольной палатами.

Казначейства вели демографическую статистику. В каждом из них хранился один экземпляр поданых к ревизии сказок (именных списков всего наличного податного населения) о числе душ города и уезда.

В каждом казначействе вся исполнительная власть принадлежала одному казначею, прочие же чины определялись ему в помощь и только исполняли законные приказания казначея.

Если казначей открывал какой-либо ранее неизвестный в уезде существовавший источник дохода, то он обязан был сделать об этом представление в Казенную палату.

Казначей не имел права без предписания Казенной палаты ни слагать недоимки, ни останавливать их взыскание или делать отсрочки в платежах. О безнадежных к поступлению недоимках он должен был делать представления Казенной палате.
Значительное расширение деятельности казначейства произошло в результате проводимой в 1895—1897 годах реформы, осуществление которой справедливо связывают с именем крупнейшего русского финансиста — министра финансов Сергея Юльевича Витте.

Слияние оборотной наличности казначейств с наличностью Государственного банка обеспечило последнему доступ к значительным суммам свободной наличности казначейства, включая суммы сбережений, хранившиеся в приписных почтовых сберегательных кассах, лицевые счета которых велись в казначействах, а также по которым казначейства составляли отчетность по операциям, начисляли процент. Одновременно 24 мая 1896 г. с Высочайшего соизволения на казначейства с 1 января 1897 г. было возложено ведение простейших пассивных банковских операций — переводной, вексельной, текущих счетов, вкладов, хранения, покупки и продажи кредитных бумаг.

Таким образом, казначейство осуществляло бюджетные операции по кассовому исполнению государственного и местного бюджетов, пассивные операции Государственного банка, а также фактическое руководство сберегательным делом на местах. Содержание работы казначейств усложнилось неимоверно.

Динамичное развитие России в начале XX века требовало, среди прочего, и наличия банковских учреждений во всех населенных пунктах империи, где население нуждалось в банковских услугах, а таких становилось все больше.

Поскольку открытие отделений Государственного банка, несмотря на их быстрорастущую сеть по стране, не удовлетворяло спрос на банковские услуги, а коммерческие банки по понятным причинам открывали свои отделения далеко не везде, было принято решение простейшие пассивные банковские операции возложить на казначейства.

Сейчас даже трудно представить, как досаждало купцам, ведущим дела на Севере губернии, отсутствие телеграфной связи с Березовским казначейством. Известен случай, когда отделение торгового дома «Собенников и бр. Молчановы» с целью оптовой скупки пушнины в Обдорске и Березове из первых рук командировало своего представителя в Березов, одновременно переведя в Березовское казначейство несколько десятков тысяч рублей. Доверенный фирмы, так и не дождавшись в Березове денег, вынужден был вернуться обратно. Причина неудачи оказалась в том, что из-за отсутствия в то время телеграфа в Березове переводы пришлось делать по почте, которая ходила туда не чаще двух раз в месяц. Положение осложнялось тем, что казначейства по существующим правилам при крупных переводах должны были запрашивать их подтверждения, которые совершались также по почте. Раздосадованный такими проволочками крупный местный промышленник А.В. Колмаков однажды послал со своим доверенным для скупки пушнины сто тысяч рублей наличными, подвергаясь неизбежному в таких случаях риску.

В 1900 году были приняты «Правила по банковым операциям в казначействах». К таковым операциям были отнесены следующие:
«а) размен денег;
б) покупка и продажа процентных бумаг;
в) уплата процентов по купонам от процентных бумаг и капитала по бумагам, вышедшим в тираж, и по билетам Государственного казначейства истекших сроков;
г) уплата процентов по вечным вкладам;
д) оплата (казначействами Сибирского района) ассигновок горных управлений;
е) выдача ссуд под залог ценных бумаг;
ж) перевод сумм на конторы и отделения Государственного банка, а также на казначейства, и выдача денег по переводам из тех же контор, отделении и казначейств;
з) получение платежей по присланным из учреждений Государственного банка учтенным и комиссионным векселям;
и) прием денежных вкладов на текущий счет, а также срочных и бессрочных;
й) прием на хранение процентных бумаг;
к) операции сберегательных касс;
л) реализация и конверсия государственных займов и обмен процентных бумаг по особым распоряжениям Государственного банка, а также продажа билетов Государственного казначейства, вновь выпускаемых для обмена билетов истекших сроков».

Комментарий: 0
|
Другие новости по теме:
Добавление комментария




Реклама
Календарь
«    Май 2017    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031 
Точное время
Карта
Найти рейсы
События
Счетчики
Яндекс.Метрика
Цены на топливо
Купить жилье