Казначейства Тобольской губернии в годы Гражданской войны
Опубликовал: zampolit, 23-04-2017, 18:31, Путешествие в историю, 1 133, 0
Революция с последовавшей за ней Гражданской войной стали наиболее драматичным периодом для казначейств. Национализация предприятий, разрыв хозяйственных связей, снижение налоговой дисциплины — все это отрицательно влияло на деятельность казначейств.
Одним из наиболее острых вопросов в народно-хозяйственной жизни стало обеспечение денежной наличностью. Для снятия остроты проблемы решением Временного правительства в обращение были введены денежные знаки 20 и 40 рублей, впоследствии получившие название «керенки». По этому поводу отдел кредитных билетов Государственного банка сообщал казначействам, в частности, следующее:
«В ближайшем времени, по постановлению Временного правительства, имеют быть выпущены в народное обращение новые бумажные денежные знаки 20 р. и 40 р. достоинств под наименованием «казначейские знаки». Знаки эти будут малого формата, будут печататься отдельными листами, по 40 экземпляров на листе, и могут быть выдаваемы в платежи и по обмену или целыми листами или, в случае надобности, отдельными экземплярами, отрезанными в любом количестве от листа.
Упомянутые знаки будут выпускаться наравне с кредитными билетами, причем к ним будут применяться все действующие законоположения о кредитных билетах и они будут обязательны к приему во все платежи и по обмену на неограниченные суммы.
Во избежание могущих быть недоразумений со стороны публики при появлении в обращении новых денежных знаков, г. г. управляющим учреждениями банка и г. г. казначеям рекомендуется разъяснять о сем публике путем помещения в местной печати соответственных заметок о выпуске новых знаков, а также принимать другие в этом отношении меры по усмотрению управляющего или казначея, направленные к ознакомлению местного населения и клиентов учреждений с означенным мероприятием Временного правительства».
Авторство по этим денежным знакам приписывают профессору Бернацкому. Во всей истории денежного обращения России эти деньги оказались, наверное, наиболее скандально известными и непочитаемыми.
После установления Советской власти в Тюмени в феврале 1918 года во все казначейства губернии были назначены комиссары, в Тюменское казначейство финансовый отдел Совета рабочих, солдатских и крестьянских депутатов города направил секретаря отдела П. Сивкова.
В силу нехватки эмитируемых Государственным банком денежных знаков в оборот поступило множество денежных суррогатов. Казначействам, оказавшимся в это время без какой- либо денежной наличности, оставалось только слать слезные телеграммы в новый центр губернии — Тюмень. Одну из таких телеграмм на своем заседании в марте 1918 г. рассматривал финансовый отдел Совета рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. После «длительных дебатов было постановлено:
«Передать вопрос на рассмотрение ближайшего заседания исполкома с просьбой немедленно принять меры к удовлетворению просьбы Ялуторовского казначейства, высказав пожелание снабдить полномочиями по телеграфу находящегося в Москве т. Неверова для поездки в Петроград за подкреплением.
Что касается Туринского казначейства, то отдел полагает, что до назначения в казначейство советского комиссара подкрепление вряд ли может быть сделано».
В целях удовлетворения «денежного голода» 14 марта 1918 г. финансовый отдел принял решение допустить хождение в Тюмени наряду с кредитными билетами купонов облигаций и билетов Государственного казначейства. Кое-что о том, как проходила выдача средств из казначейств при большевиках, удалось узнать из документов, сохранившихся благодаря чиновнику Сибирского торгового банка Шубину. Сам он об этом вспоминал так: «... В ночь перед побегом большевики искали меня, чтобы забрать с собой дела отдела, но я сказался в отлучке и дела и документы таким способом сохранил, увезти их не удалось...».
В июле 1918 г. после смены власти в Тюмени казначейства губернии были вновь подчинены Тобольской казенной палате, а та, в свою очередь, департаменту Государственного казначейства министерства финансов Сибирского Временного правительства Колчака, находившегося в Омске.
О том, в каких условиях пришлось начинать свою работу департаменту Государственного казначейства и с какими трудностями он столкнулся, дан достаточно полный анализ в информации Министерства финансов:
«Одной из основных задач, лежащих на департаменте Государственного казначейства, является составление государственной росписи доходов и расходов из частных смет отдельных ведомств и рассылка Казенным палатам расходных расписаний, которыми определяется на бюджетный период отпуск средств из казначейств в пределах отпущенных кредитов всем распорядительным управлениям.
Ко времени образования департамента Государственного казначейства, в июне 1918 года положение на местах было таково: расходных расписаний на 1918 год получено не было, не имелось даже сведений о том, какой бюджет установлен: переходный ли на первую половину 1918 года в связи с решением Временного российского правительства о переносе начала бюджетного года на 1- е июля, или годичный на весь 1918 год. В Казенных палатах имелось одно распоряжение департамента Государственного казначейства относительно производства расходов: допускать безкредитное расходование в пределах кредитных ассигнований соответствующих месяцев минувшего года, а разрешенных расходов и свыше этих норм. Между тем дороговизна жизни в Сибири за год настолько возросла, что прошлогодние нормы месячных ассигнований не соответствовали уже жизненной обстановке и вынуждали распорядителей к производству перерасходов.
Практика Советской власти в дело производства расходов внесла еще большую разруху. Прежде всего, началось разрешение повышенных расходов местными Совдепами, конечно вне всяких ассигнований; затем последовало разрешение расходов из собираемых доходов и других сумм, находящихся в распоряжении местных учреждений: из переводных сумм, из выручки жел. дор., казенных складов и т.п.; наконец на производство расходов стали присылаться суммы непосредственно распорядительным управлением или на открытые им текущие счета в банке или казначействах. Сами выдачи в некоторых случаях производились из казначейств не по ассигновкам, а по запискам комиссаров.
Все это расшатало в корне действующие у нас правила о единстве кассы и в производство расходов внесло произвол, понизивший сильно сознание служебного долга и подзаконности у распорядителей.
Упорядочить производство расходов и восстановить единство кассы было неотложным делом, ставшим пред образовавшимся в июне департаментом Государственного казначейства.?
Так как на момент образования Сибирского Временного правительства по времени совпал с концом первого полугодия, то департамент Государственного казначейства, имея ввиду, что от Казенных палат были своевременно в 1917 году затребованы сведения для составления переходного бюджета на 1-е полугодие 1918 года, решил с 1 июля 1918 года положить начало новому бюджету, также переходному на 2-е полугодие, чтобы в дальнейшем восстановить прежний порядок составления годичных бюджетов с 1-го января по 1-е января. Начала нового бюджетного периода требовали также политические обстоятельства, диктовавшие непризнание распоряжений и кредитов Советской власти и желание департамента поставить распорядителей в немедленную необходимость испросить кредиты, чем в связи с закрытием текущих счетов достигалось бы восстановление сметного порядка. Чтобы жизнь на местах в это операционное время не остановилась, разрешение необходимых кредитов на первый период, впредь до представления и рассмотрения смет, на что потребно известное время, было возложено на общие присутствие Казенных палат с непременным участием представителей Государственного контроля.
Эти принципы легли в основание циркуляра департамента Государственного казначейства за №1 от 25 июля 1918 года.
Циркуляром этим Казенным палатам предложено:
1) закрыть все кредиты, открытые помимо Временного Сибирского правительства, в остатках на 1-е июля, с какого срока должен действовать новый переходный бюджет 2-го полугодия;
2) всем законно существующим распорядителям разрешить безкредитное производство расходов, взяв за норму расходы за май месяц, а в необходимых случаях разрешать расходы свыше этой нормы;
3) выяснить, какие учреждения и кассы специальных сборщиков производили расходы за счет собираемых доходов и предложить им урегулировать свое счетоводство и
4) озаботиться составлением смет на второе полугодие 1918 года и на 1919 год.
Вместе с тем департамент 2-го июля 1918 года за № 20 циркулярно обратился ко всем министерствам о скорейшем составлении смет по неотложным расходам на текущее полугодие и на будущий 1919 год.
14-го августа 1918 года за № 318-321 департамент просил г.г. министров и главноуправляющих сделать безотлагательное распоряжение о восстановлении сдачи в казначейства доходов и сборов в полной сумме поступлений всеми распорядительными управлениями и кассами специальных сборщиков, о прекращении ими расходов за счет сборов и об урегулировании с казначействами счетов по расходам, произведенным уже из доходов.
По мере образования центральных учреждений, с поступлением к ним частных смет и требований с мест об открытии кредитов, в департамент Государственного казначейства стали поступать от ведомств отдельные представления об ассигновании кредитов или об установлении норм ежемесячных расходов. Ходатайства эти по рассмотрении вносились департаментом в Совет Министров для ассигнования кредитов.
Затем ввиду массового поступления таких ходатайств и характера неотложности большинства расходов ассигнование кредитов производилось департаментом непосредственно, в порядке управления. Ведомости открытых в этом порядке кредитов вместе с заключением по ним Государственного контроля вносились департаментом на утверждение в Совет Министров.
По истечении операционного времени в ноябре месяце департамент признал необходимым ассигнование операционных кредитов из ведения Казенных палат изъять и сосредоточить у себя. Мера эта имела целью принудить ведомства выработать определенный круг задач на будущий год и подразделить предстоящие им работы на первоочередные и второстепенные.
Однако планомерное проведение намеченных мер к восстановлению единства касс и законному порядку производства расходов встретило большие препятствия и не принесло немедленно желательных результатов.
Наиважнейшими препятствиями были:
а) разрушенность аппаратов управления на местах и нахождение во главе управлений лиц, мало знакомых с кассовым и сметным порядком;
б) образование новой власти вне всякой преемственности, почему в министерствах не оказалось ни опытного личного состава, ни традиций, ни архива, ни, наконец, знания местных учреждений, их штатов и нужд;
в) бедность Сибири интеллигентными силами и, в частности, недостаток лиц, знакомых с государственным счетоводством, вследствие чего формирование министерств шло крайне медленно, в особенности по счетной части;
г) разновременность объединения под властью правительства территорий, что, в связи с недостатком личного состава центральных управлений и малой оборудованностью их техническими и канцелярскими средствами, лишало их возможности немедленно и широко оповещать распорядителей об изданных правительством распоряжениях и следить за их выполнением и
д) недостаток денежных знаков, вынуждавший распорядителей воздержаться от сдачи сборов в казначейства, каковое отступление от правил утверждалось центральными учреждениями.
Все это крайне вредно отражалось на сметном деле и привело к большому запозданию в представлении смет ведомствами, нарушившему первоначальные расчеты департамента.
Представленные ведомствами сметы подвергались рассмотрению в особых Междуведомственных совещаниях, составленных из представителей департамента Государственного контроля и заинтересованного ведомства».
Неимоверными усилиями удалось в короткий срок возобновить деятельность казначейств. Во второй половине 1918 года поступление доходов и производство расходов по Тобольской казенной палате выражалось в следующих цифрах:
— доходы — 23711500 руб.
— расходы — 44144968 руб.
Тенденция постоянного роста расходов с одновременным снижением доходов сохранилась и в 1919 году.